itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Владимир Топоров: «Русская музыка любима во всём мире»

0
1086
Время на чтение 6 минут

Источник: Русское поле

Владимир Топоров сегодня один из самых известных исполнителей народной музыки, народных и авторских песен. Гармонист, преподаватель игры на старинных музыкальных инструментах, участник казачьего ансамбля «Есаул», солист ансамблей «Вар», «Хмель», «СМА-Родина». В его репертуаре – песни на стихи Сергея Есенина, Николая Рубцова, Александра Аверкина, Виктора Бокова.

Родился Владимир в 1986 году в крестьянской семье в посёлке Кадниковский Вожегодского района Вологодской области. Окончил Вологодское музыкальное училище по отделению народного хора и вокальный факультет Московского государственного университета культуры и искусства.

Владимир Топоров не раз представлял нашу страну во Франции, Венгрии, Греции, Литве, Македонии, Польше, Сербии, Хорватии. Россия звучала в далёком далеке русскими народными и казачьими песнями, разливистой вологодской гармонью.

Лауреат и дипломант Всероссийских и Международных конкурсов, лауреат премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина.

– Владимир Александрович, благодаря вам мы слышим в столице голос Вологодчины. Расскажите о своей родине.

– Вологда для меня – не только сам город, но и вся область. Когда еду домой, всегда сердце стучит радостнее, а в душе такое счастье и тепло! Земля, по которой бегал босиком, травы, от которых кружится голова, сказочный, красивый лес! А самое главное – это люди и их слово, их диалект, и, конечно же, широкая вологодская душа и доброе сердце!

В любом селе, в каждой семье всегда жила музыка, дети впитывали её с молоком матери и с пелёнок. И в моей семье так было… Я с детства играл на гармошке.

Сейчас в селе упадок, работы практически нет, молодым мужчинам приходится уезжать в города на заработки, чтобы прокормиться, а зачастую и вовсе оставаться там. Лес вокруг посёлка вырубили, некуда стало сходить за грибами и ягодами.

Раньше, в моём детстве, почти в каждой семье была корова, козы, куры, свиньи и своё хозяйство, а теперь ни одной коровушки в округе не осталось и сено не косят, кругом всё травой зарастает.

– Вы в Москве со студенческих лет. Что скажете о столичной культуре?

– В Москве я с 2005 года, многое узнал здесь и усвоил. Если говорить о национальной культуре, то в Москве она есть, вернее сказать, есть люди и организации, которые её развивают, передают детям, пытаются сохранить. Но самое грустное, что государство практически не поддерживает развитие и сохранение русской национальной культуры.

Я считаю, что без традиционной культуры – фольклора, народных обычаев и праздников здорового общества в России не будет. К сожалению, на главных телеканалах мы видим в основном «попсу», рок-н-ролл, ар-н-би и т.д. Это нормально для молодежи, понятно, что мир не стоит на месте. Но хоть какое-то место должно быть уделено и русской традиции, потому что в ней – корни государствообразующего народа. Если их не подпитывать, народ погибнет. Создайте просветительские телепередачи, покажите нашу национальную музыкальную традицию. У нас огромный пласт песенного, танцевального фольклора, есть замечательные русские народные ансамбли, но по центральному телевидению мы не видим их.

Так нельзя!

Я уверен, что в скором будущем это изменится. Люди уже сейчас создают свои ТВ каналы, такие, как «Жар Птица», например, и транслируют по ним русскую песню. Спасибо им!

Но «Жар-птица» – кабельный телеканал, не для всех доступный. По телевидению не показывают исполнение музыки на русских народных инструментах, и молодёжь о них не знает. Сделайте передачу «Играй, гармонь!» по федеральному каналу в восемь часов вечера, а не в субботу в пять утра. И сознание у народа поменяется.

И потом, почему, спрашивается, у нас есть только «Играй, гармонь!» – единственная программа о русской традиции?.. Как утопающий корабль.

С другой стороны, телепередача «Лучше всех» весьма спорна. Зачем нравственно губят талантливых детей, разжигая в них самолюбие? Ведь можно ребёнку сказать, что ты – лучше всех, и, всё, человек пропал.

На мой взгляд, нужно другое. Надо поддерживать рекламой фестивали народной музыки. И они должны быть не только в Сибири и на Кубани, но и в Центральной России. Нужен госзаказ на эти мероприятия.

Есть фольклорные школы. Покажите их по телевизору. Сделайте цикл телепередач о знаменитых фольклористах.

Много для фольклорного движения в стране делает Сергей Старостин. Замечательный артист, глубокий человек. Покажите его по центральному телеканалу! Человек посмотрит на него и вспомнит: «А мой дед играл на гармошке! А, может, и мне попробовать? И внукам дать гармошку, пусть они продолжат традицию».

У каждого человека есть генетическая память, надо её разбудить.

Давайте задумаемся: почему, когда в русской молодёжной компании играют на балалайке, это вызывает усмешки. А если чеченская молодёжь играет на своих бубнах, наоборот, – это восторг и восхищение?..

– Как иностранцы встречали ваше исполнение русских песен?

– Хочу вспомнить одно выступление в сербском городе Нови Сад, когда мы с ансамблем «Вольная станица» выступали вечером на главной площади города, исполняли песню «Тамо далеко». Все до одного зрителя встали и пели с нами вместе. Не могу передать словами это единство славянского духа! Для сербов «Тамо далеко» как гимн. Также было и в Хорватии, в городе Цриквенице, когда мы вместе, одной семьёй, пели романсы на слова Сергея Есенина под гитару. Люди пели и плакали. Это же о чём-то говорит!

Иностранцам нравятся наши песни и романсы «Очи чёрные», «Коробейники», «Подмосковные вечера». В славянских странах очень любят пляски, хороводы, любят казачьи выступления с шашками, любят балалайки. Это мы и везём за границу. Хорошо воспринимают военные песни Второй мировой войны. Любят русские романсы, Шаляпина.

В Македонии на берегу Охридского озера проходит международный фольклорный фестиваль. И когда мы, исполнители из разных стран, идём по городу со своими музыкальными инструментами на главную площадь, это очень красиво!

Русская музыка – яркая и колоритная. В этом наше отличие от всех.

– Как вы относитесь к тому, что старинную песню порой аккомпанируют музыкой с элементами рока?

– Весьма сдержанно. Я вижу, что при таком аккомпанементе теряется назначение песни. Мало кто может делать хорошие обработки. Чтобы слушать такое исполнение, надо любить не только фольклор, но и рок-музыку.

Хочу сказать о протяжной песне, об исполнении на три, четыре голоса. Такую песню можно полчаса петь и полчаса слушать. Она как молитва. Лидия Русланова говорила: русскую песню спел – как в храме помолился. А сейчас песня – три минуты, не больше!

Если мы шагнём на сто лет назад, то увидим, что звучали былины, играли тальянки, балалайки, гудочки, колёсные лиры. При раскопках на русской равнине нашли уже не одну волынку. Она была устроена так: две жалейки и трубка между ними играли в терцию. Её звук – русский колорит. Это была целая культура. Осмысленная, бытовая, праздничная. Песни лирические, исторические.

Увы, сегодня у тех, кто занимается сохранением и развитием традиции, самый низкооплачиваемый труд. Люди и рады бы послушать колёсную лиру, да негде. А она бы им точно понравилось.

– Мне не раз доводилось слышать в столичных церквах исполнение на клиросе не московской певческой школы, а звучание народных мотивов – то южных, то северных. Как связана церковная и народная музыка?

– И Шаляпин пел в церкви, и Надежда Плевицкая. Был хор Жарова. Какие там были басы! Наше национальное достояние!

Вообще, ни в одной стране мира нет такой богатой культуры – лирические страдания, исполнение «под язык»…

– Что значит «под язык»?

– Раньше, когда народ сходился на вечёрки, не везде были музыканты. И тогда собравшиеся старались имитировать голосом и губами музыкальный инструмент: тигида-тигида-тигида…

– Что скажете о современной музыке?

– Разрыв с традиционной культурой произошёл после революции 1917 года, следующий разрыв был в 1990-е годы, и тогда же начался наплыв субкульуры. Были и раньше «волны» – «Битлз», но это здоровая музыка. «Pink Floyd» – шикарные музыканты. А сейчас очень много мусора вышло наверх – музыка, в которой нет света, здорового начала. Эта музыка рассчитана на «развлекуху», она разнуздывает. Если это даже интересная современная музыка, главное понять, несёт ли она в себе смысл или нет.

– Кое-где молодёжь пытается возрождать музыкальные традиции. Супруги Нестеровы на Дону – хороший пример.

– Это как раз и есть результат работы фольклорных школ и энтузиастов. Большая заслуга и профессоров вузов в распространении знаний о народной музыке. Таких преподавателей надо поддерживать.

Помню наших преподавателей: недавно почившего Царегородцева Владимира Андреевича, Антипову Людмилу Алексеевну, Бекке Виктора Владимировича, Колесника Юрия Леонтьевича. Они ездили в экспедиции, записывали у бабушек народные песни, исследовали народные традиции и быт.

Да, есть и замечательная молодёжь, я работаю с ней в музыкальной школе.

Мы живём на своей земле, русская музыка любима во всём мире. Нам надо только осознать, что мы – наследники великой культуры и великой традиции.

Беседовала Ирина УШАКОВА


Владимир Топоров в настоящее время серьёзно болен онкологическим заболеванием и музыканту необходимы денежные средства на лекарства. Благодарим всех, кто сможет пожертвовать Владимиру Александровичу.

Номер карты Сбербанка 2202 2022 4147 0842

2200 6503 6488 8772 ВТБ

Источник: Русское поле

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Ушакова
Литература создаёт страну
Выступление на Иринарховских чтениях-2024 в рамках Круглого стола «Личность может воспитать только личность»
21.03.2024
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Осмыслить, за что сражается Донбасс
Для нашего национального характера жизненно необходимо ощущение нравственной правоты
27.12.2023
Все статьи Ирина Ушакова
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59