Святость в северной средневековой традиции. Часть II

0
353
Время на чтение 5 минут

Источник: Православная жизнь

Часть 1

Близость Небу позволяет человеку узреть его во всём окружающем.

Ещё кельтское язычество имело своё неповторимое отношение к природе. Если для германца природа являлась местом приложения сил, её надо было покорить или не сдаться ей, то для кельтов природа была полна красоты. По этой причине волшебные существа кельтской мифологии открыты людям, не враждебны.

Приняв христианство, кельты хотели замечать присутствие Бога везде, во всём творении. Кельты прославляли явление Бога в природе. Так воспринимали мир святые, но так воспринимал его и народ, что отразилось в религиозных песнопениях и молитвах.

Обращаясь к святым, кельты могли петь: «Приди, Бригитта, подои мою корову».

Поэзия очень много значила для кельтов Ирландии. Большинство монахов острова были грамотны и создавали на своём языке удивительно красивые песни, молитвословия, гимны. Вся литургическая поэзия ирландцев дышит хвалой Христу и ощущением Его близости.

Крайне важна была для кельтских подвижников дружба. В дружбе язычники кельты искали духовного – утешения и общения, даже понимания, а не помощи в делах, как язычники германцы. Понятие дружбы в христианстве приобрело ещё более важный смысл родственности.

Кельты, приняв христианство, преобразили всё лучшее, чем жил их народ, наполнили всё новым смыслом.

Однако при этом кельтские святые часто живут одни, как отшельники, либо в одиночку совершают миссионерские путешествия. Кельты нередко одиноки по жизни и едины по духу. При этом всеединство выражалось в монашестве. Общинная жизнь крайне много значила для кельта. Само появление многочисленных монастырей говорит о том, что кельты в основном желают жить общинно и дружественно внутри своей общины. Христианство открывает кельтам мир человеческой души с её сложнейшими переживаниями. Кельты обращаются к глубинам своей личности, но при этом они осознают себя как принадлежащих к одной церкви. Кельтский святой не является одиночкой перед Богом, даже если он живёт в отшельничестве, подобно Меланджелле, или путешествует, подобно Коламбе. Пусть не обманет нас внешнее уединение – его целью было не разорвать общение с человечеством, а возлюбить Христа и каждого человека.

В кельтском язычестве было понятие Волшебной страны (имевшей разные названия), иного мира, куда можно прийти или доплыть. Это одновременно и мир умерших, и мир волшебных персонажей. Христианство дало возможность на всё течение жизни взглянуть как на чудо. Жить стало не только важно, но и радостно, и светло. Кельтские святые светло смотрят на окружающий мир и человека в нём. Они убеждены, что в Господнем мире для всех приготовлены любовь и радость. Но при этом человек призван творчески вмешиваться в ситуацию чьей-то скорби и боли. Так, святая Бригитта принимает в монастыре странников и больных. В других монастырях укрываются путники, находят приют бездомные и несчастные, обучаются грамоте неучёные. Монастыри кельтов активно служат народу. Даже отшельники не исключены из этого служения. Можно сказать, что вначале отшельник уходит в некое уединённое место и там стяжает благодать, а потом вокруг него собираются ученики и последователи, для которых он становится духовным наставником и служителем, что всегда оказывало благотворное воздействие на простой народ из окрестных селений.

Ощущение Живого Бога и Его благодати позволяло кельтским святым жить радостью и надеждой. Святой Коламба, лицо которого, по свидетельству современников, сияло неземным светом, просит похоронить его на острове Иона и говорит: «Пусть тут настанет час моего воскресения». В этом проявляется его ощущение побеждённой смерти, торжества и ликования благодатной жизни в Господе. С точки зрения кельтских святых нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться этому. Предощущение всеобщего воскресения свойственно святому Коламбе. Недаром в его уставе говорится монахам, что они должны «демонстрировать усердие в пении во время заупокойной службы, как если бы умерший человек был их закадычным другом».

Мысль о вездеприсутствии Божием отражена в уставе в записи о том, что монахи должны были часто совершать крестное знамение: перед дойкой коров над ведром для молока, над инструментами перед их использованием, над лампадами и так далее. По мысли святого Василия Великого, благодатный человек узнается по тому, что всегда помнит о Боге, что бы он ни делал. Коламба формулирует в уставе ту же мысль, в её практическом применении. Память о Боге рождается от ощущения Его присутствия. Аскеза и молитва приводят к благодатной любви, а любящему и ощущающему Христа неизменно радостно и светло жить на земле. Известно, что гостям в монастыре Коламбы всегда радовались и тепло их принимали.

Святой Патрик, можно сказать, благословил миссионерскую активность ирландских монахов, и знаменитое движение перегринов, совершаемое вдали от родины, тому пример.

Перегрины (а среди них было множество святых) понимали, что в жертву Богу должно быть принесено самое дорогое, то есть любовь. А Бог, очистив человеческую любовь, отданную Ему, вернёт её исцелённой и преображенной. Происходило и переосмысление по отношению к тому, что дорого сердцу. Святой Коламба Шотландский, говоря, что ему в Ирландии дорого всё, кроме её королей, отнюдь не романтизирует в воображении образ своей страны. Он по-христиански трезво понимает, что никакая «земная» земля не синоним рая и никакая земная власть не является его прообразом. И тем не менее рай совсем близко, он открывается чистому сердцу в любом месте мира. Именно чистота и даёт человеку жить Богом, а такая жизнь блаженна. Согласно христианскому пониманию, отраженному в практике кельтских святых, покаянная борьба со страстями позволяет Богу жить в человеке, в меру очищения последнего. Такая жизнь восстанавливает в человеке его связь с человечеством. Не случайно вокруг ирландских монастырей собирается множество мирян, живших вместе с монахами и взаимно служивших друг другу. Так, в монастырях люди находили духовный совет, поддержку и утешение, монахи воспитывали и обучали ирландских детей. А люди, в свою очередь, не считали зазорным работать на монастырских полях и в мастерских. Это своеобразное трудничество воспринималось и той, и другой стороной как единая христианская жизнь и общее служение.

Исцеляя себя, подвижник низводит благодать в дольний мир, и всё вокруг него исцеляется. Поэтому неслучайно с точки зрения христианства то особое отношение животных к кельтским святым: кабан расчищает место для монастыря святому Сиарину, конь плачет рядом со святым Колмциллом, предчувствуя смерть хозяина. Подобных примеров в житиях множество.

Артём Перлик

Источник: Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Перлик
Все статьи Артем Перлик
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07