itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

И. В. Гёте о вечном

0
440
Время на чтение 5 минут

Источник: Православная жизнь

Паисий Афонский замечал: «Лишь жития святых, написанные святыми, действительно говорят о святом то, что нужно сказать». Только человек, приложивший колоссальный и несравненный труд, понимает другого.

Гёте говорил о себе: «Какой же мощный молот нужен был, чтобы избавить мою природу от множества шлаков и сделать моё сердце самородком». Томас Карлейль писал Ральфу Эмерсону о Гёте следующее: «Никому из людей не дано увидеть того, что видит Гёте, если ему не пришлось трудиться и бороться как никому из смертных».

Гений не может погрешить против звучащего в нём Духа Святого. Сделай он так – и это было бы святотатством, Бог отступил бы от такого гения. Великий Гёте говорил, что не может, не в состоянии сделать фразу. Он замечает: «Ничего в жизни я не остерегался так, как пустых слов». Как это по-евангельски, как это в духе Христа!

Исаак Сирин пишет: «Молчание ‒ это тайна будущего века». Не стоит думать, что в будущем веке никто не разговаривает. Здесь речь совсем о другом. Когда мы ощущаем Духа Святого ‒ мы знаем. Потому что всё познание в Боге, и только в Нём. Знающий Бога знает и мир во всех его частях, целостности и оттенках. Чжуан-цзы пишет об этом так: «Ловушкой пользуются для ловли зайца. Поймав зайца, забывают о ловушке. Словами пользуются для выражения смысла. Постигнув смысл, забывают про слова. Где бы найти мне забывшего про слова человека, чтобы с ним поговорить?».
Знающий Бога ощущает и видит всё, это полнота знания. В таком случае и между такими людьми язык используется не для передачи информации, не для уточнения, но для того, для чего он был создан ‒ восхвалять, петь, превозносить, торжествовать, славить, удивляться, изумляться, признаваться в любви и петь великие песни.

Не думайте, что рассказы о детстве великих людей и святых ‒ это всего лишь житийные штампы. Маленький Гёте не хотел играть с другими людьми и вступал в игры неохотно, стараясь скорее закончить их. Любимой его игрушкой была счётная доска его отца.

То, что по мерке малым и банальным людям, невыносимо для титанов и великанов. Поэт Джон Китс писал: «Мир слишком груб для меня». Кто бы понял его среди лавок, танцплощадок и магазинов?

Представьте себе человека, имеющего Божественное ощущение мира. Мир так переменчив и люди так различны, а он чувствует всех и вся. Чувствует, как Дух Святой наполняет вселенную, чувствует страдание, боль, радость, горесть всех, кто его окружает, и вообще имеет несравненное ощущение мироздания. Может ли он находиться в одном настроении?

Друг детства Гёте Штольберг писал: «Как часто я видел его на протяжении 15 минут то млеющим, то бешеным». Лафатер говорил о Гёте: «Я не видел другого одновременно столь терпимого и нетерпимого человека».

Гёте сознавался Эккерману: «Меня всегда называли баловнем судьбы. Я и не собираюсь брюзжать по поводу своей участи или сетовать на жизнь. Но, по существу, вся она ‒ усилие и тяжёлый труд, и я смело могу сказать, что за 75 лет не было у меня месяца, прожитого в своё удовольствие».

Жёны великих поэтов понимают, о чём говорит Гёте. При этом, несмотря на давление, огорчение и неприятности, он всегда ощущал себя любимцем Бога, как и положено человеку, носящему большую благодать.

«В одном могу уверить вас, ‒ говорил Гёте, ‒ даже в самом разгаре счастья живу я в полном отречении». Эти слова классика свидетельствуют о колоссальном усилии, которое приходится прилагать великому человеку, чтобы быть достойным Бога, доверившего ему несравненный дар. Ведь люди не умеют видеть; гений открывает им глаза, если только они хотят. «Что труднее всего? ‒ спрашивает Гёте и отвечает: ‒ То, что кажется тебе самым лёгким. Видеть глазами то, что у тебя перед глазами».

Истина в Духе Святом, великий человек, имеющий Духа, знает всё и, даже если ошибётся в какой-то детали, он всегда абсолютно точен в сути. Гёте говорит об этом: «Я могу ошибиться в отдельных вещах. В целом я никогда не ошибусь». И он же пишет: «Высшего, чего может достичь человек, ‒ это изумление». Как это созвучно со словами Исаака Сирина: «В раю все находятся в состоянии удивления и изумления». И об этом изумлении перед Творцом говорит также Гёте.

Поэт задолго до понимания ХХ века о важности синтеза взглядов наук, культур и теологии обращал внимание на то, что любой естественно-научный взгляд будет неполным без общего. Он писал следующее: «Математики ‒ страшные люди. На том основании, что они много сделали, возомнили себя универсальной гильдией. Не хотят ничего признавать, кроме того, что подходит к их кругу, что их орган способен обработать».

У Гёте мы находим и следующее выражение: «Сущность нужно иметь всегда живой перед собой и не убивать её словом». Сущность есть Дух Святой. Имеющий Его имеет вселенную, понимает всё верно.

Здесь как нельзя лучше подойдут слова немецкого поэта Новалиса: «Могут быть математики первой величины, не умеющие считать».
Эйнштейну совсем не обязательно понимать, что его обсчитали на рынке. И вновь обратимся к Новалису: «Можно быть великим в счёте, не имея представления о математике». Как тут не вспомнить торговцев, обсчитывающих Эйнштейна.

Гёте был уверен, что если строки стихов и книг не служат жизни и не способствуют значимости этой жизни, то они не заслуживают никакой ценности и не имеют смысла перед лицом вечности. То есть не имеют смысла вообще. Потому такой человек, наполненный небесным величием, всегда потрясал, удивлял и вызывал необыкновенное ощущение.

Лафатер пишет о 25-летнем Гёте: «Кто может сказать об этом лице, что он не гений?».

Фридрих Якоби замечает: «Гёте ‒ гений с головы до ног. Нужно побыть с ним час, чтобы признать смехотворными, думать и поступать иначе, чем он думает и поступает».

Лафатер говорит: «Гёте мог бы быть королём. Он обладал не только мудростью и простодушием, но и силой».
Здесь имеется в виду та сила, которую Христос даёт величайшим мудрецам и поэтам говорить как власть имеющий, а не как умники и формалисты.

В 40 лет Гёте пишет о себе: «Почти всегда я как новорожденное дитя». Дитя евангельское и одновременно неслыханный мудрец, знающий мир до конца.

Гёте настаивает на первопричине в Боге, без которой невозможно познавать, понимать и творить. Он говорит: «Заблуждения хранятся в библиотеках».
Истина живёт в человеческом духе. Не случайно за несколько дней до смерти поэт обращается к домашним и ученикам с последним замечанием строчками Евангелия: «Духа не угашайте».
По Гёте, творчество и жизнь существует для того, чтобы мы оказались настоящими, достойными замысла о нас Господня. Он пишет: «Будем ждать и надеяться, что лет эдак через 100 мы сможем наконец стать не абстрактными учёными и философами, но людьми».

Артём Перлик

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Перлик
Все статьи Артем Перлик
Последние комментарии
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Советский недобиток
27.02.2024 16:47
Кто идёт к власти в России?
Новый комментарий от наталья чистякова
27.02.2024 16:30
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.02.2024 16:11
Приступим ли к освобождению Одессы и Николаева?
Новый комментарий от Калужанин
27.02.2024 15:55
К 155-летию Н.К.Крупской
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.02.2024 15:41
Разберёмся: что не так с «цифрой Мурза»
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.02.2024 14:58