Последний герой

Ушел из жизни Николай Губенко

Бывший СССР 
0
558
Время на чтение 5 минут

Источник: «Санкт-Петербургские ведомости»

Умер последний герой нашего театра и кино

Последний герой. Ушел из жизни Николай Губенко  |

Актер, который на своем творческом веку сыграл страстотерпцев и тираноборцев, воинов и босяков и про которого с полным правом можно говорить: в своем творчестве и в своей жизни он всегда искал Истину и всегда играл тоску по Истине.

Николай Губенко был великим актером.

Это понимал каждый, кто видел в Театре на Таганке «10 дней, которые потрясли мир», где он играл Керенского, или «Пугачева», или «Бориса Годунова». Его царь Борис в запрещенном спектакле Юрия Любимова страдал с неслыханной силой, просто самоубийственной.

В театре, где система актерского погружения в образ не слишком приветствовалась, Губенко был самым «погружающимся», он просто не мог иначе. Его сценическая самоотдача всегда была запредельной. Он обладал даром такой мощи, такой лихости и такой удали, какими даже в те благословенные для актеров времена мало кто мог похвастать.

А кто не видел этих спектаклей, тот наверняка запомнил рабочего паренька Кольку Фокина из ленты Марлена Хуциева «Мне двадцать лет», впервые решающего для себя такие простые и такие важные вопросы – что есть достоинство и честь человека, в чем смысл дружбы и в чем смысл жизни. Или красного генерала Блюхера, который был буквальным олицетворением этих качеств. Или красного директора автомобильного гиганта Зворыкина – из матросиков на наших глазах вырастающего в былинную фигуру...Как объяснить сегодняшнему зрителю, что такое масштаб личности?

Что такое, когда актер в фильме появляется на несколько минут, как лейтенант Голощеков в ленте «Они сражались за Родину», а запоминается наравне с главными героями, которых играли к тому же сплошь корифеи? Или огненноглазый лихой лошадник-барышник в «Дворянском гнезде», в котором за несколько минут вместилась вся русская удаль?

В своем режиссерском дебюте, фильме «Пришел солдат с фронта», Губенко сыграл председателя колхоза, однорукого демобилизованного фронтовика, вернувшегося в буквальном смысле на пепелище. И то, как человек справлялся не только с послевоенными трудностями, но и с самим собою, жестоко обездоленным войной, то, как смотрел невидящими от горя глазами, выжигало изнутри.

Губенко как-то умел это: сжигать себя в кадре и сжигать зрителя в зале.

Когда воспитатель детдома, жестокий и ненавидимый сиротами, срывал с рук свои вечные перчатки и, схватившись за лицо этими сожженными руками танкиста, начинал глухо рыдать – вместе с ним рыдал зал.

Он и режиссером оказался удивительным. Не сказать, что его фильмы поражали режиссерской изобретательностью, организацией кадра, движением камеры. Но эти фильмы всегда поражали «организацией души».

У него в самых крохотных эпизодах всегда снимались великие артисты. Потому что в «Подранках» без Натальи Гундаревой невозможно сегодня представить себе эпизод с «капелькой супа», и невозможно представить себе этот фильм без глухонемого дворника, берущего метлой «на караул», в исполнении Евгения Евстигнеева.

Он мог увидеть фантастические глаза у случайно забежавшей в павильон девочки и уговорить ее сыграть пацана, потому что именно такие глаза должны быть у мальчика за секунду до смерти.

Вообще о фильме «Подранки» много писали. Но сегодня обнаруживаешь, что помнишь его не просто целиком, а еще и в мельчайших деталях – потому что в каждую из этих деталей вложено содержание целой жизни... Именно это и было режиссерским методом Губенко.

Перефразируя Черчилля, могу смело сказать, что «у того, кто не любит фильм «Подранки», – проблемы с сердцем, а у того, кто не любит «Из жизни отдыхающих», – с головой». Наверное, мало в ту пору можно было найти смельчаков, с таким сарказмом высказавшихся о краснобайстве и пустословии современного «как бы интеллигента» (а на самом деле – обыкновенного ничтожного обывателя), как высказался Губенко в пору, когда интеллигент был «священной коровой» нашего кино. Каждая деталь этой «жизни отдыхающих» в мертвый сезон – феноменальной точности и наблюдательности микроновелла.

Лишь одни глаза и одно лицо в «Отдыхающих» было неподвластно тлену: Она. «Прекрасная дама». «Чистейшей прелести чистейший образец». Так, как он умел снимать свою женщину, свою жену, свою музу, свою любимую актрису Жанну Болотову, – больше не умел никто. Именно в его руках она становилась и большой актрисой, и символом всего самого прекрасного, что есть на свете. Когда я сегодня думаю о ней, о Жанне Андреевне, оставшейся без него, – у меня разрывается сердце.

Он руководил театром «Содружество актеров Таганки», и в сентябре там должна состояться премьера, которую он ждал и которой уже не увидит.

...Он давно не снимался и давно не снимал. Про что думал и о чем болела душа – снимать в новом веке было не модно. А ролей ему в размер давно уже не пишут.

О нем в последние лет 25 его жизни не трубили СМИ, да он и сам не мелькал на телеэкране, куда так стремятся попасть все _ «для медийности».

Для меня его кино закончилось в 1983 году, а снятую в 1988 году (крайне неудачную, на мой тогдашний взгляд) «Запретную зону» я с тех пор не пересматривала, хотя, наверное, сейчас пересмотрю.

Он буквально одного дня не дожил до 79 лет.

Про его «постсоветскую» жизнь известно совсем мало. То есть практически ничего.

Да, он был первым министром культуры перестроечного СССР и успел спасти от передачи Германии трофейные художественные ценности. Репутация его всегда была безупречна.

Он родился в Одессе в августе 1941 года. Отец, летчик, погиб в воздушном бою практически сразу после рождения сына. Но успел узнать, что родился сын. Мать в 1942 году повесили немцы за отказ сотрудничать. Он был пятым ребенком в семье. Четверых сестер и братьев разобрали соседи, а грудничка оставили у себя дед с бабкой, да и того прокормить могли с трудом.

Он беспризорничал, в 1947 году попал в детприемник, а потом детдом, оттуда – в Суворовское училище. Фильм «Подранки» он снял о себе и своем детстве.

Они вдвоем с мальчиком Алешей Черствовым и сыграли в картине две лучшие роли.

После Суворовского он должен был поступать в институт военных переводчиков, но, на наше счастье, институт закрылся, и он поступил на курс к Сергею Герасимову во ВГИК.

Его актерская судьба складывалась счастливо, да и режиссерская не хуже. Он, выращенный по большому счету страной и государством, любил и уважал эту страну и это государство до конца своих дней. И убеждениям своим никогда не изменял.

Он, сумевший всего в жизни – включая «сказочную принцессу своей мечты» – добиться талантом и трудом, не мог ненавидеть и презирать страну, позволившую ему это и щедро его награждавшую. Он ее, страну, никогда не предал.

Он вообще никого никогда не предавал, и это по его приглашению и по его неустанным просьбам в страну вернулся его учитель – Юрий Любимов. А когда ему стало ясно, что придется предать часть своих товарищей, Губенко не стал этого делать и пошел на конфликт с боготворимым Любимовым.

И еще: он был одним из последних, кто поддерживал драматурга Геннадия Шпаликова. Опустившегося, пьющего, бездомного, в вечной депрессии, от которого отвернулась в ту пору почти вся кинематографическая общественность (в том числе и те, кто был обязан Шпаликову карьерой), кроме женщин, которые его любили, и Губенко, который тоже его любил.

Губенко никогда не отрекался от того, во что верил. Этим тоже в наше время мало кто мог похвалиться.

Светлая вам память, Николай Николаевич, незабываемый!

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6743) от 18.08.2020 под заголовком «Последний герой».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Павлова
«Онегин, я скрывать не стану…»
Что не так с фильмом «Онегин» Сарика Адреасяна
13.03.2024
Все статьи Ирина Павлова
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07