Источник: Правда, №71 (31003) 14—17 августа 2020 года
Зрители ждут результатов
Мы в «Правде» многократно знакомили читателей с абсолютно ненормальным положением, которое создано в коллективе Московского Художественного академического театра имени М. Горького, били тревогу в связи с этим. Активно били тревогу и зрители.
В период с января 2019 года по настоящее время поклонники МХАТ, возмущённые свержением с должности художественного руководителя театра народной артистки СССР Т.В. Дорониной, направили в министерство культуры РФ несколько сотен обращений. В них ставились вопросы как о качестве постановок при новоявленном худруке, «режиссёре» и «театральном педагоге» Эдуарде Боякове, о личности его, так и о финансово-хозяйственной деятельности театра.
ЗАКОНОМЕРНОЕ зрительское возмущение поднялось сразу же после замены Дорониной на Боякова. Уж слишком неадекватно и несправедливо! Никак не увязывалось с легендарным МХАТ и сомнительное прошлое неожиданного выдвиженца, а звание президента театра, «дарованное» признанному лидеру творческого коллектива, было явно декоративным, поскольку не давало Татьяне Дорониной никаких реальных прав.
Поток многочисленных обращений в минкультуры вызвало уничтожение Бояковым фотовыставки, посвящённой юбилею Татьяны Васильевны Дорониной. Тогда министерство сперва пообещало, что фотовыставку сделают в мобильной версии и будут возить по гастролям, затем сообщило, что выставку оцифруют и разместят на сайте театра. Но после того как и это не было сделано, последовал ответ, что выставку восстановить невозможно ввиду плохой сохранности фотографий. Авторы писем не удивились, ибо видели, как валялись на полу искорёженные стенды.
Потом зрители узнали, что Бояков завизировал служебную записку, в которой давал распоряжение снять с репертуара и «утилизировать» декорации и постановочные средства следующих горячо любимых многими спектаклей доронинского периода: «Банкрот», «Без вины виноватые», «Дама-невидимка», «Весь Ваш Антоша Чехонте», «Тайна двери отеля Ригал», «Западня для королевы», «Так и будет», «Лес», «Отчаянные влюблённые», «Босоногий в Афинах», «Жорж Данден». Зрители были изумлены: ведь на оформление и выпуск этих спектаклей потрачены десятки миллионов рублей бюджетных средств. Позже, в одном из своих многочисленных словоблудных интервью, Бояков заявил, что «вывез из театра 15 грузовиков всякого хлама».
Зрители попросили оценить материальный ущерб от уничтожения постановочных средств снятых спектаклей и недополученную выручку от продажи билетов, ибо на бояковских «творениях» типа «Последнего героя» были пустые залы, а «доходы» не сопоставимы с расходами на такие постановки.
Читатели «Правды» знают, что «репертуарную политику» Боякова и некоторые другие его «новшества» критически оценила также часть труппы, наиболее смелая и принципиальная. Ведь поначалу он клялся быть верным традициям МХАТ, бережно отнестись к наследию великой Дорониной. А в реальности? Всё наоборот!
Что ж, его ответ на критику тоже известен: расправа с целым рядом ведущих и молодых актёров театра.
ЖИЗНЬ свидетельствует, Бояков всё больше и больше входил во вкус согласно известной логике: «Что хочу, то и ворочу». И это отразилось во множестве его деяний. Так, в октябре 2019 года на сайте государственных и муниципальных закупок был опубликован государственный контракт №70-ЕП/223-19 на 600000 рублей, заключённый и завизированный лично Бояковым, с единственным поставщиком — индивидуальным предпринимателем Кублановой Марией Михайловной на незаметную и скромную вроде бы тему «оказание услуг». В техническом задании к этому контракту значилось следующее:
«1. Сбор информации о порядке взаимодействия между помощниками, схеме документооборота между подразделениями, о порядке коммуникации помощников и руководителей со службами и подразделениями заказчика, порядке составления проектов нормативных актов.
2. Сбор информации о порядке организации информационной политики заказчика, о формировании имиджевой политики учреждения».
Зрители предположили, что указаннные услуги — фиктивные, как и сам контракт. Указанные в техническом задании мероприятия являются ведь должностными обязанностями руководителя и заместителя руководителя учреждения. Что руководителю делать, если не вникать в порядок работы вверенного ему учреждения, а также организовывать его работу, устанавливая порядок участия подчинённых и схему взаимодействия между ними?
Вызвало недоумение, почему индивидуальный предприниматель М.М. Кубланова должна разбираться в делах вверенного Э.В. Боякову государственного учреждения культуры лучше, чем сам руководитель Э.В. Бояков. Если же Бояков, ввиду возможного недостатка образования и квалификации, не способен разобраться в схеме документооборота и порядке взаимодействия между своими помощниками, то он, вероятно, не подходит для должности руководителя государственного учреждения.
Удивил зрителей и договор, заключённый уже за подписью исполнительного директора МХАТ имени М. Горького Т.Л. Ярошевской, ранее занимавшей должность начальника управления культуры Екатеринбурга, с неким Н.Г. Суворовым, согласно которому последний должен делать для художественного руководителя следующее:
— нумеровать страницы;
— следить за наличием чая, кофе, лимонов, сахара, воды, мёда;
— открывать кабинет руководителя;
— включать компьютер руководителя;
— контролировать исправность офисной и личной (домашней) компьютерной техники, а также и (ВНИМАНИЕ, выдохните, ЭТО ОЧЕНЬ СМЕШНО!!!) скреплять распечатанные документы зажимом (не скрепкой), небольшие документы не скреплять степлером без отдельной просьбы руководителя.
Стоимость этого контракта составила 206898 рублей!
Далее пошли и договоры на гораздо большие суммы. Так, на всё том же сайте государственных и муниципальных закупок были размещены уведомления о проведении закупки у «единственного поставщика» по 1000000 (миллиону) рублей на исполнение роли Ивана, а также на исполнение роли Марины в постановке А. Кончаловского «Сцены из супружеской жизни». Зрители, конечно, нисколько не сомневались, что только А. Домогаров и Ю. Высоцкая были исключительно теми, кто мог исполнить эти роли, как и было заявлено в протоколе закупки у единственного поставщика, однако уже весной 2020-го оказалось, что роль Ивана может быть исполнена и Гошей Куценко, но уже дороже: не за 1 миллион, а за 3 миллиона рублей…
НАПОМНИМ читателям, что 21 ноября 2019 года народной артистке СССР Т.В. Дорониной президент России В.В. Путин торжественно вручал орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Тогда Татьяна Васильевна обратилась к президенту с личной просьбой, содержание которой известно нам лишь в общих чертах. Доронина рассказала о личности Боякова, его прошлых «заслугах» и попросила заступиться за её детище — МХАТ.
Некоторое время спустя зрители узнали, какая же психоэмоциональная реакция случилась в тот день у Боякова. Он распорядился снять с репертуара большинство спектаклей, поставленных при Дорониной и ею лично, в том числе совсем новых, причём аншлаговых: «Дикарка», «Как боги», «Комедианты господина…», «На дне», «Особняк на Рублёвке», «Отелло уездного города», «Русский водевиль», «Кроткая», «Люти», «Мой бедный Марат», «Незримый друг», «Паутина», «Провинциалка», «Чудаки»…
Какое чудовищное отношение к труду коллектива, к сотням миллионов рублей бюджетных средств, затраченных на постановки, какое безразличие к потере зрителей и доходов театра! Выходит, главное — это доходы от аренды здания, которые поступают на внебюджетные счета и могут пойти на надбавки и зарплату руководству, а также на расходы по безудержному самопиару в СМИ.
А дальше? Дальше грянул коронавирус, но закупки в театре не прекратились. В закрытом на карантин театре несколько раз проводили КАЖДОДНЕВНУЮ (!) комплексную уборку, согласно контрактам — почти по 3 миллиона рублей каждая, а также усиленно несколько раз что-то охраняли почти за 2 миллиона рублей.
Были и другие контракты, например, на «обслуживание горшечных растений», которые в бытность Т.В. Дорониной обслуживал всего один штатный садовник.
Но ведь на сайте государственных и муниципальных закупок отображаются только те, которые превышают 100000 рублей! Остальные договоры, в том числе гражданско-правового характера, не видны «простым смертным», проверить и увидеть их могут только ревизоры. Есть ли такие договоры, сколько их, на какую сумму они были заключены и нужно ли их было заключать — это зрители попросили проверить министерство культуры.
СТОИТ отметить, что в одном из своих многочисленных интервью Бояков заявлял, обращаясь к профессиональному театральному сообществу по делу «Седьмой студии»: «Перестаньте врать, дорогие коллеги, дорогие руководители театров! «Невозможно работать без «обнала» — что за глупость? Мы все постоянно подписываем бумаги, сдаём отчёты в минкульт. Далеко не все так делают, всё можно делать абсолютно законно. Да, есть какие-то потери, связанные с налогами, но лучше так, чем испортить себе сон».
31 июля 2020 года минкультуры опубликовало на своём сайте приказы №№864, 865, 866 о начале комплексной и иной проверок финансово-хозяйственной деятельности во МХАТ им. М. Горького с 5-го по 31 августа 2020 года.
Интересно, в ходе идущих проверок Эдуард Владиславович спит спокойно?
А Татьяна Васильевна Доронина, глубоко болеющая за родной театр, артисты, выступившие в её защиту и лишённые за это ролей и денег, неравнодушные зрители и редакция нашей газеты вместе с читателями будут ждать окончания проверок — с надеждой на их объективность.
1. К нам едет «Ревизор»… Из Санкт-Петербурга?