itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почаевская икона Богородицы: удивительное чудо рядом с нами

0
387
Время на чтение 5 минут

О заступничестве Божией Матери можно говорить чуть ли не бесконечно.

У каждого христианина или христианки, как правило, найдется свой рассказ о том, как были услышаны обращенные к Богородице молитвы. Сказать несколько слов о нашей Небесной Заступнице хотелось бы и в день празднования памяти Ее Почаевского образа, почитаемого Православной Церковью 5 августа.

Когда открываешь приложения наших календарей с перечнем чудотворных икон Богородицы, то просто удивляешься их обилию. Однако, как, думаю, многие знают, именно иконопочитание является одним из наиболее распространенных упреков в идолопоклонстве православных со стороны различных протестантов. Ну, начать нужно хотя бы с того, что в греческом языке термины «идол» (εἴδολον) и «икона» (εἰκών) имеют совершенно различное значение. В таком случае хочется прям «ткнуть» в слова апостола Павла: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?… гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Рим. 2,21-22). Конечно, можно также напомнить таким оппонентам, что догмат иконопочитания был установлен еще за семьсот лет до появления первых протестантов, но давайте лучше напомним себе самим о том, почему, собственно, иконы так дороги для нас.

Как показал один из самых ревностных защитников иконопочитания – прп. Феодор Студит – на иконах мы изображаем не человеческую природу в общем, а конкретную личность. Здесь еще можно привести известные слова прп. Иоанна Дамаскина, что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу», именно поэтому икона является средством общения с Богом, святыми и, конечно же, Богородицей. Отдельные образы Божия Матерь выбирает для особого проявления своей заботы о мире и людях. Мне кажется, что Почаевская икона в этом плане имеет большое значение, так как она находится в Пчаевской Лавре, а это, в свою очередь, последний крупный «форпост» Православия при движении на Запад.

У свят. Амвросия Медиоланского есть просто замечательные слова о Богородице, прекрасно характеризующие нашу Небесную Заступницу: «Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

Когда читаешь этот небольшой отрывок, то будто ощущаешь тихое и спокойное величие Богородицы. Мне кажется, что именно такой она явилась 5 августа (23 июля) 1675 года над Успенским монастырем, когда насельники и прихожане обители, по повелению игумена Иосифа (Добромирского), молились о защите их от вторжения татар. Мы помним, что именно в честь этого явления и был установлен день чествования Ее Почаевского образа. Только давайте представим разъяренность и азарт завоевателей готовившихся к захвату, как им казалось, легкой добычи. А ведь тогда, в XVII веке, ни ограда, ни постройки Успенского монастыря не представляли собой сколь-либо серьезного фортификационного сооружения. И вот татарские ятаганы наточены, колчаны заполнены стрелами, а на небе возникает спокойная и величественная фигура Богородицы «омофор белоблистящийся распуская». В своем отчаянии и разочаровании татары попробовали пустить стрелы в Божию Матерь, но тем было хуже для них, ведь «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», т.е. стоящей выше всякого ангельского чина, было совсем не сложно развернуть эти стрелы обратно. По всей видимости, горячность завоевателей, приведшая их к предполагаемой легкой добыче, сыграла и добрую службу, ведь после этого чудесного явления многие из татар продолжили свою жизнь уже в качестве иноков того монастыря, которые они пытались захватить.

Среди зафиксированных свидетельств чудотворного заступничества Богородицы посредством Ее Почаевского образа есть много удивительных рассказов. Можно вспомнить и кучера графа Николая Потоцкого, которого тот пытался застрелить, но такой надежный пистолет впервые дал осечку и взмолившийся Божией Матери слуга остался жив. Можно также освежить в памяти и рассказ о том, как незрячая девочка Анна Акимчукова в 1832 году исцелись от слепоты, преодолев более двухсот километров со своей семидесятилетней бабушкой, пройдя из Каменец-Подольска до Успенского монастыря. И сегодня вереница христиан ищущих помощи и заступничества у Почаевского образа Богородицы не иссякает.

«За что так высоко чествуют Матерь Божию, не только выше всех святых людей, но даже Ангелов и Архангелов?», – как-то спросила у свят. Феофана Затворника одна молодая красавица. И он ответил, что ни Ангелы, ни Архангелы, ни Херувимы и ни Серафимы не имели и не имеют столь существенного и тесного участия в деле устроения спасения человечества, как Богородица. Далее святитель продолжил: «Надлежало Сыну Божию и Богу восприять в Свое лице естество человеческое, и без сего не могло быть устроено наше спасение... Естество сие взято из Приснодевы через наитие Святаго Духа и осенение силы Вышнего. Ангелы же и Архангелы служат при воплощении внешне, не входя внутрь существа дела воплощения: тогда как Божия Матерь в самое существо его входит. За то и чествуется выше всех тварей... В силу сего же существенного участия и воплощении, и заступлении Ее за нас сильнее всех». Именно поэтому, по мнению свят. Игнатия (Брянчанинова), ко всем святым мы обращаемся со словами: «Молите Бога о нас», – а к Богоматери: «Спаси нас».

К сказанному еще хотелось бы добавит мысль свят. Григория Паламы о том, что Приснодева Мария является как бы единственной границей между сотворенным и несотворенным Божественным естеством. Я понимаю, что эти слова могут немного смущать, но свят. Григорий далее поясняет, что Она есть место Невместимого и потому все восхваляющие Бога, воспевают Ее после Бога. Именно Богородица является причиной всей благословений и даров человеческому роду, Подательницей настоящих и Ходатаицей о вечных. «Она, – продолжает свят. Григорий Палама, – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она – начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего».

Сложно что-либо добавить к сказанному святыми отцами. Приведенные мысли облекают в словесную форму то удивительное почтение, благоговение, трепет и любовь, которые ощущает каждое христианское сердце по отношению к нашей Пречистой Заступнице. Почаевский образ Богородицы – одно из многочисленных и ярких свидетельств того, что переселившись в Небесные Обители, предстоя Престолу Божию, Богоматерь не оставляет своих молитв за весь человеческий род. Не нужно искать чудес где-то далеко, они здесь, рядом с нами, в рамках одной непродолжительной поездки на автобусе или автомобиле. Каждый из нас, при желании, может приехать и поклониться Почаевской иконе, столько столетий источающей благодеяния всем, кто к ней приходит.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник: Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Владимир Долгих
Все статьи Протоиерей Владимир Долгих
Последние комментарии
«Прохозяйничались»
Новый комментарий от Владимир22
02.10.2022 19:32
Идти по примеру ДНР, ЛНР, Херсонщины и Запорожья!
Новый комментарий от Калужанин
02.10.2022 19:30
«Какая вера – такая и жизнь»
Новый комментарий от Владимир22
02.10.2022 19:18
Об отношении Д.И. Менделеева к капитализму
Новый комментарий от Игорь Бондарев
02.10.2022 19:14
Заседание Совета Безопасности ООН
Новый комментарий от наталья чистякова
02.10.2022 18:51
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
02.10.2022 18:50
Наказ Василия Шукшина
Новый комментарий от наталья чистякова
02.10.2022 18:40