В России правят не должности

Нельзя идти вперёд, находясь в постоянных спорах о прошлом

0
556
Время на чтение 6 минут
 
 
Источник: km.ru

В России правят не должности – в России правят соответствие ожиданиям и идеи, воплощенные в образе того, кого страна признает своим лидером.

Должность никогда не защищала от смещения – важно было лицо, ее занимающее. В этом отношении Россия всегда была предельно демократична – царем мог быть лишь тот, в ком страна видела лидера.

Строго говоря, за последние как минимум сто лет – в течение всего 20 века — наследование власти в России не было связано с занятием должности прежнего первого лица.

То есть, практически никогда человек, который действительно становился новым лидером страны, не получал должность (или совокупность должностей), которую перед этим занимал прежний лидер.

И наоборот, практически никогда тот, кто после ухода прежнего лидера занимал его формальное место, не становился на деле новым лидером страны – обычно он относительно быстро это место терял, а само оно подчас вообще утрачивало первостепенное значение.

Для того, чтобы иметь власть в России, не столь важна должность, сколько личный статус. Даже монархическая статусность не решала вопрос реального властвования. Тезисы о царепоклонничестве русской политической традиции – предельно поверхностен и спорен.

Царь, бесспорно, воспринимался как суверен с непререкаемым авторитетом, пока он воспринимался как Царь. Фраза из культового фильма: «Говорят, царь – не настоящий» — не столько шутка, сколько реконструкция.

В повести Стругацких «Улитка на склоне» есть образ прогресса, как вала, который накатывается неумолимо, сминая и давя дорогие сердцу человека вещи и миры. Перед героем повести есть выбор: либо плыть вперед с этим валом, не оглядываясь назад, либо попытаться защитить святыни и быть неминуемо раздавленным.

 
 
 

Это диалектика истории и человеческой судьбы… Это трагедия, но каждому приходится делать вывод самому – неся ответственность не только перед своим ценностным миром, но и перед будущим социума.

Когда Дэниел Белл писал свое «Грядущее постиндустриальное общество», он отмечал, что целиком основывается на теории Маркса, социолог, если он хочет оставаться ученым, не может на ней не основываться, понимает ее несколько нетрадиционно. Он высказывал мысль о том, что есть две модели развития капитализма, прописанные Марксом: первая — в первом томе, с неизбежностью ведущая к катастрофе, и вторая, описанная в третьем томе, ведущая к ускоренному развитию научно-технического прогресса, к появлению белых и серых воротничков и более мягкому развитию.

По мысли Белла, реализовалась не первая, а вторая модель Маркса: в какой-то момент мир перешел на этот запасной путь с несколько сглаженными конфликтами.

Если задуматься, почему состоялся этот переход с основного пути, ведшего капитализм к катастрофе, на запасной, позволивший сгладить многие конфликты и отложить эту катастрофу, возникает вопрос о том, что оказалось толчком для такого перехода, что повернуло стрелку, И толчком, который повернул стрелку исторических путей, в общем-то, и была Октябрьская революция, которая, по сути дела, поставила западный мир перед выбором — меняться либо погибнуть.

Конечно, это был другой путь, в этом отношении мировая революция, о которой так долго спорили, будет она или не будет – эта мировая революция, конечно, произошла, но не в виде непосредственного, повсеместного восстания, повсеместно вооруженных рабочих, а в виде изменения мира.

Что важно иметь в виду? Последнее время доминирует обыденно-публицистическая лексика, идентифицирующая термин «революция» с разрушением, катастрофой и погромом. Погром не есть революция. Погром иногда ей сопутствует, порой — довольно часто, но суть смысла революции, оставляя сейчас за скобками генезис самого концепта, — это именно созидание, строительство нового, созидательное преобразование.

Когда та или иная власть, та или иная элита отстает от необходимых, требуемых временем преобразований, их совершает контрэлита, народный взрыв, и все проблемы решаются в радикальных формах.

Нельзя идти вперед, находясь в постоянных спорах о прошлом, а кстати сказать, и нельзя разрушать мифы. Культуру создают мифы. Это просто закономерность культурной жизни, вот устоявшееся представление, в конце концов, и Магомет — мифы, и Христос — мифы, что угодно, Зевс был мифом. Но на этом строится культура, разрушая мифы, мы уничтожаем собственную самоидентификацию. Чем это кончается? Мы видим на примере западного общества, реально отказавшегося от собственных ценностей.

Утопия появляется на стыке эпох. Это, конечно, отрицание старого мира, но это и отрицание того, что первичным образом идет ему на смену.

Утопия возникает тогда, когда есть некий устоявшийся мир, со своими плюсами и минусами. И идет «вал прогресса», наступает новый мир. И этот новый мир, который, казалось бы, является тем, что мы назвали бы сейчас прогрессом, несет с собой те или иные моменты разрушения.

И тут человеку придется выбирать: либо тупик, движение по кругу, либо путь к новым проблемам.

Если человек испугается понимания неидеальности своего идеала и остановится в своем движении к нему, то окажется в тупике, будет обречен на постоянное блуждание в лабиринтах отжившего. Испугавшийся будущего – его же и недостоин, как, впрочем, и настоящего.

«И сказали мне, что дорога эта ведет к океану смерти, я убоялся и повернул обратно, и с тех пор стелются передо мной все глухие, кривые, окольные тропы».

Проблема все-таки заключается, действительно, в том — а что мы хотим сконструировать, что мы из прошлого хотим взять в будущее — и построить ту картину, которая отвечает на наш запрос идентификации и сбережения, но сбережения в развиваемом нами мире.

И тут главный момент, чтобы остаться самими собой, сохранить свои ценности и тождества, но действительно создать некий новый облик мира.

Мир и его базовые ценности сохраняет не тот, кто грезит и проповедует благостность путей к достижению благой цели… В чем сохранение значимого, если желаемое однозначно привлекательно, сладостно и без напряжения достижимо?

Сохранение идентичности в том, чтобы видеть цель и грезить о ней, одновременно напрягая все мышцы и нервы, срывая ногти и ломая ноги, но не отказываться от движения к ней. А вот последнее – сущий реализм. Реализм – это средство утверждения романтизма.

В политике существует три типа политических деятелей. Первый – тот, кто рассматривает власть как средство осуществления Мечты, Проекта, Утопии. Второй – тот, для кого власть – это смысл всей деятельности. Третий – для кого власть – средство достижения конкретных благ для себя и своего окружения. И вряд ли кто-либо посчитает его политиком.

В столкновении первый всегда одержит победу и над вторым, и над третьим. Второй – уступит первому и победит третьего. Есть, правда, еще и четвертый – тот, кто чувствует, что странным стечением обстоятельств получил в руки власть и сознает, что нужно что-либо совершить – но вот не знает, что именно.

Средства не могут доминировать над целями. Не могут подчинять их себе. Цель всегда выше и важнее средств.

Сохранение – правильный выбор цели. Реалистичность – правильный выбор необходимых для их достижения средств. Потому что иначе она отказывается от центрального для самого себя компонента – от полисности. От своей значимости для чего-то большего, нежели твои собственные интересы.

В России правят не должности, а идеи и соответствие ожиданиям.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Феликсович Черняховский
Войну предотвращает не миролюбивая пропаганда, а готовность к войне
Хуже войны может быть только страх перед войной
12.02.2022
​​​​​​​Выбравший между войной и бесчестием бесчестие получает и то и другое
Последующие пять лет обещают стать хуже предыдущего пятилетия
04.09.2021
​​​​​​​Наследство Ангелы Меркель
Что произойдёт на выборах осени 2021 года, пока не понимает никто
25.05.2021
Выйдет ли Франция из состояния культурного анабиоза?
Вспомнят ли французы, что некогда именно французская армия остановила исламо-арабское нашествие на Европу?
20.05.2021
О суверенитете и инстинкте услужливости
Есть такая болезнь, когда хочешь, но не можешь
24.04.2021
Все статьи Сергей Феликсович Черняховский
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32