Источник: Союз православных женщин
Оситис Анастасия Петровна,
сопредседатель Правления
МОО «Союз православных женщин»
11 ноября 2014 г. на пленарном заседании XVIII Всемирного Русского Народного Собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении подчеркнул, что надо делать для того, чтобы не только сохранить народ и страну, но и подняться к новым духовным высотам. «Думаю, что мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го… Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность». Важнейшим залогом сохранения единства нашей страны и нашего народа необходимо признать сохранение базовых и объединяющих нас ценностей классической русской культуры и укрепление ее духовного первоисточника — православной веры.
Наша страна - это не только огромная территория и сильные морозы, о которых вспоминают все, кто вторгался в её пределы. Россия — это прежде всего несокрушимый Дух вольнолюбивого, смиренного, терпеливого и непокорного народа, это великая самобытная культура, история и духовность. А все походы Запада против России были направлены на уничтожение русской цивилизации, на искоренение её православной самоидентичности. Продолжается этот поход и сегодня. Но почему Россия, неся огромные потери, испытывая страшные поражения от численно превосходящего противника, в итоге всегда побеждала?
Истоками духовных сил нашего народа всегда были и остаются Православная вера и любовь к Отечеству, а армия и флот России всегда были, есть и будут одним из основных условий ее существования. Православие всегда играло определяющую роль в становлении, развитии и сохранении российской государственности, являясь его основой.
Со времен святого и благоверного великого князя Александра Невского воины Руси всегда руководствовались библейским девизом: «Не в силе Бог, а в правде!». Вспомним подвиг Александра Невского в сражении со шведами 15 июля 1240 года, в котором он с малой дружиной разбил многочисленное войско шведов. Подчеркивая справедливый характер борьбы русского народа с тевтонскими захватчиками и святость защиты Отечества, Александр Невский вновь использовал библейский смысл в обращении к воинам в своей знаменитой фразе: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет». Наше дело правое. Победа будет за нами! — это православная идея, многократно повторяющаяся в библейских текстах, выработала у русского народа внутреннею готовность встать на защиту своего Отечества, находящегося под особым покровом Богородицы.
Битва на Куликовом поле 1380 года стала решающим столкновением Руси с Ордой, властвовавшей над русскими землями почти полтора столетия. Великий поход на ордынцев был освящён духовным авторитетом «игумена земли русской» — преподобного Сергия. Именно к нему в Троицкую обитель отправился великий князь Дмитрий Иванович накануне сражения с Мамаем. Сергий Радонежский не только благословил князя на битву: «Иди на безбожников смело, княже, и сим победиши…», но и предрёк победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру — в Дмитрия Донского. Вокруг Сергия Радонежского объединялись подвижники православия, их усилиями укреплялся православный дух народа. Святитель Алексий I неустанно трудился над объединением русских князей в борьбе с Ордой. Его усилиями был воспитан в твердой православной вере и вырос патриотом Земли Русской московский князь Дмитрий Иванович. Молодой князь после полученного благословения игумена Земли Русской Сергия Радонежского обретает уверенность и, обращаясь к войску, говорит: «Братья! Не пощадим жизни своей за Землю Русскую, за веру Христову», идет на битву и возвращается с победой, став навсегда Дмитрием Донским.
Как писал В.Ключевский, потому «и удалось московским князьям так успешно собрать в своих руках материальные, политические силы русского народа, что им дружно содействовали добровольно соединившиеся духовные его силы», «Переправлялся за Дон московский князь Дмитрий, а с Куликова поля возвращался Русский Государь».
В 1612 г. Патриарх Московский и всея Руси Гермоген, не сломленный мучительными пытками, благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами. Вновь, как и много раз до этого, победа русского ополчения за Русь Святую и Веру Православную под водительством князя Пожарского и гражданина Минина над более сильным, многочисленным и лучше подготовленным врагом сопровождалась мощным религиозным подъемом народа и воинства против польских захватчиков.
Вспомним обращение Петра I к русскому войску перед Полтавским сражением: «Воины, пришел час, который решит судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь... Имейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия во славе и благоденствии…».
Неоценимый вклад в укрепление духовного превосходства российского воинства внес великий сын России, непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов. Основой его «Науки побеждать» является безоговорочное признание господства Духа над материей. «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, — и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна», учит нас великий русский воин.
В православной вере видел Суворов истоки своих побед и наставлял своих подчиненных: «Дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ; безверное войско учить, что железо перегорелое точить». Составленная им тетрадь «капральских бесед» начиналась советом: «Молись БОГУ: от НЕГО победа!», затем шла обязательной для каждого солдата молитвы: «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!» и далее шло категоричное, равносильное приказу поучение: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!» (Заглавными буквами выделено Суворовым).
Ни одного, без исключения, боя и сражения Суворов не начал без молитвы и обращения к войскам с напоминанием о священном долге воинов перед Богом, Царем и Отечеством. Завершая свои сражения очередной победой, Суворов устраивал торжественное Богослужение.
Блистательные победы Суворова останутся в памяти народной на века. Крепость Измаил всеми в Европе признавалась неприступной, мысль взять её считалась безумной, но только не Суворовым. Перед штурмом Суворов приказал: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть!». Совершив молебен, Суворов приступил к штурму. Впереди шел священник с крестом. Крепость пала.
Кампания 1799 года — последняя и самая блистательная кампания великого полководца. Ни одна армия, ни один полководец не совершали подобного Альпийскому походу Суворова. Это ярчайший образец победы духа над физическими возможностями человека. Сам генералиссимус считал, что только вера в Божий промысел, помогла ему и войску совершить невозможное для обычного человека. Суворов глубоко верил в силу и мощь России, в непобедимость русского солдата и часто напоминал своим воинам: «Мы русские, с нами Бог!». За несколько дней до смерти Суворов запишет: «Я уповал на Бога и был непоколебим». Вот главный секрет Суворовской «Науки побеждать».
Убедителен и пример праведного воина Федора Ушакова, адмирала флота Российского, не проигравшего ни одного из 43-х, проведенных им морских сражений, в большинстве которых противник численно его превосходил. Корабли Ушакова носили имена христианских святых, на них был установлен монастырский порядок, а, напутствуя экипажи перед боем, он говорил: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!». Ни один корабль под его командованием не был потерян, ни один моряк не попал в плен.
Православная идея была главной в обращении императора Александра I к русскому народу в 1812 г.: «Да встретит враг в каждом военном Пожарского, в каждом гражданине Минина, в каждом духовном Палицына», — призвал народ Государь. Простое и ясное обращение к главному идеалу русского народа, Богу и Правде дало небывалый всплеск патриотизма. Шестисоттысячная армия захватчиков была измотана, истощена всенародным сопротивлением, разгромлена и с позором изгнана из пределов России, сам Наполеон чудом избежал плена.
Патриотизм в самой сути православия, которое призывает любить земное Отечество и считает это исполнением заповеди Христа «возлюби ближнего, как самого себя». Православная Церковь трактует патриотизм как духовное свойство и проявление божественной природы в человеке и обществе. «Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу…», — проповедовал святитель Феофан Затворник.
К началу Великой Отечественной войны над Русской Православной Церковью нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков». Почти все оставшиеся в живых архиереи находились в лагерях, а количество действующих храмов на всю страну не превышало нескольких сотен. Однако, несмотря на невыносимые условия существования, в первый же день войны Русская Православная Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время. «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», — с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня в Богоявленском соборе в Москве. Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует победу!». Тем временем, Советское руководство официально разрешило открывать церкви. Преследования духовенства прекратились. Священники, находившиеся в лагерях, были возвращены и стали настоятелями вновь открытых храмов. Широко известны имена пастырей, молившихся в те дни о даровании победы и вместе со всем народом, ковавших победу русского оружия. Серафим Вырицкий говорил: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…». За три первых года войны храмы одной только Московской епархии сдали на нужды обороны более 12 млн рублей. О деятельности московского духовенства в военный период красноречиво свидетельствуют постановления Моссовета от 19.09.1944 и 03.01.1945 гг. о награждении около 20 московских и тульских священников медалями «За оборону Москвы». Впервые во время войны Пасха была открыто отпразднована в 1942 г., после завершения боев под Москвой. И конечно, самым ярким свидетельством изменения политики советского руководства по отношению к Церкви стало восстановление Патриаршества и открытие Духовной семинарии для подготовки кадров будущего духовенства. Новый вектор церковно-государственных отношений в итоге позволил укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, защитить духовенство от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе. Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысл Божий и Его благое произволение о России.
История нашей страны доказала, что в России нет будущего у мировоззрения, лишенного духовности, нравственности и совести. С этим столкнулись т.н. «реформаторы России» в 90-х гг. прошлого столетия. Они, как и первые российские социал-демократы, находились вне общенародных и, конечно, вне православных нравственных ценностей. Судьба человека, человеческая цена реформ их не интересовала и не беспокоила. Сегодня, как результат их «реформаторской», а, по сути, сознательно разрушительной деятельности в умах, делах, и, что намного страшнее, в душах и чувствах многих наших соотечественников господствует разруха. Отсутствие духовного начала разрушает не только самого человека, но и все вокруг него. Отсутствие совести, ложь, лицемерие, мошенничество «реформаторов», возведенные под видом либерально-демократических идей в ранг общественных, государственных и даже «общечеловеческих» ценностей — вот первопричина всех нестроений, происходящих в России.
Сегодня модно говорить о поиске общероссийской национальной идеи. Те, кто ее ищут, забывают, что в России она давно существует, как минимум тысячу лет. Русский философ В.Соловьев утверждал, что нашей национальной идеей является святость — устремление к внутреннему духовному совершенству.
Переживая многострадальную историю нашего народа и Отечества, нельзя не вспомнить испытания эпидемиями, которых на Руси было немало и, как правило, они были связаны с войнами. В настоящее время наша страна и весь мир переживает распространение коронавирусной инфекции, поэтому важно вспомнить, что для наших предков на Руси эпидемии были достаточно регулярной и по-настоящему страшной напастью, что постепенно привело к развитию как эпидемиологической науки, так и карантинных мер, многие из которых, пусть и в несколько изменившейся форме, остаются актуальными по сей день. Меры эти не могли обойти и порядок церковной жизни, сопряженной с присутствием в пространстве храма большого числа людей.
Вспомним события прошлого, когда церковное и гражданское руководство совместно пытались остановить распространение опасных заболеваний.
В допетровский период медицина и, тем более, эпидемиологические представления на Руси были развиты достаточно слабо. Наиболее опасные заболевания, такие как чума, достаточно долго воспринимались населением не в качестве заразной инфекции, а «в виде небесной кары за грехи народа». В свою очередь, последнее приводило к тому, что христианские Таинства и обряды воспринимаемы были не столько как лечение души, а в качестве основной или даже единственной формы телесного врачевания. Для христианской традиции прошлого и современности вполне естественным и правильным является духовное восприятие болезни и связи между душой и телом человека. Карантинные меры стали вводиться в XV-XVI вв. все с большей последовательностью в общественную жизнь. В летописном описании чумы 1092 г. говорится, что «не смеяху (людие) вылазити из хоромов». Подобное указывается в летописи и во время чумы 1128 г. в Новгороде. В XV в. при распространении чумы появляется первая мера, косвенно коснувшаяся Церкви, а именно — запрет на похороны умершего от болезни на церковных кладбищах в ограде города. Еще одним способом пресечения распространения заразы в XV в. стало выставление застав на дорогах, не дававших болеющим людям пересекать установленные карантинные границы. В XVI столетии карантинные меры стали включать в себя запрет выходить из дома, в котором во время эпидемии находился больной человек. Это имело и обратную сторону — именно в XVI в. появляются упоминания о запрете священнослужителям во время «мора» приходить к больному человеку. Во время новгородской чумы 1572 г. и вовсе был сделан жесточайший запрет, согласно которому священник, нарушивший воспрещение исповедовать больных людей, должен был в наказание быть сожжен(!). Перелом во взглядах на происхождение «мора» произошел примерно в середине XVII века после эпидемии чумы в Москве в 1654-1655 гг. Количество жертв во время этой эпидемии было столь велико, что не оставалось людей для содержания специальных караулов, не позволявших распространяться заразе за пределы города. Лишь после окончания этой напасти противоэпидемические мероприятия в Русском государстве стали получать системное развитие.
В 1771 г. в Москве разразилась самая сильная эпидемия чумы в России, которая пришла в Москву из Северного Причерноморья во время русско-турецкой войны и вызвала одно из самых крупных восстаний XVIII века, т.н. «Чумной бунт». Поводом к восстанию послужила попытка московского архиепископа Амвросия в условиях эпидемии, уносившей до тысячи человек в день, воспрепятствовать молящимся и паломникам собираться у чудотворной иконы Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города. Архиепископ приказал запечатать короб для приношений, а саму икону убрать во избежание скоплений народа и дальнейшего распространения эпидемии. В ответ на это по набату восставших был разграблен Чудов монастырь в Кремле. На другой день толпа взяла приступом Донской монастырь, убила скрывавшегося в нем архиепископа Амвросия, принялась громить карантинные заставы и дома знати. На подавление восстания были направлены войска. После трехдневных боев бунт был подавлен.
Упомянутые выше печальные события ясно продемонстрировали государственной власти, что требуется активнее привлекать Церковь для воздействия на умы и образ жизни людей. В конце сентября 1771 г. напечатали 200 экземпляров составленных докторами наставлений по борьбе с чумой для раздачи их среди прихожан, т.к. «простой народ больше других послушен священникам». Данные наставления стали читаться во всех храмах и монастырях города дважды в день: перед и после Литургии.
Стоит упомянуть и о новой эпидемии — холере, постигшей Россию в 1830-1833 гг., и той роли, которую сыграла в борьбе с ней Русская Церковь и конкретно московский митрополит и святитель Филарет (Дроздов), который отслужил молебен об избавлении от болезни в главном московском соборе — Успенском, после совершил крестный ход вокруг Кремля. Священникам было поручено обходить дома своих прихожан, чтобы исповедовать и причащать желающих. Святитель учредил Московский архиерейский временный комитет помощи нуждающимся, который собирал пожертвования для помощи больным, их семьям, семьям умерших. В числе жертвователей этого комитета был в том числе государь Николай I, не испугавшийся лично посетить Москву в самый разгар эпидемии и руководивший здесь устройством больниц, работами по снабжению города всем необходимым, созданием приютов для детей и т. д. Первая вспышка холеры сошла на нет в декабре 1830 года. Мужественная позиция московского митрополита сыграла немалую роль в укреплении духа москвичей: многие из них становились добровольцами и сами оказывали помощь заболевшим. Брали пример с московского святителя и архиереи других городов, куда холера пришла вслед за Москвой.
Всякий раз, когда город оказывался во власти холеры, святитель Филарет возглавлял молебны «о предохранении от губительныя болезни» и неизменно обращался к пастве наставлением. Особенностью его проповедей было постоянное обращение к примерам и ситуациям из библейской истории.
Святитель призывал москвичей не паниковать («Не смотрите большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть»), а исследовать духовные причины происходящего и прибегнуть к Богу: «Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Возлюбим воздержание и пост. Умножим моления, тайные на всяком месте и во всякое время, общественные, по руководству Святыя Церкви…». Время, когда в городе свирепствует холера, особенно важно использовать правильно — для покаяния и добрых дел, настаивает святитель Филарет. «Бог положил нас на весы правосудия Своего».
В слове, сказанном при возвращении холеры осенью 1847 года, святитель Филарет призывает не отказываться и от обычных житейских мер безопасности: «…Внимательно храни себя малым возможным для тебя хранением: и Бог будет хранить тебя великим, всеблагим и всемощным хранением». Святитель Филарет также призывал москвичей восполнить покаяние добрыми делами — в частности, оказывать помощь заболевшим и нуждающимся. Не менее пронзительные проповеди святой митрополит говорил, когда болезнь уже шла на спад и люди вздыхали свободнее. «... Если ты воскрес, то умей беречь безопасность жизни, тебе возвращенную. Если ты исцелел, то вспомни слово Исцелителя: “се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет” (Ин. 5: 14). «Не будем невнимательны. Не будем тяжкосерды. Не будем неблагодарны, — взывал святитель Филарет к народу по окончании эпидемии холеры в 1848 году. — …Прославим Бога и за самое бедствие и за род бедствия, которым мы посещены. Признаемся, что без сего бедствия мы меньше молились бы, меньше каялись, меньше смирялись. Итак, слава Богу, хотя и неприятным средством, умножившему в нас молитву, покаяние, смирение».
Самоотверженность святителя Филарета Московского, которого Бог уберёг от заражения и других служителей Церкви Христовой, которые пожертвовали собой ради паствы, не подлежит сомнению. Но их опыт и опыт наших дней свидетельствует против распространившегося сегодня суждения, будто верующий человек, имеет некий особый иммунитет против болезни, а меры предосторожности при причащении чуть ли не являются десакрализацией Таинства. Во все времена разумные профилактические меры старались соблюдать, они не выдуманы сейчас, но лишь скорректированы с учетом нынешнего уровня наших знаний об инфекционных болезнях.
Для нашего нестабильного времени, споры, смущения, страхи — это естественный процесс. Понятны недоумения, вопросы, опасения и попытки выяснить, откуда пошла вся эта напасть. Но над всем нашим испорченным, погрязшим во грехах мире есть Божий Промысел. Разве Господь попускает пандемии для того, чтобы погубить человечество? В целом, Господь открывает нам ненадежность и обманчивость мира земного. Человек побеждает одни болезни — появляются новые. Попуская пандемию, Господь помогает нам увидеть правду: райского счастья в этом мире нет, здесь — борьба, глобальное столкновение тех, кто живет в традициях и сохраняет себя в них, и тех, кто их разрушает, разрушая тем самым Богоустановленный порядок понятий, явлений и вещей. Поэтому, сохранение святого Православия становится для нас, православных христиан, необходимостью, нашей главной задачей и нашим святым долгом.
Схиархимандрит Тит (Бородин) подчеркнул: «…нам нужно без искажений и привнесений, сохранять Богооткровенную Православную веру: Священное Писание, Священное Предание, православное вероучение, определённое Духом Святым через святых Отцов Церкви на семи Вселенских Соборах, святоотеческий опыт духовной жизни, святоотеческий Юлианский календарь (старый стиль), каноническое церковное право, каноническую иконопись, церковнославянский богослужебный язык, православное самосознание, православные традиции, правильное понимание исторического пути нашей православной России. В этом — наше сохранение в верности Богу, сохранение от апостасии, от угрозы потери в себе образа и подобия Божия, наконец, — от «расчеловечения». От этого зависит достижение нами вечного спасения. Да поможет нам всем Господь Бог! Аминь!»
С данным докладом А.П.Оситис выступила на XIII Ольгинских чтениях 23.07.2020