itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Опасность цифровизации и тотального контроля над личностью: православный взгляд

Цифровая экономика 
0
790
Время на чтение 9 минут

Источник: Союз православных женщин

Опасность цифровизации и тотального контроля над личностью: православный взглядДля понимания происходящих процессов, которые получили название «цифровизация», следует углубится в историю, созерцаемую через призму православного восприятия. В первую очередь в этой истории мы видим катастрофу, связанную с грехопадением Адама и Евы. Мы также видим послепотопное собрание людей для строительства Вавилонской башни и последовавшее за этим разделение единого человечества на народы, которые пошли своими путями перед Богом: «Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:9). При этом народы понесли в своём сознании принципы вавилонской программы, предполагающие богоборчество в формах уничтожения институтов:
  • Моногамной семьи - «не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:4-6). Разводы и т. н. гражданские браки являются формами блудного греха и отражают процессы распада семьи.
  • Собственности - «чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим» (Втор.8:18).
  • Государства - «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных» (Дан.2:37,38). Национальное государство является необходимой формой существования народов, где Бог либо благословил, либо попустил власть тех или иных правителей.

Но, будучи разделенными, говорящими на разных языках, и имеющих свой народный эгоизм, народы не могли сразу приступить к строительству новой вавилонской башни, а для сохранения своей наследственной власти над народом, цари должны были сохранять семью, как источник своей силы, которые связаны с численностью народа, дающего государству воинов и богатства (налоги).

Такая система держалась достаточно долго, пока научно-технический прогресс не привел человечество к возможности интенсифицировать атаку на Богом установленные институты и правила богоугодной жизни.

В первую очередь был десакрализован институт власти, о которой апостол Павел писал: «ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:4-7). Провозгласив лозунги «свободы, равенства, братства» многие народы стали именовать сами себя источниками власти в государстве, что уже стало подразумевать определенные формы цифровизации, поскольку народ, как источник власти вынужден в цифровых формах (в виде голосования) решать, что он хочет (референдум), и кого он хочет видеть своим правителем (выборы). Здесь уже можно видеть, как личность человека сводится к его безымянному «голосу», который он отдает за то или иное решение.

Особое место в развитии цифровизации имело место распространение учения Кальвина, где провозглашалось, что «По Божьему установлению (и ради явления Его славы) одни люди и ангелы предопределены к вечной жизни, а другие предназначены к вечной смерти»[1]. Те, кто по Кальвину определены к «вечной жизни» «оправдываются, усыновляются, освящаются и сохраняются силой Божией», получая в земной жизни славу и богатство, что измеряется универсальной мерой всякого имения, т.е. деньгами. Деньги как цель приобретают, таким образом, статус кумира - бога Мамоны, затмевающего личность человека, что и отразилось в американском подходе - «сколько стоит этот человек?». (У нас это сейчас реализуется в понятии «человеческий капитал»). Материальный мир тоже становится оцифрованным с точки зрения ресурсов для получения той или иной прибыли.

При этом, свода для человека, под которым в кальвинизме понимается только «богоизбранный» человек, во многом сводится к свободе перемещения его капиталов, что позволяет этому человеку свободно перемещаться сквозь государственные границы и среди всякого народа чувствовать и демонстрировать свою власть.

Особое значение имеет то, что стирание государственных границ в конечном итоге означает уничтожение государства как института созданного народом на основе своих религиозных устремлений: «народ создает свое государство ради полноты реализации своих религиозных устремлений»[2]. Но стирание государственных границ является также и уничтожением самобытности народов, их религии, культуры и истории. На первых порах религией массового сознания становится атеизм. «Атеистический экзистенциализм, – пишет Сартр, – … учит, что если даже бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. … Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет»[3]. Человек в такой ситуации перестаёт быть человеком своего народа, перестаёт быть культурно-историческим человеком.

Неопределенность человека, объявленная Сартром, есть одновременно неопределенность человечества, а значит, и истории человечества. «История, по Ясперсу, сама ситуация (до размеров общества разросшиеся обстоятельства человеческой жизни), и в качестве свободной личности единичный человек просто пребывает в ней. Он стихийно “заброшен” в историю, а не конструирован ею»[4]. Собственно история как таковая, как целенаправленный процесс, подчиняющийся логике, а потому и понимаемый логически мыслящими людьми, исчезает. Продолжение темы уничтожения истории как процесса наблюдается у К.Поппера, который провозгласил: «Убежден, что именно историцистские концепции ответственны за неудовлетворительное состояние теоретических социальных наук (кроме экономической теории)»[5].

Одной из «историцистских концепций» является концепция Библии, где мир, сотворенный Богом, согласно Апокалипсису Иоанна Богослова развивается не к состоянию рая, а к царству Антихриста. Таким образом, отказ от реальной истории, провозглашенный Поппером, и реализуемый в системе образования, должен сформировать сартровского нигилистического человека - человека заброшенного в мир абсурда, а следовательно человека безличностного, сводимого к функции, человека как измеренной суммы капитала в банке общего человеческого капитала, которым должны распоряжаться самопровозглашенные избранные. Как уже было выше сказано, универсальной мерой любого капитала являются деньги, но их абстракцией является число, цифра. Поэтому апостасийный процесс сводится к обезличиванию и цифровизации человека. Попутно решается и проблема уничтожения института семьи, поскольку мир абсурда не позволяет формировать традицию (это хорошо видно по требованию постоянной инновации в школах и вузах), а без традиции нет семьи, ибо семья есть институт передачи культурной, религиозной и бытовой традиции.

Однако, следует учесть, что человек как творение Божие является носителем образа Творца, и как таковой наделен бесконечностью, не вмещаемой ни в какие цифровые форматы. Для того чтобы сузить возможность проявления человеческой широты и глубины в творчестве, в делах, в общении, - создается система тотального, всюду проникающего контроля. При этом, кажущийся парадокс состоит в том, что контроль этот не запрещает, а даже поощряет всевозможные богопротивные дела и поступки. Суть в том, что извращения любого рода ослабляют защиту Богом человека, предают его собственному беснованию и делают его тотально управляемым. Служение плоти и миру становится рабским, о чем писал апостол Павел: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? (Рим.6:16). Отдавшие себя в рабство греху, утрачивая свою личностную основу, вместе с тем устремляются ко всеобщему усреднению, стирая умственные, эмоциональные и даже физические (в том числе и половые) различия, которыми Бог одарил каждого человека для его пользы и спасения.

Именно поэтому Русская Православная Церковь словами святейшего Патриарха Кирилла выражает озабоченность расширением возможностей цифровых технологий: «Опасность развития новых технологий только в одном - эти технологии несут несомненное ограничение или полную потерю свободы человека... Чем больше мы полагаемся на цифровые носители, тем больше мы подвергаем опасности в первую очередь свою свободу», - сказал Патриарх 31 июля сего года на встрече с учеными Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) в Сарове.

Церковь не против науки и техники. Церковь за то, чтобы результаты научно-технического прогресса использовались во благо нашего государства, семьи и каждой человеческой личности. Но видя реальную опасность от возможного использования цифровизации в целях подавления личностного божественного начала в человеке, Патриарх предупреждает: «Не только средства связи, но и вообще вся цифровая цивилизация, которая уже начинает становиться нашим достоянием, способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена, а свобода будет ограничиваться».

Будем же молиться и уповать на милость Божью, которая только и может защитить нас от растления и порабощения цифровым технологиям.


[1] Вестминстерское исповедание. Глава 3. О вечных Божьих установлениях. (Электронный ресурс) / – Режим доступа: http://www.protestant.ru/bogoslovie/ispovedanie/vetministerskoe/

[2] Рыбаков С.Ю. Духовная безопасность отечественного образования в модели народ - конфессия - государство.

[3] Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат. 1990. – С. 323.

[4] Буржуазная философия XX века. – М.: Изд. политической литературы. 1974 г. – С. 225.

[5] Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992, № 8 – 10.

Оситис А.П., сопредседатель Правления МОО «Союз православных женщин», Президент фонда святых равноапостольных Константина и Елены, магистр богословия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Оситис
Сохранение православных традиций в период испытаний
Доклад на XIII Ольгинских чтениях
26.07.2020
Все статьи Анастасия Оситис
Цифровая экономика
Такой ИИ приведёт Россию к погибели
Эксперимент с нейросетями: суррогатный разум начнёт ядерную войну
13.03.2024
«А насколько мы способны обеспечить цифровую защиту?»
По данным ВЦИОМ, больше половины граждан, пользующихся интернетом, опасаются за сохранность своей личной информации
13.03.2024
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09