Опасность цифровизации и тотального контроля над личностью: православный взгляд

Цифровая экономика 
0
831
Время на чтение 9 минут

Источник: Союз православных женщин

Опасность цифровизации и тотального контроля над личностью: православный взглядДля понимания происходящих процессов, которые получили название «цифровизация», следует углубится в историю, созерцаемую через призму православного восприятия. В первую очередь в этой истории мы видим катастрофу, связанную с грехопадением Адама и Евы. Мы также видим послепотопное собрание людей для строительства Вавилонской башни и последовавшее за этим разделение единого человечества на народы, которые пошли своими путями перед Богом: «Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:9). При этом народы понесли в своём сознании принципы вавилонской программы, предполагающие богоборчество в формах уничтожения институтов:
  •  Моногамной семьи - «не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:4-6). Разводы и т. н. гражданские браки являются формами блудного греха и отражают процессы распада семьи.
  •  Собственности - «чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим» (Втор.8:18).
  •  Государства - «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных» (Дан.2:37,38). Национальное государство является необходимой формой существования народов, где Бог либо благословил, либо попустил власть тех или иных правителей. 

Но, будучи разделенными, говорящими на разных языках, и имеющих свой народный эгоизм, народы не могли сразу приступить к строительству новой вавилонской башни, а для сохранения своей наследственной власти над народом, цари должны были сохранять семью, как источник своей силы, которые связаны с численностью народа, дающего государству воинов и богатства (налоги).

Такая система держалась достаточно долго, пока научно-технический прогресс не привел человечество к возможности интенсифицировать атаку на Богом установленные институты и правила богоугодной жизни.

 В первую очередь был десакрализован институт власти, о которой апостол Павел писал: «ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:4-7). Провозгласив лозунги «свободы, равенства, братства» многие народы стали именовать сами себя источниками власти в государстве, что уже стало подразумевать определенные формы цифровизации, поскольку народ, как источник власти вынужден в цифровых формах (в виде голосования) решать, что он хочет (референдум), и кого он хочет видеть своим правителем (выборы). Здесь уже можно видеть, как личность человека сводится к его безымянному «голосу», который он отдает за то или иное решение.

 Особое место в развитии цифровизации имело место распространение учения Кальвина, где провозглашалось, что «По Божьему установлению (и ради явления Его славы) одни люди и ангелы предопределены к вечной жизни, а другие предназначены к вечной смерти»[1]. Те, кто по Кальвину определены к «вечной жизни» «оправдываются, усыновляются, освящаются и сохраняются силой Божией», получая в земной жизни славу и богатство, что измеряется универсальной мерой всякого имения, т.е. деньгами. Деньги как цель приобретают, таким образом, статус кумира - бога Мамоны, затмевающего личность человека, что и отразилось в американском подходе - «сколько стоит этот человек?». (У нас это сейчас реализуется в понятии «человеческий капитал»). Материальный мир тоже становится оцифрованным с точки зрения ресурсов для получения той или иной прибыли.

При этом, свода для человека, под которым в кальвинизме понимается только «богоизбранный» человек, во многом сводится к свободе перемещения его капиталов, что позволяет этому человеку свободно перемещаться сквозь государственные границы и среди всякого народа чувствовать и демонстрировать свою власть.

Особое значение имеет то, что стирание государственных границ в конечном итоге означает уничтожение государства как института созданного народом на основе своих религиозных устремлений: «народ создает свое государство ради полноты реализации своих религиозных устремлений»[2]. Но стирание государственных границ является также и уничтожением самобытности народов, их религии, культуры и истории. На первых порах религией массового сознания становится атеизм. «Атеистический экзистенциализм, – пишет Сартр, – … учит, что если даже бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. … Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет»[3].  Человек в такой ситуации перестаёт быть человеком своего народа, перестаёт быть культурно-историческим человеком.   

Неопределенность человека, объявленная Сартром, есть одновременно неопределенность человечества, а значит, и истории человечества. «История, по Ясперсу, сама ситуация (до размеров общества разросшиеся обстоятельства человеческой жизни), и в качестве свободной личности единичный человек просто пребывает в ней. Он стихийно “заброшен” в историю, а не конструирован ею»[4]. Собственно история как таковая, как целенаправленный процесс, подчиняющийся логике, а потому и понимаемый логически мыслящими людьми, исчезает. Продолжение темы уничтожения истории как процесса наблюдается у К.Поппера, который провозгласил: «Убежден, что именно историцистские концепции ответственны за неудовлетворительное состояние теоретических социальных наук (кроме экономической теории)»[5].

Одной из «историцистских концепций» является концепция Библии, где мир, сотворенный Богом, согласно Апокалипсису Иоанна Богослова развивается не к состоянию рая, а к царству Антихриста. Таким образом, отказ от реальной истории, провозглашенный Поппером, и реализуемый в системе образования, должен сформировать сартровского нигилистического человека - человека заброшенного в мир абсурда, а следовательно человека безличностного, сводимого к функции, человека как измеренной суммы капитала в банке общего человеческого капитала, которым должны распоряжаться самопровозглашенные избранные. Как уже было выше сказано, универсальной мерой любого капитала являются деньги, но их абстракцией является число, цифра. Поэтому апостасийный процесс сводится к обезличиванию и цифровизации человека. Попутно решается и проблема уничтожения института семьи, поскольку мир абсурда не позволяет формировать традицию (это хорошо видно по требованию постоянной инновации в школах и вузах), а без традиции нет семьи, ибо семья есть институт передачи культурной, религиозной и бытовой традиции.

Однако, следует учесть, что человек как творение Божие является носителем образа Творца, и как таковой наделен бесконечностью, не вмещаемой ни в какие цифровые форматы. Для того чтобы сузить возможность проявления человеческой широты и глубины в творчестве, в делах, в общении, - создается система тотального, всюду проникающего контроля. При этом, кажущийся парадокс состоит в том, что контроль этот не запрещает, а даже поощряет всевозможные богопротивные дела и поступки. Суть в том, что извращения любого рода ослабляют защиту Богом человека, предают его собственному беснованию и делают его тотально управляемым. Служение плоти и миру становится рабским, о чем писал апостол Павел: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? (Рим.6:16). Отдавшие себя в рабство греху, утрачивая свою личностную основу, вместе с тем устремляются ко всеобщему усреднению, стирая умственные, эмоциональные и даже физические (в том числе и половые) различия, которыми Бог одарил каждого человека для его пользы и спасения.

Именно поэтому Русская Православная Церковь словами святейшего Патриарха Кирилла выражает озабоченность расширением возможностей цифровых технологий: «Опасность развития новых технологий только в одном - эти технологии несут несомненное ограничение или полную потерю свободы человека... Чем больше мы полагаемся на цифровые носители, тем больше мы подвергаем опасности в первую очередь свою свободу», - сказал Патриарх 31 июля сего года на встрече с учеными Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) в Сарове.

Церковь не против науки и техники. Церковь за то, чтобы результаты научно-технического прогресса использовались во благо нашего государства, семьи и каждой человеческой личности. Но видя реальную опасность от возможного использования цифровизации в целях подавления личностного божественного начала в человеке, Патриарх предупреждает: «Не только средства связи, но и вообще вся цифровая цивилизация, которая уже начинает становиться нашим достоянием, способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена, а свобода будет ограничиваться».

Будем же молиться и уповать на милость Божью, которая только и может защитить нас от растления и порабощения цифровым технологиям.


[1] Вестминстерское исповедание. Глава 3. О вечных Божьих установлениях. (Электронный ресурс) / – Режим доступа: http://www.protestant.ru/bogoslovie/ispovedanie/vetministerskoe/

[2] Рыбаков С.Ю. Духовная безопасность отечественного образования в модели народ - конфессия - государство.

[3] Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат. 1990. – С. 323.

[4] Буржуазная философия XX века. – М.: Изд. политической литературы. 1974 г. – С. 225.

[5] Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992, № 8 – 10.

Оситис А.П., сопредседатель Правления МОО «Союз православных женщин», Президент фонда святых равноапостольных Константина и Елены, магистр богословия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Петровна Оситис
Сохранение православных традиций в период испытаний
Доклад на XIII Ольгинских чтениях
26.07.2020
Все статьи Анастасия Петровна Оситис
Цифровая экономика
Кукол дёргают за нитки, на лице у них улыбки
Перемена ширм, витрин при сохранении реальной власти в тех же руках
20.12.2024
Общественные лидеры обсудили итоги своей деятельности за год и наметили новые планы
10 декабря 2024 года в Общественной палате РФ состоялось заседание Общественный совет при Уполномоченном при Президенте России по правам ребенка, которое провела Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова. В заседании также приняла участие член Общественного совета, руководитель Экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Л.А. Рябиченко, сообщает пресс-служба движения «Семья, любовь, Отечество».
19.12.2024
Искусственный интеллект: фантазии и реальность…
Нужно направлять достижения современных программистов на цели служения всему обществу, а не кучке авантюристов
17.12.2024
Современное высшее образование — это конвейер
по производству биороботов
07.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Множество негодяев и воров сидит пока в чиновничьих креслах
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:38
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.12.2024 16:21
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.12.2024 16:15
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.12.2024 15:45
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от Рабочий
26.12.2024 12:25
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
26.12.2024 11:36
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
26.12.2024 05:47