Эрдоган не сдал назад в истории с превращением православной и христианской святыни в мечеть и демонстративно не стал обращать внимание на оказанное на него политическое давление. Леонид Слуцкий, один из инициаторов реакции Госдумы, перечисляет принятые дипломатические меры и последствия. Список обратившихся к Эрдогану заслуживает внимания:
Самое любопытное, что Слуцкий указывает первопричину манифестации турецкой стороны. О ней, кстати, все давным-давно позабыли и никак не увязывали произошедшее с судьбой Святой Софии:
«Год спустя после обещания отомстить президенту США Дональду Трампу за признание Иерусалима столицей Израиля и его суверенитета над Голанскими высотами. Тогда это казалось невероятным, несоразмерным, несимметричным, как принято говорить в дипломатии, но, увы, воплотилось в реальность».
То есть, отличились евреи и американцы, а пострадали христиане. Резюмируя содеянное турками, Леонид Слуцкий надеется, что «подобная позиция турецких властей не приведет к росту межконфессионального разобщения и нарушению хрупкого баланса».
В переводе с дипломатического на общегражданский, фраза звучит так «тебя ждут тяжелые времена, Эрдоган и ты этого еще не понял».
Эрдоган, конечно поражает способностью плохо играть сразу на множестве шахматных досок, причем стоя на голове. А в самые ответственные моменты Эрдоган еще просит погасить свет в комнате, где идет игра. Достаточно просто перечислить конфликты, в которые за последние годы влезла в Турция. Кроме традиционных курдов, с которыми «региональная держава» ничего поделать не может уже лет 50, наверное, Турция сцепилась с Сирией, а теперь влезла в Ливию, чем страшно огорчила французов. Ровно неделю назад, Макрон публично отчитал Турцию, обвинив ее в том, что она «накачивает Ливию джихадистами», а ее вмешательство в ливийские дела назвал «преступным». Следом, Турцию отчитал МИД Франции – уже за Святую Софию. Причем так изысканно показав, что с нынешней Турцией говорить о чем-то просто западло. Мол, эта не та Турция, которую любили и принимали на равных в Европе:
«Эти решения ставят под сомнение один из самых символических актов современной и светской Турции». Жан-Ив Ле Дриан так намекнул на растраченные европейские авансы, которые давались Ататюрку и самой Турции. Можно, конечно, посмеяться над недовольством Франции, но я видел, кто и как поставил на колени Ливию в 2011 году, без наземного вмешательства. Видел колонну сожженной бронетехники длиной в 100 километров – от Бенгази до Адждаби. Видел воинские части – у них имелся целый бетонный забор, будка КПП с целенькими зеркальными стеклами, на клумбе еще бьет фонтан, а дальше – все было сметено ракетами и трупный запах стоял в такой концентрации, что от одежды не отстирывался.
Франции, при всех ее интересах в регионе, не нужен абсолютно игиловский зверинец ни в Сирии, ни в Ливии, ни в самой Турции. А Турция… Турция сейчас немного напоминает Польшу конца 30-х годов. Польшу, проводящую самостоятельную политику. Самостоятельную до такой степени, что били Польшу всей Европой, а кто не бил – тот аплодировал.
1. Слава Богу, что