itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Художник Филипп Москвитин: «Видеть в глазах свет вечной жизни»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
723
Время на чтение 13 минут

Источник: Православие.Ru

Филипп Москвитин. Автопортрет Филипп Москвитин. Автопортрет

Для художника очень важно найти свою тему и узнаваемый авторский стиль. Филиппу Москвитину это удалось: он пишет святителей и христианских подвижников, русских государей и полководцев, а также портреты современников. Однажды увидев его полотна, их запомнишь навсегда – в них хочется подолгу всматриваться, от них делается светлее на душе. Более четверти века Филипп Москвитин трудится в области церковного искусства, пишет иконы для монастырей и храмов. Сегодня мастер делится своими размышлениями о творчестве и духовном пути.

Досье. Филипп Москвитин родился 20 декабря 1974 года в Иркутске. Учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) при Институте имени В.И. Сурикова и в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, в аспирантуре. Преподавал в Православном университете св. апостола Иоанна Богослова, его выпускники стали востребованными иконописцами. Филипп Москвитин автор известных картин: «Рождество Христово. Поклонение волхвов», «Изгнание торгующих из Храма», «Исцеление слепорожденного», «Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский», «Присяга преображенцев императрице Елизавете Петровне», «Прощание с Америкой святителя Тихона», «Святой равноапостольный Николай Японский», «Митрополит Нестор, апостол Камчатки», «Святитель Иннокентий, апостол Сибири и Америки», «Парад Победы 1945 года», ряда других полотен и множества портретов.

– Филипп Александрович, как вы осознали свое жизненное призвание?

– Я родился в семье художника и, сколько себя помню, всегда рисовал. И рисунки получались хорошие. Первые шаги в профессию я сделал в пять лет в студии у иркутского художника Александра Ивановича Шелтунова: он вел занятия для детей. Затем – детская художественная школа, где в это же время этажом выше учился Денис Мацуев. В детстве я любил рисовать битвы, богатырей, мушкетеров, королей. Мне всегда хотелось брать многофигурные композиции, делать сложные сюжетные вещи. Потом очень много мне дали учителя в МСХШ – в знаменитой Суриковской школе, в которую я поступил в одиннадцать лет, в семнадцать закончил. Моей дипломной работой стало полотно «Протопоп Аввакум в Сибири». И тут ощущается влияние одного из моих любимых художников – Василия Ивановича Сурикова, его «Боярыни Морозовой».

Мне всегда хотелось работать в церковно-историческом жанре. Наверное, многое определило в моей судьбе и еще одно обстоятельство: по маминой линии несколько поколений моих предков были иконописцами.

– А что формировало ваше мировоззрение? Ведь вы росли в советское время…

– На меня очень сильно повлияла русская литература. К четырнадцати годам я прочел всего Лескова, к семнадцати – всего Достоевского. В раннем возрасте читал Вальтера Скотта, нравились его герои – рыцари, сражающиеся за Гроб Господень. В доме были книги, живописные альбомы всех великих художников; в нашем доме бывали режиссеры, писатели, художники – с детства я общался с людьми интересных профессий, говорил с ними о законах творчества и задачах русского искусства. Мы с отцом смотрели героическое кино: «Они сражались за Родину», «Спартак», «Семь самураев». Моя бабушка, экономист, была родом из Пскова, очень любила историю и старину, с ней мы объездили всю псковскую землю – и Пушкинские горы, и Изборск; в девять лет я вместе с ней посетил Псково-Печерский монастырь, увидел пещеры. И после этого я уже старался не снимать крест и носить его постоянно.

– А как возникла в вашей жизни царская тема?

– Наши родственники по маминой линии живут в Сан-Франциско. В 1988 году мы всей семьей приехали к ним в гости. И там мы молились в русском храме, который построил и где служил святитель Иоанн Шанхайский. Там мы впервые прочитали об убийстве Царской семьи и были потрясены: таких книг в Советском Союзе не выходило. И это повлияло на мое отношение к Церкви, к вере, к подвигу. Я уже тогда задумался о теме героев и мучеников. И эта тема со мной все эти годы. В семнадцать лет я писал портрет государя Николая II.

Я был потрясен гибелью Царской семьи… И в 17 лет написал портрет государя Николая II

Тогда, в начале 1990-х годов, были только некачественные фотографии Царя-страстотерпца. И все же мне этого хватило: первый мой портрет царя Николая II получился и теперь находится в собрании монастыря в Стрельне. Впоследствии я много раз обращался к теме Царской семьи. На наших глазах гибла советская империя, холодная война была проиграна, наступил 1991 год, и наши взоры были обращены к 1917 году, к гибели Российской империи. Мы искали ответы на вопрос: кто ключевые фигуры того времени? Мне стало ясно: святые Царь Николай и Патриарх Тихон, их я буду писать и посвящать им свои выставки.

– Вы уже в начале творческого пути стали писать святителей?

– Да, во время учебы в академии, в середине 1990-х годов, я задумал картину «Арест Патриарха Тихона». Картина переносит нас в 1920-е годы, когда Патриарха держали под арестом, возили на допросы. На плечи Первосвятителя Тихона лег крест гонений. Это достаточно крупный холст. Картина прозвучала, сейчас она в музее. Для того времени это была совершенно новая тема: исповедничество в эпоху гонений на Церковь.

Арест Патриарха Тихона. Художник: Филипп Москвитин Арест Патриарха Тихона. Художник: Филипп Москвитин

А для диплома я решил написать нашего современника – митрополита Иоанна (Снычева). Мне очень нравились его известные книги «Одоление смуты», «Самодержавие Духа». Владыка Иоанн возвысил свой голос тогда, когда уже готова была разразиться Гражданская война, – в начале 1990-х годов. Авторитет митрополита Иоанна в патриотических кругах всегда был очень высоким. В моей дипломной работе над портретом владыки меня поддержал профессор Николай Николаевич Третьяков. Он помог мне с фотографиями, был моим рецензентом. Я владыку Иоанна видел и его службы посещал. Интересно, что мой дедушка, ветеран войны, тоже очень ценил митрополита Иоанна. Он мне рассказывал: «Нас воспитывали в неуважении к духовенству, но вот этого пастыря я уважаю». Он приходил на его службы, слушал его проповеди и причащался. Все мои темы продиктованы самой жизнью.

Святейший патриарх Тихон. Художник: Филипп Москвитин Святейший патриарх Тихон. Художник: Филипп Москвитин

– Вы дружите с духовенством?

– Когда я писал Патриарха Тихона, я посещал службы в Донском монастыре и слушал проповеди архимандрита Даниила (Сарычева). Помню такой эпизод: отец Даниил пригласил на свой день рождения. И мы сидели в Донском, за праздничным столом и пели песни. Это было удивительное время нашего близкого общения: конец 1990-х – начало 2000-х. И он меня благословлял и говорил всегда: «Не скорби, Филипп, у России будет великое будущее. По молитвам новомучеников Церкви Русской».

В 1999 году я сделал следующую работу – изобразил всю Царскую семью: семь фигур в царских облачениях. Подвиг Царственных страстотерпцев стал понятен многим после воцерковления. Для меня царь Николай II – Помазанник Божий. Мое воцерковление связано с уважением к Царю и Царской семье, с их чудесной помощью. Для меня все это неразрывно с юности.

– А как вы определите свое направление?

– Два направления, в которых я работаю для двух столиц, – это имперский стиль храмов Петербурга и каноничная иконопись московской школы. В VI веке иконопись вышла из портрета, древнерусская живопись и была всегда иконой, а затем светская живопись вышла из иконы. И я, в некотором смысле, в живописных работах стараюсь в каких-то моментах вернуть иконичность живописному образу и те мистические сияния, намеченные в эскизах Александра Иванова.

Стараюсь вернуть иконичность живописному образу. Продолжить традицию духовного портрета, портрета на пути к лику

В русском искусстве есть и переходный этап – парсуна: Скопина-Шуйского, царей Иоанна и Феодора, Алексея Михайловича и патриарха Никона. Есть образы, которые имеют плоскостное решение, как в иконе, так и в монументальной живописи. И при этом они наполнены портретностью.

У нас утрачен как таковой духовный портрет. Последний, кто им занимался, был Нестеров. И в какой-то мере Корин. Это уже столетняя давность. А сейчас процветает заказной коммерческий портрет, и я вижу перед собой задачу продолжить традицию духовного портрета. Портрет на пути к лику – так можно сказать; особенно это помогает, когда прежде написания иконы новомученика создается его рисунок или живописный портрет, тогда и каноничный образ несет в себе отпечаток личности святого.

Пресвятая Троица Пресвятая Троица

– Икона требует особого настроя при работе?

– Написание иконы – это трудный подвиг. И когда ты пишешь, ты впечатляешься не живой натурой, а теми произведениями искусства, которые были до тебя. У таких иконописцев, как Андрей Рублев, было духовное зрение. Мы его почитаем в лике святых и преподобных. И мы знаем, что он святой монах. Мы понимаем, что такие вещи, как «Троица», и такие образы, как «Звенигородский Чин», – писаны Духом Святым. Это мог делать человек только при соучастии Божием. У Андрея Рублева подвиг монашеский соединялся с подвигом иконописца. Он видел эти образы внутренним взором.

Я часто пишу списки с древних икон. И смотрю: чем же наполнен образ Одигитрии Дионисия; постоянно свою кисть возвращаю к золотому веку иконописи и сверяю свой творческий путь с выверенными, отточенными веками изводами и плавями.

– А искусство религиозно по своему глубинному порыву?

– Если мы смотрим живопись XIX века в Третьяковской галерее, центральным полотном будет «Явление Христа народу». Если мы зайдем в зал икон, там центральное место занимает «Троица» Рублева и «Звенигородский чин». И мы понимаем, что русская культура – христоцентрична. И Достоевский христоцентричен, и Василий Шукшин, и Валентин Распутин, и Лесков. И другие наши великие художники: Суриков, Васнецов, Нестеров.

Русская культура – христоцентрична. И Святая Русь – это не явление прошлого. Святая Русь – жива!

Иногда говорят, что нельзя идти в Святую Русь с повернутой назад головой. Говорящие это совершенно не понимают, что такое Святая Русь. Святая Русь – это не явление прошлого. Это понятие «совечное», вневременное, как напоминал преподобный Иустин (Попович). И Святая Русь жива. Как отец Николай Гурьянов говорил, что она никогда и не умирала. Пока последний храм стоит на нашей земле и служится Литургия, значит, Святая Русь жива. И художники, и писатели, трудившиеся в категориях Святой Руси, в эту вечность всегда стремились. И стремились, чтобы центром жизни был Христос. И стремились к Троице. Как говорил Георгий Свиридов, Россия – страна Христа, страна минора, страна печали.

Святитель Лука, исповедник Святитель Лука, исповедник

– Вы держитесь этого пути?

– Я стараюсь держаться этого направления, данного нашими великими предками в иконописи золотого века и в живописи золотого века. Чаще пишу для монастырей: иконостасы, иконы крупного размера. Творчески решаю сложнейшие задачи создания образов тех святых, которых Русская Церковь прославляет. Мне довелось написать иконы новопрославленных святых: святителей Луки Крымского и Иоанна Шанхайского, адмирала Феодора Ушакова, святой Матроны Московской, Царственных страстотерпцев и Патриарха Тихона.

– Вы успеваете создавать портреты современников?

– Один мудрый человек мне посоветовал писать тех, кто уходит. Я успел написать и духовников-старцев, и профессуру, и ветеранов. У меня есть портреты композитора Георгия Свиридова, писателей Василия Белова и Валерия Ганичева. Духовники отмечали, что нужно видеть свет вечной жизни в глазах верующих людей. И я ищу свет вечной жизни в очах портретируемых. Сколько было удивительных встреч! Я писал Владимира Крупина, замечательного прозаика. Он у меня изображен странником. Помню, как он пришел в мою мастерскую в весенней куртке, было тепло… У меня в студии есть верхние окна и очень хороший свет. И я на полотне поместил Владимира Крупина в те земли, где проходит Вятский крестный ход. И он у меня получился как крестоходец. Он пожелал быть таким путником. Мы все – странники в этом мире. Александр Иванов на картине «Явление Христа народу» себя изобразил как путника, в шляпе и с посохом.

– У вас есть цикл работ, посвященных святителям, которые несли свет христианской веры на Дальний Восток, на Камчатку, в Китай, в Америку, в Японию… Вас вдохновлял их подвиг?

– Вспомним подвиги святителя Иннокентия, апостола Сибири и Америки. Это были беспрерывные путешествия, иногда длиною в десять тысяч километров, ночевки под открытым небом, иногда в сугробах в лютый мороз. Он ехал на собаках, на оленях, на упряжках, сплавлялся по рекам на байдарках. А вокруг была дикая природа, где бродят медведи, где опасности подстерегают, бурные потоки, лавины снежные. И этот подвиг сейчас недооценен.

Философ Александр Панарин писал: наша страна не должна стягиваться вокруг Москвы, превращаться в большое Московское княжество. Нужно делать все, чтобы развивались регионы, создавать новые духовные центры страны. И там, где люди живут на Дальнем Востоке и в Сибири, необходимо, чтобы было почитание святителей Иннокентия (Вениаминова), Николая Японского, Нестора Камчатского. Такое же по значимости, как в средней полосе почитание святой Матронушки, Ксении Блаженной и преподобного Серафима.

Нужно создавать новые духовные центры – на Дальнем Востоке и в Сибири – с почитанием святых, принесших свет Христов в эти места

В нашей Церкви не так много равноапостольных святых: княгиня Ольга, князь Владимир, Мария Магдалина, Нина Грузинская. Святой архиепископ Николай Японский встает в этот ряд. Нужно, чтобы Москва передавала сибирским городам мощи тех святых, которые там потрудились. Там нужно воцерковление, там нужна мощь, сила благодатная русских апостолов.

– У вас есть картина «Перенесение мощей святителя Тихона». Она отразила историческую веху в жизни современной Церкви. Как она создавалась?

– После того, как я написал святых Царственных мучеников, я написал под руководством Ильи Глазунова картину «Перенесение мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского». На ней изобразил духовников нашей Церкви – архимандритов Кирилла, Наума и Даниила. Когда работал над полотном, смотрел такие картины, как «Погребение графа Оргаса» Эль Греко. Мои любимые художники – Веласкес, Сурбаран, Рибера: ценю испанцев и с удовольствием посещаю Испанию. Моя картина «Перенесение мощей святителя Тихона» – это гимн Патриаршеству. Многие люди, которые на ней изображены, уже отошли к Богу: Святейший Патриарх Алексий, старцы Кирилл, Наум и Даниил, архимандрит Спиридон, протодиакон отец Матфей. «Перенесение мощей святителя Тихона» высоко оценивал профессор Николай Николаевич Третьяков, говорил, что эта картина еще прозвучит. Многих людей уже нет, но мы о них молимся, и они о нас в Царствии Небесном.

Перенесение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России в Донском монастыре. Художник: Филипп Москвитин Перенесение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России в Донском монастыре. Художник: Филипп Москвитин

– Как вы проводили карантин-самоизоляцию?

– У меня иконописная студия в Подмосковье. В ней я нахожусь в некотором затворе, тружусь для города Дмитрова, делаю три иконостаса, идет работа над праздничным рядом – Крещение, Преображение, Сошествие во ад. Пребываю в праздничном настроении. Чтобы в глубине храма иконы контрастировали, у меня они не на золотом фоне – золота хватает на резьбе иконостаса, они – на зеленоватом фоне. Это излюбленный фон московской школы XVI века. В Музее Андрея Рублева много икон именно с таким фоном.

Мой излюбленный цветовой контраст – холодноватые зеленые, глубокие синие и красный пасхальный цвет. И когда я вставляю каждую икону в иконостас, иконостас становится все торжественнее и пасхальнее. У меня настроение радостное, притом что этот вынужденный затвор заставляет еще больше трудиться. Еще больше думать, что все мы в этом мире тленны.

Кто-то рядом испытывает страдания, и людей нужно радовать. А чем может художник радовать? Обратиться к источнику жизни, ко Христу. И если человек рядом с этим Источником, он пьет живую воду.

В дни карантина мы с моей семьей Литургию слушали и смотрели по трансляции из Святогорской лавры, с Донбасса. Получается – молимся с женой и дочерью, стоя перед иконостасом, над которым работаю.

– А какие у вас творческие замыслы?

– Я работаю над большой выставкой «Великий князь Александр Невский – святой защитник Руси». Она намечена на 2021 год, когда будет праздноваться 800-летие святого великого князя. И у меня готовится большая персональная выставка, центральная часть которой будет посвящена самому князю и его подвигам, а по сторонам от центра портреты наших великих полководцев. Месяц я прожил на родине князя в Переславле и написал там пейзажи, монастыри, написал улицу, на которой родился Александр Невский. Не раз уже обращаюсь к этой теме. У меня есть полотно, написанное для Александро-Невской лавры по заказу ее наместника архимандрита, а ныне владыки Назария, где изображено, как император Петр I переносит мощи князя Александра Невского в Петербург. В русской живописи много изображений Петра Великого: как он строит корабли, как он сражается в Полтавской битве, есть его парадные портреты. А на своей картине я изобразил церковную миссию Петра Великого.

В русской живописи Петр I строит корабли, сражается… А я изобразил церковную миссию Петра Великого

Царь знал: когда строишь империю и новую столицу – Санкт-Петербург, нужно закладывать духовный фундамент.

– Кого из современников хотите написать?

– Хочу написать отца Александра Шаргунова, известного богослова. И отца Владислава Цыпина, церковного историка – он мне с юности привил любовь к истории Церкви, многое поведал о новейшем периоде истории нашей Церкви, о Патриархе Тихоне, о гонениях, о наших новомучениках. Посещение служб Донского монастыря и лекции отца Владислава на меня сильно повлияли. Хочется написать портреты этих двух замечательных пастырей, буду думать, как это осуществить.

Давно замыслил портрет профессора МГУ и Духовной академии Валерия Яковлевича Саврея – ярчайшего мыслителя нашего времени. Он читает лекции для разных аудиторий по всей стране: священников, монашествующих и студентов. Его любимая цитата: «Если хочешь познавать Православие, познавай монашество. Если хочешь познать монашество, познай старчество». Он всегда напоминает, как важно быть ближе к источнику жизни – ко Христу.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Филипп Москвитин
Романовы. 300 лет Российской империи.
Царский вечер. Часть 2. От Царя Александра I до Царя Николая II
03.02.2022
Романовы. 300 лет Российской империи.
Царский вечер. Часть 1. От царя Петра до царя Павла
29.01.2022
«Его светозарные образы и есть Святая Русь»
Знаменитому фотографу Санкт-Петербургской митрополии Юрию Костыгову исполняется 70 лет
28.03.2015
Все статьи Филипп Москвитин
Татьяна Медведева
Все статьи Татьяна Медведева
Александр Сергеевич Пушкин
Уникальное соавторство
Тайна создания «Тихого Дона»
28.06.2022
«Это был человек подлинно боевой натуры»
В Полоцке установили мемориальную табличку в честь героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Якова Петровича Кульнева
27.06.2022
Почему гонят нашего Пушкина?..
О религиозных воззрениях русского гения
24.06.2022
Сказки и были Третьего Рима
О проекте «Живая вода», основанном гусляром Егором Стрельниковым
23.06.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Наше общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от Александр Волков
04.07.2022 07:06
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
04.07.2022 04:34
Папа Римский свою позицию определил
Новый комментарий от влдмр
04.07.2022 03:01
Чехарда с переименованиями
Новый комментарий от Vladislav
03.07.2022 23:02
За что мы воюем?
Новый комментарий от Константин В.
03.07.2022 22:50
Обращение к современным русским людям
Новый комментарий от С. Югов
03.07.2022 12:45
Помним героев, защитников Родины!
Новый комментарий от Человек
03.07.2022 11:46