«Культурная триада России» не менее важна, чем ядерная

Генассамблея ООН по Украине  Резолюция ООН  Бывший СССР 
0
353
Время на чтение 6 минут
У России, единственной из постсоветских стран, в наличии сегодня есть то, что можно по аналогии с ядерной триадой назвать «масскультурной триадой». То есть набор основных инструментов масскультурного воздействия как внутри границ, так и за их пределами. Вначале небольшая, но яркая подборка названий и цифр.
Итак.
«Круты. 1918». Бюджет 52 миллиона, сборы 7,3 миллиона.
«Иловайск 2014. Батальон Донбасс». Бюджет 33 миллиона, сборы 3,9 миллиона.
«Другой». Бюджет 40 миллионов, сборы 0,99 миллиона.
«Донбасс». Бюджет 71 миллион, сборы 1,92 миллиона.
«Позывной» Бандерас». Бюджет 39,3 миллиона, сборы 1,9 миллиона.
«Наши котики». Бюджет 42 миллиона, сборы 8,5 миллиона.

Что это было? Перед вами украинское военно-патриотическое художественное кино, снятое за последние пару лет. По большей части о битве с российским агрессором, но имеются также битвы с большевистским агрессором и битвы с монгольским агрессором. Список настолько полный, насколько мне удалось отыскать. Плюс куча документалок и, кажется, один-два сериала.
Что мы можем заключить из этого списка?
В первую очередь: задачу создания популярного военно-патриотического кинематографа Украина не сумела решить даже в условиях тотального военно-патриотического угара. Даже при наличии второй по потенциалу в бывшем СССР, после России, околокиношной инфраструктуры. (Строго говоря, до войны украинский сценарный, режиссерский, актерский и прочий ресурс служил ресурсным придатком для российского рынка. В украинских локациях и с более дешевыми украинскими актерами снималась огромная часть сериалов, недорогие украинские сценаристы сооружали не только сериальный, но и полнометражный контент, и так далее. Эта придаточность, если честно, и сейчас еще существует, просто не столь откровенно.) И даже при наличии второго по величине в бывшем СССР количества зрителей (или третьего, если рождаемость Узбекистана уже встретилась с реальной депопуляцией Украины).

Теперь попробуем сравнить фильмотворчество незалежной с российским патриотическим кино последних лет.

Нет, разумеется, у нас тоже обнаружится куча провалов — то есть кино слабого, как «Крым», или фестивального-аполитичного («не опускаемся до пропаганды, показываем просто драму людей»), как «Донбасс. Окраина», или просто халтуры уровня «там режиссер такой, что попробуй ему не дай казенных средств на патриотическую тему, вот он и снял свою жену-дочь-племянника».
Но все-таки в патриотическом российском кинополе заняты основные контентные ячейки: история, спорт, война. В каждой есть полностью окупившиеся картины и несколько вполне безусловных блокбастеров. Войны — «28 панфиловцев», «Т-34», «Битва за Севастополь» «Балканский рубеж». Спорт — «Легенда №17», «Движение вверх», «Лед», «Лед 2» и еще много чего. История — «Легенда о Коловрате», «Салют-7» и пр.
Иными словами, в случае с отечественным кинематографом мы можем жаловаться на то, что производимая им крупнотоннажная продукция бывает успешной и конкурентоспособной не всегда. И что слишком большой процент кинопродукта, поддержанного так или иначе государством, в итоге оказывается в отвалах бокс-офиса и не очень годится даже для того, чтобы позднее гонять его по телевизору. Но, черт побери, старожилы и даже не очень помнят время, еще совсем недавнее, когда любой российский художественный фильм, который не комедия и вдруг окупился, был некоторой сенсацией. А до того вообще наблюдались, представьте себе, времена, когда и комедии не окупались. Возможно оттого, что жизнь была совсем грустной.
Строго говоря, из состояния «дорогая игрушка за государственный счет» отечественное кино вылезло 20 лет назад, когда ныне покойный Алексей Балабанов выдал «Брата 2» и вышел по сборам в ноль — после десятилетия беспробудных «минусов». Поскольку этот подвиг был совершен Данилой Багровым в стране, где огромная часть кинотеатров еще пребывала в состоянии «вещевой рынок, аренда торговых помещений», то это был безусловный прорыв. И поначалу он воспринимался как нечто исключительное, выходящее из ряда вон и потому не стоящее даже специального внимания.
Однако на деле процесс воссоздания жизнеспособного российского кино был неизбежен, как бы ни была развращена десятилетием казенного содержания без каких-либо встречных требований тусовка творцов. Просто в силу величины, мощи, амбиций и хронически непростого положения страны, в котором непрерывно возникают новые запросы. У России не могла рано или поздно заново не отрасти своя киношная масскультура. Прошла смена поколений, и год за годом появлялись новые коммерческие и творческие амбиции, новые лица и новые, более умелые руки. И в результате многолетних совместных усилий создателей новогодних комедий, исторических детективов, военных драм и — в последней своей фазе — даже окологоголевского хоррора у нашего кино сегодня худо-бедно имеется почти вся «продуктовая линейка».
Да, она имеется худо-бедно.
Но у соседей по бывшему Союзу нет и этого. И, более того, не предвидится.
Вообще говоря, у России, единственной из постсоветских стран, в наличии сегодня есть то, что можно, по аналогии с ядерной триадой, назвать «масс-культурной триадой» (напомним, в ядерную триаду входят стратегические бомбардировщики, баллистические ракеты и подводные ракетоносцы). То есть набор основных инструментов масскультурного воздействия как внутри границ, так и за их пределами.
1) Литература.
2) Кино.
3) Сериалы.
У «Первой из Нероссий», уже упоминавшейся Украины, все это вроде бы тоже присутствует, а сериальное дело поставлено на такие рельсы, что главный герой одного из комедийно-мечтательных сериалов сделал исполнителя своей роли президентом. Но суть оттого не меняется: самим наличием сериального дела украинский масскульт обязан существовавшему десятилетиями российскому рынку. Что касается кинематографа, мы о нем уже сокрушались. В прошлом году эпическим битвам прото-, мезо- и собственно украинцев с разными агрессорами посвящена большая часть украинского кино, а касса, особенно в сопоставлении с масштабами торжества над злыми ворогами, выглядит просто смешной.
О литературе же говорить, наверное, вообще не комильфо, поскольку на Украине, безусловно, существуют русские писатели (как существуют русские писатели — выходцы с Украины). Однако они, какой бы степени патриотической русофобии ни достигали их произведения, остаются «пленниками Чехова и Достоевского» и способны вырваться из их мира не более, чем «ирландская англоязычная» литература из мира «английской англоязычной». Украинская же литература, возможно, существует, но об этом за пределами Украины не только никому не известно, но и никому не интересно. Как и положено литературе местечковой, она либо подражательна до последней степени, либо работает в жанре пошлого фолка и своего рода «вышиванки в буквах» (то же, плюс-минус, положение и в прочих постсоветских государствах и гособразованиях — с разной степенью любительства).
Это глобальное различие России и «остального пост-СССР», как представляется, произошло главным образом потому, что Россия получила не только половину населения и большую, хоть и климатически не самую приятную часть территории. Но и все основные амбиции — вместе с местом в ООН — унаследовала она. Ей достались все вызовы «взрослой» страны: от белых полярных — до опасных южных окраин, от космоса наверху — до ядерных ракет в подземных шахтах. Ей же достался и наиболее развитый в северной Евразии инструмент передачи информации и ее развития — русский язык. Потому, даже провалив все по нескольку раз, Россия на каком-то витке не могла не начать выбираться обратно в очевидные культурные лидеры, пусть мы сейчас и в самом начале этого пути.
...И кстати. Еще несколько лет тому назад жителям околороссийского пространства казалось, что хороший способ закрыться от культурного воздействия России — просто забыть уже упоминавшийся имперский язык. Но, во-первых, это оказалось не так просто сделать. А во-вторых, при общем сходстве жизненных условий (слишком много веков мы провели вместе) современная Россия даже наперекор усилиям творцов предстает в своих произведениях перед жителями окраин более могущественной ступенью цивилизационного развития.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Мараховский
Все статьи Виктор Мараховский
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Резолюция ООН
Почему наша дипломатия не протестует против фальсификаций на сайте ООН?
Андрей Паршев считает, что нужно не искать замену ООН, а восстановить законность в существующей организации
20.12.2023
«Никто не разрешал западному меньшинству говорить от имени человечества»
О чём говорил Сергей Лавров на заседании Совбеза в Нью-Йорке
25.04.2023
Военная ситуация на Украине
Взгляд бывшего полковника НАТО
24.03.2022
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:40
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:07
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 07:46
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.04.2024 07:22