Как городам перепрофилировать умирающую индустрию потребительского досуга.
Несмотря на то, что граждане самовольно вышли из самоизоляции, ограничения для бизнеса будут сохраняться еще довольно долго. Судя по настрою Роспотребнадзора, нас ждет новая реальность на потребительском рынке. Государство, по-видимому, довольно практикой запретно-разрешительного режима: граждане в общем-то законопослушные, а система штрафов и социального мониторинга позволяет "прокачать" цифровые технологии управления, в которых начальники видят будущее. Поэтому имеет смысл разбираться с тем, как будет устроена новая посткарантинная реальность.
Итак, если обобщить перечень будущих запретов, то в новой реальности государство будет стремиться ограничить возможности для столпотворений в закрытых помещениях.
Поэтому главный экономический удар будущего придется по торгово-развлекательным центрам. ТРЦ сегодня являются не просто магазином, а местом проведения досуга для всего домохозяйства: развлечения для детей, покупки продуктов, обновок и бытовой техникой, занятия физкультурой, походы в кинотеатры, рестораны, бары и итд.
Экономический смысл ТРЦ заключается в столпотворении, которое в новой реальности будет наказуемым.
Второй удар по ТРЦ будет нанесен со стороны он-лайн торговли. Граждане на самокарантине распробовали и полюбили интернет-потребление и вряд ли откажутся от этой привычки. Тем более, что подобное поведение будут стимулировать монополисты: так, Сбербанк планирует установить в своих отделениях 10 тысяч постаматов для выдачи он-лайн заказов. Эта тенденция и так наблюдалась в последние годы, а самокарантин лишь усилил ее.
Если с бизнесом вокруг ТРЦ все более-менее понятно: для этой категории кризис будет особенно острым и длинным, если не вечным, то вот что делать с гражданами не очень понятно.
Застройка последних лет превратила ТРЦ в центры потребительской культуры. Провести субботу или воскресенье в ТРЦ — это нормально для большинства семей из "спальников", а с другими развлечениями и организованным досугом дела обстоят плохо.
Закрытые и выборочно работающие ТРЦ будут важным фактором отчуждения граждан и усиления депрессивных настроений в обществе.
Можно долго и правильно рассуждать об ошибках в градостроении и превращении спальных районов в социальные гетто, где нет массовой культурной, спортивной и досуговой инфраструктуры. С точки зрения социальной инфраструктуры вместо полноценных районов города мы имеем деревни, переселенные в 16-этажные гиганты.
В этих условиях ТРЦ остаются единственным местом социализации гражданина, которому навязали потребление в качестве основной общественной мотивации.
Поэтому вопрос перепрофилирования ТРЦ под иной тип деятельности является условием для гармоничного самочувствия города. Если пустить ситуацию на самотек, то "невидимая рука рынка" сначала будет заставлять собственников держать стоимость аренды, а затем снижать ее, пуская кого попало. Поэтому ТРЦ могут повторить судьбу советских "домов быта", которые превратились из полезной инфраструктуры в захламленные здания, где бесконтрольно размещается что угодно.
Единственно верным решением может стать перевод ТРЦ под производственные задачи. По большому счету каждый ТРЦ — это большой ангар где можно ремонтировать, фасовать, печатать, собирать, конструировать, хранить полуфабрикат и готовый товар.
Собственникам ТРЦ необходима административная помощь со стороны государства для перепрофилирования объекта. Городским администрациям правильно выступить посредником между ТРЦ и мелко-средними производителями. Первым нужны арендаторы, а вторым — удобная логистика, приемлемая аренда и отсутствие надуманных проблем с проверяющими и контролирующими органами. Городская власть может и должна выступить посредником в этом процессе.
Когда гражданин, страдающий от экономической депрессии и лишенный привычного досуга, на месте полупустого ТРЦ увидит живущий активной хозяйственной жизнью производственный объект — это будет лучшей мотивацией для него. И хорошей иллюстрацией того, что единственно верный выход из кризиса — рост производительного капитала.