В кадрах немецкой военной хроники первых дней Великой Отечественной войны часто мелькают гитлеровские солдаты на мотоциклах, лихо несущиеся по нашим дорогам и улицам разрушенных городов неким символом «молниеносного блицкрига».
Эдакие непобедимые воины-кентавры на колёсах, стремящиеся на скорости ворваться в Москву и геройски победить «колосса на глиняных ногах», каким фашистская пропаганда именовала СССР.
Чем закончилась 9 мая 1945 года их начавшаяся «прогулка» по дорогам СССР 22 июня года 1941 – нет необходимости уточнять детально для каждого, ибо приехало большинство из этих убийц на мотоциклах в «могильную стоянку» под осиновый кол на ней.
В нападении на Советский Союз вермахтом (вооружёнными силами нацистской Германии в 1935 по 1945 годы) было задействовано 20 мотоциклетных батальонов в составе танковых дивизий, а также в составе моторизованных дивизий и дивизий войск СС.
В начале вторжения немецкие мотоциклетные части успешно решали поставленные перед ними боевые задачи, но осенняя распутица и русская зима 1941 года изменили ситуацию коренным образом.
Через год после Сталинградской битвы мотоциклетные части вермахта батальонного состав прекратили своё существование.
Впрочем, уже в приграничных боях 1941 года с частями Красной Армии для гитлеровцев обнаружился главный недостаток их мотоциклетных подразделений, о котором ещё в 1940 году писал германский военный теоретик Г.Гудериан, а именно: «Из-за высокой уязвимости и отсутствия тяжёлого вооружения чисто мотоциклетное подразделение не способно самостоятельно вести бой».
Гудериан осознавал, что планируемое стремительное «покорение» СССР частями вермахта вряд ли будет столь же лёгким, как уже произведённая к моменту нападения на нашу страну оккупация Европы, сдавшейся гитлеровцам фактически без боя.
А как же обстояло дело с применением в боевых условиях мотоциклов в Красной Армии?
В рамках концепции развития вооружённых сил Советского Союза того периода, в которой предполагалось ведение быстрой манёвренной войны, сразу перенесённой со своей территории на территорию возможного агрессора, ещё с середины 1930-х годов в Красной Армии происходило массовое внедрение мотоциклов с боковым прицепом (коляской) в качестве транспортного средства пехоты.
Одновременно в Красной Армии формировались крупные бронетанковые соединения – бронетанковые корпуса.
И мотоциклетные подразделения предполагалось использовать в выполнении задач, чем-то схожих с теми, которые стояли перед лёгкой кавалерией в начале 20-го века, а именно: разведка, движение в авангарде основной группы наступающих войск, захват и удержание до подхода главных сил таких важных стратегических объектов, как мосты или переправы.
В Красной Армии основным соединением мотоциклетных войск был мотоциклетный полк – весьма внушительная сила с личным составом в 1 500 человек и 300 мотоциклами, десятком пулемётных бронеавтомобилей и 6-ю 45-миллимитровыми противотанковыми орудиями на тяге грузовым автомобилем.
В полку, состоящем из трёх батальонов по три роты в каждом, также было 27 50-мм миномётов и 81 ручной пулемёт.
Впрочем, в Красной Армии не сразу пришли к точному тактическому пониманию по применению и структуре мотоциклетных частей.
«Наставление мотоциклетных войск» было издано только летом 1941 года, буквально перед самым началом войны, хотя разработка наставления началась ещё в 1940-м.
В наставлении присутствовали такая формулировка: «Действия мотоциклетных подразделений должны быть дерзкими, инициативными, хитрыми, вводить в заблуждение и создавать панику в тылу врага». Но она всё-таки более всего представляла собой скорее пожелание и менее – инструкцию к исполнению.
Потому что к 1941 году, то есть времени написания данного постановления, Красная Армия не имела реального боевого опыта масштабного применения мотоциклетных подразделений непосредственно в боевых действиях, и данное наставление не могло отражать переработанный опыт и практику поля боя.
Трагически события начального периода Великой Отечественной войны привели к тому, что многие мотоциклетные полки погибли в боях или были расформированы по причине больших потерь в личном составе.
Однако командование Красной Армии не отказалось от мотоциклетных войск, а приступило к формированию новых батальонов и полков, понимая их действенную пользу на поле боя в составе танковых и механизированных корпусов, к которым и придавались мотоциклетные части.
Вновь формируемые отдельные мотоциклетные батальоны первоначально состояли из трёх мотоциклетных и одной бронеавтомобильной роты.
Но к 1943 году состав батальона был изменён – в нём остались две мотоциклетные роты. Но добавилась танковая рота, рота бронетранспортёров и истребительно-противотанковая батарея: 4-е 45-мм пушки.
Таким образом, мотоциклетный батальон насчитывал 450 человек личного состава на 111 мотоциклах, 10 танках, 5 бронеавтомобилях и 10 бронетранспортёрах.
В тяжелейших условиях на эвакуированных заводах из европейской части за Урал, порой запускавших свои производства почти под открытым небом, выпуск мотоциклов только нарастал. Росло и количество мотоциклетных подразделений.
Советские мотоциклисты проявляли чудеса мужества и героизма. Они всегда находились на самых опасных участках фронта. Их боевое мастерство росло с каждым сражением.
В ходе приобретённого опыта, сначала в оборонительных боях до начала 1943 года, а затем мощного наступательного движения на запад вплоть до взятия Берлина мотоциклисты Красной Армии внесли свой неоценимый вклад в дело ПОБЕДЫ над гитлеровской Германией.
К 1945 году основным чисто мотоциклетным боевым подразделением стала мотоциклетная рота, компактная, хорошо управляемая и мобильная, вооруженная только лёгким стрелковым оружием. Для хорошей и разветвлённой автодорожной инфраструктуры Европы это было оптимальное решение.
Служба военного мотоциклиста в годы Великой Отечественной войны была, без всяких кавычек: и опасна, и трудна.
В Севастополе чтут и помнят тех, кто прошёл Отечественную войну за баранкой автомобиля или мотоциклетным рулём.
Спасибо за память о наших отцах и дедах всем участникам патриотической группы «Красная Армия»!