Когда я в очередной раз недавно в середине января 2020 приехал в Донецк, журналистка Кристина Мельникова меня спросила:
– Почему вы приезжаете регулярно в Донбасс, что вас в нем привлекает?
Я ответил:
– Думаю, что Донбасс – это фронтир русского мира. Из истории видно, что он искусственным образом оказался в составе Украины и страдал в течение десятилетий от насильственной украинизации. Рано или поздно все это должно было закончиться. Я вообще в Донбассе и особенно в Донецке чувствую, что нахожусь у себя дома. Я вижу, как молодежь здесь живо интересуется и старается возрождать традиции русской литературы. Я специально, вернувшись в Москву, посмотрел, что происходит с русской литературой на Украине. Она сегодня фактически оказалась в гетто. С помощью принуждения навязывается литература на украинском. С ней вроде бы все неплохо, только читателей у нее практически нет. А ведь не забудем, что лучший русский писатель 20-го века Михаил Булгаков был киевлянином. Можно ли себе представить, что он мог бы появиться в современном Киеве?! Последним крупным русским писателем, жившим в Киеве, был Виктор Некрасов, написавший знаменитую книгу «В окопах Сталинграда». Известный критик Владимир Лакшин отмечал: «Из «Окопов» Некрасова, как из «Шинели» Гоголя, вышла вся наша честная военная проза». Куда это все делось? Куда исчезло под катком украинских националистов?
Донецк сегодня переживает сложное время: в окрестностях города по-прежнему окопались силы ВСУ, которые никуда уходить не торопятся; вялотекущая война продолжается, люди гибнут, хотя и не в таком количестве, как во время активных боевых действий. Сейчас при Зеленском обстрелы мирных городов ДНР даже активизировались.
На этом тревожном фоне в Донецке и по всей республике происходит возрождение культуры: работают театры, программа Донецкой филармонии насыщена и разнообразна, зрители с удовольствием посещают спектакли и концерты. Я вспоминаю, как во время годовщины памяти главы республики Александра Захарченко в ДНР приезжала замечательная пианистка Валентина Лисица. Она родилась в Киеве и достаточно давно, в 1990-е годы, переехала в США, но много гастролирует по миру. После начала боевых действий в Донбассе Валентина Лисица активно поддержала его жителей и стала регулярно туда приезжать. В августе 2019-го она дала несколько концертов в ДНР, причём один из них – на железнодорожной станции в Дебальцево, городе, пострадавшем от тяжелых боев зимой 2015 года.
Ярким событием во время моей недавней поездки в Донецк стала премьера фильма «Позывной "Донецк"». История одного аэропорта» Семёна Пегова, прошедшая 15 января 2020. Журналистка «КП-Донецк» Юлия Андриенко делилась своими впечатлениями: Свидетельства непосредственных участников тех героических дней сложно переоценить. Среди них были Захарченко, Гиви, Моторола. И, глядя на экран, с трудом верилось, что их больше нет, столько там энергии и веселой злости. Оказывается, Захарченко частенько находился в легендарной «девятке», где, отказавшись от особых условий, предлагаемых ему бойцами, был постоянно рядом с рацией, а стол одновременно служил ему кроватью, когда удавалось ненадолго вздремнуть.
Юлия Чичерина и Семен Пегов на премьере фильма «Позывной "Донецк"». История одного аэропорта»
На следующий день, 16 января, в Донецкой республиканской библиотеке для молодежи состоялась творческая встреча с Юлией Чичериной и Семёном Пеговым. Юлия пела, а Семен вдохновенно читал свои выразительные стихи.
Чичерина регулярно приезжает в Донбасс и стала неотъемлемой частью его культурного ландшафта. Не перестаю удивляться, откуда она берет свою неисчерпаемую энергию и веру в донбасский народ. Чичерина вместе с Пеговым активно участвовала в презентации фильма, посвященного борьбе за освобождение донецкого аэропорта. Показы фильма в городе, бесплатно организованные в разных кинотеатрах, стали значительным культурным и не только событием, напомнившим дончанам о героических страницах борьбы за свободу Донбасса.
Пианистка Валентина Лисица дает концерт на железнодорожном вокзале в Дебальцево
18 января вместе с журналисткой Юлией Андриенко я оказался в прифронтовом поселке «Октябрьский», где побывал на репетиции детской молодежной группы «Пластилин», с удовольствием посмотрел, как танцуют дети, и побеседовал с их руководительницей Ларисой Балыкиной.
Удивительно, как культура буквально сквозь щели прорастает в самых труднодоступных и уязвимых для жизни местах.
На репетиции хореографической группы «Пластилин»
Литературная молодежь Донецка всерьёз взялась за возрождение русской литературы в Донбассе. Сегодня этим занимаются различные литературные кружки и отдельные энтузиасты. Созидательную роль в этом процессе играет клуб «Куприн», существующий уже три года и объединяющий творческих людей.
Я бы выделил молодую издательницу и поэтессу Розу Лермонтову (фамилия наследственная!), выпускающую в последние годы журнал «Рассвет».
Издатель и редактор журнала «Рассвет» Роза Лермонтова
Растекается по венам тоска…
Хоть кричи, хоть молчи – снова пусто!
Разделила гробовая доска
Нас с тобою… Но только не чувство.
Журналистка и поэтесса Катерина Агте (Катя Катина)
Вечные ценности в Донбассе переживаются острее, чем в мирных краях. Катерина Агте стала номинанткой национальной премии «Поэт года» за 2019, проводимого порталом www.stihi.ru
В Донецке я познакомился с Евгенией Ермольченко, художницей, знатоком теории цвета и певицей. Она ведет свой собственный сайт и проект «Светомузыка» в социальной сети ВКонтакте. Евгения старается осмыслить разные состояния света: «Не обычного солнечного, а света человеческой души, вызванного к жизни разной музыкой».
Евгения Ермольченко в мастерской
Ощущением света человеческой души проникнут портрет грузинского патриарха Илии II, сделанный художником из Макеевки протодиаконом Нестором Филатовым.
Портрет грузинского патриарха Илии II кисти художника из Макеевки Нестора Филатова
Во время последней поездки мне удалось познакомиться с примадонной Донецкой филармонии замечательной певицей Анной Братусь. Анна в трудные годы военного конфликта вернулась в родной город. Она сама объясняет это так: «В период войны ещё более остро ощущается, как людям нужна музыка, поэтому я живу и работаю в своём родном городе для своего любимого донецкого зрителя». Неслучайно в Донбассе родился один из крупнейших российских композиторов 20-го века – Сергей Прокофьев.
Я бы еще отметил молодую талантливую арфистку Анастасию Русанову, которая подготовила яркую музыкальную программу «Три арфы». Творческий вечер арфисток прошел в Аметистовом зале филармонии. Как отмечали любители музыки: «Трёхголосье арф впервые прозвучало в Донецкой филармонии!».
Арфистка Анастасия Русанова во время концерта
Интересная особенность Донецка – наличие небольшой французской общины, появившейся здесь после освобождения города в 2014-м. Это твердые сторонники независимости Донбасса и его союза с Россией. Я снова встретился с Франсуа Модеме (François Mauld d'Aymée). Франсуа делает удачную сольную певческую карьеру в Донецкой филармонии, является активным и харизматичным членом Молодежного парламента ДНР, издаёт небольшой донецкий журнал на французском языке. Знаковой фигурой в городе стал и французский воин-интернационалист Эрван Кастель, сражающийся в рядах ополченцев с начала 2015-го и первой операцией которого стало участие в боях за освобождение Дебальцева. Одновременно Кастель ведет свой блог на французском, рассказывающий о сопротивлении в Донбассе. Он регулярно пишет в своем блоге на разные животрепещущие темы. Последняя статья Кастеля посвящена памяти крупного писателя и поборника русского мира Эдуарда Лимонова.
Я уезжал из Донецка с добрым чувством. Вместе со мной в такси ехала москвичка, приезжавшая в Донецк на операцию к известному пластическому хирургу Евгению Гришину. Для меня это стало верным признаком возрождения шахтёрского края.
На заглавном фото: Анна Братусь на сцене Донецкой филармонии