«Апробатор территорий»

Выгонит ли новый министр культуры Боякова из МХАТа?

Закон О культуре в России 
0
766
Время на чтение 7 минут

Источник: Советская Россия

Не так давно телеканал «Россия» представил передачу Андрея Малахова, в которой искали ответа на вопрос: «Куда подевалась Татьяна Васильевна Доронина?» Доминантой разговора были несомненные заслуги Татьяны Васильевны, ее большой вклад в развитие традиционного русского театра. В кадрах присутствовали прекрасные актеры Александр Михайлов, Олег Басилашвили, другие. Все тепло, с искренним уважением отзывались о коллеге.

Однако под «завесой» справедливых комплиментов ведущий преследовал вполне конкретную цель. Татьяну Васильевну, по сути, уговаривали вернуться в театр. Причем в том декоративном качестве, которое было уготовано выдающемуся режиссеру после назначения худруком МХАТ имени М. Горького Эдуарда Владиславовича Боякова. Почему, за какие заслуги Бояков, не имеющий даже театрального образования, был удостоен столь высокой должности? Об этом и следовало говорить в первую очередь, если уж по-честному. Но по-честному разговора не получилось. Заказчики «постановки» с «режиссером» Малаховым исключили такую возможность.
Итак, кто же он, Эдуард Бояков? Некоторое время работал в команде небезызвестного галериста-русофоба Марата Гельмана в Перми. Команда за государственный счет пыталась превратить этот город в «европейскую столицу». Правда, под давлением общественного мнения эксперимент был прекращен. Затем Бояков руководил Воронежской государственной академией искусств, откуда уволился со скандалом. Любопытно и многоговорящее его высказывание на сайте «Гей. ру». Оно воспроизведено в статье Лидии Сычевой «Гей, культура!..» в газете «Слово» (№22, 2019): «Культура должна выполнять функции постановщика смыслов, идей, проектов, сценариев, планов, апробаций. Чтобы вопрос однополых браков обсуждался в парламенте (как это происходит в Европе), его нужно поднять на территории фильмов, спектаклей и книг».
Из публикации следует: под руководством Боякова в Воронеже группой российских и зарубежных экспертов был разработан доклад «Воронежский пульс». Обоснование, цели, задачи документа опирались на интеллект-поддержку Сороса. «Смысловые идеи «культурного управления», разработанные в Фонде для «колониальных территорий, – пишет Лидия Сычева, – посредством грантов и семинаров «вживлялись» в среду «креативного класса». Далее обученные в нужном духе кадры действовали самостоятельно под видом «генераторов и проводников культурных стратегий», «организаторов семинаров, тренингов и «дискуссий», специалистов по «мониторингу инновационных подходов в сфере культуры, культурной политики и творческих индустрий».
Отзывы (взяты в сокращении из интернета) деятельности Боякова на поприще культуры в Воронеже самые негативные.
Председатель комитета по культуре областной думы Александр Латушко: «Проекты Боякова не имели под собой никакой реальной почвы, они были рождены не от необходимости, а от собственного пиарного хода…»
Депутат гордумы Галина Кудрявцева: «Всякая эпидемия должна когда-нибудь заканчиваться – оспа, холера, чума, все они имеют свой предел, иначе человечество вымерло бы! Теперь воронежской культуре предстоит пройти курс оздоровления».
Депутат гордумы Андрей Померанцев: «Кроме вреда, Бояков больше ничего не принес Воронежской земле. Он начал с того, что убрал музу с ворот академии искусств, а затем планомерно внедрял чуждые нам ценности и тенденции. Куда мы, в «гейропу», что ли, стремимся?»
Главный редактор «Культура ВРН» Екатерина Данилова: «Желаю Эдуарду Владиславовичу удачно найти себе место в жизни, но подальше от Воронежа, чтобы его пути и воронежской культуры больше не пересекались».
На этом фоне странное впечатление производили попытки представить Боякова на телеканале «Спас» и в ряде газет отнюдь не либерального толка патриотом-традиционалистом, коим он, судя по его взрослой биографии, никогда не был.
В начале ноября 2019 года в этом театре был показан спектакль по роману Владимира Сорокина «Норма». На сцене в прямом смысле было показано изнасилование «родной земли». Затем, как пишет «Слово», герои перешли к главному «номеру» – поеданию той самой «нормы», т.е. фекалий. «– Откуда получаете? – Детский сад. – Оно и видно. Вон какая светленькая…» И это культпаскудство (иначе назвать трудно) вершится под боком у власти!
А что же непосредственно в театре? Вот как оценил обстановку в нем после отстранения от дел Татьяны Васильевны Дорониной хорошо знающий театральную среду писатель Юрий Поляков:
«Для меня и для всех изменение статуса Татьяны Васильевны Дорониной, великой актрисы, создательницы и хранительницы МХАТ им. М. Горького, было как гром среди ясного неба. А приход в театр команды Эдуарда Боякова стал еще большей неожиданностью: ведь в общественном сознании он олицетворял до последнего времени как раз альтернативную ветвь отечественного театра. Достаточно вспомнить опыт его работы в «Практике»… Но Бояков стремительно, буквально на глазах стал православным патриотом… И никому в голову не приходило, что сыграв 25 января 2019 года в Татьянин день Вассу при переполненном зале, Доронина больше не переступит порог своего храма, порвет всякие отношения с «варягами»…
Разумеется, видя происходящее, ведущие актеры театра не могли не восстать против «курса» Боякова. Приведу строки из их недавнего письма президенту Владимиру Путину:
«В результате годового правления Э. Боякова и его команды почти уничтожен русский классический реалистический театр… 25 спектаклей уже уничтожено, а это постановки драматургии Горького, Островского, Достоевского, Симонова, которые заменены на низкопробную «новую драму»… Высокий уровень литературы, основополагающий для Художественного театра со дня основания, последовательно подменяется убожеством «новой драмы», что ведет к уничтожению театра – хранителя русского СЛОВА!
Бояков насаждает вопиющее отношение к коллективу театра. Уволены более 90 сотрудников из 315 членов коллектива. Новым руководством приведено в МХАТ им. М. Горького более 150 новых сотрудников, штат раздут до 400 человек…
В настоящее время идет осуществление нового проекта Боякова «открытые сцены». Это 14 площадок по всей территории театра: в буфете, фойе, в переходах проводятся лекции, занятия йогой, танцы, всевозможные кружки, например, инструктаж по сортировке мусора… Театр превращен в проходной двор. На эти «открытые сцены» обещано около 150 миллионов бюджетных денег. Посещаемость этих сцен, как правило, 2–3 человека.
Вопиющим явлением стало якобы восстановление спектакля «Синяя птица», поставленного К.С. Станиславским в 1908 году и с тех пор бережно охраняемого всеми поколениями мхатовских артистов. Бояков за режиссуру «восстановления» получил 600 000 рублей, при этом не постеснялся в афише рядом с именем Станиславского поставить – Бояков.
Главное направление пропагандистской работы нового руководства – ложь.
Постоянные заявления в прессе о сохранении традиций – ложь, о сохранности репертуара – ложь, заявление об уважении и сохранении коллектива – ложь. Вопиющая ложь об уважительном и доброжелательном отношении к президенту МХАТ им. М. Горького Т.В. Дорониной – также… Он не прекращал своей борьбы с русским классическим театром, ведущейся давно и продолженной теперь на территории МХАТ им. М. Горького».
Артисты театра обратились в суд, записали также видеообращение к новому министру культуры Ольге Любимовой… Понимаю их, сочувствую им. Сам в свое время после длительной травли был отлучен либерастами от должности руководителя областной газеты «Тверская жизнь» («Калининская правда»), которой отдал 12 лет, спасал ее от закрытия в 90-е. Тогда немало было писем читателей в мою защиту. И даже комитет Госдумы по СМИ поддержал. Но – тщетно. И что? Либеральные приспособленцы вместе с кураторами-либералами довели старейшую, с достойными традициями, газету до ликвидации. Сейчас вместо нее в Твери выходит мелкотравчатый глянцевый журнальчик под названием «Тверьлайф». Думается, и Юрий Поляков в какой-то степени разделил судьбу Т.В. Дорониной, будучи отстраненным от должности главного редактора «Литературной газеты», которая с его уходом скатилась на либеральные позиции и потеряла частично восстановленный при Полякове авторитет. Много нас, изгнанных высокими покровителями «апробаторов территорий» и отправленных во внутреннюю эмиграцию в своей родной стране.
Случайности в этом никакой. Наоборот, речь надо вести о системе, закономерности. России навязан глобалисткий курс (тренд): в экономике, культуре, образовании, других сферах. Отказываться от него российская власть (хотя Владимир Путин обнадеживающе заявил, что либерализм вошел в противоречие с интересами абсолютного большинства населения), похоже, не намерена. А значит, «бояковщина», хочет того новый министр культуры или нет (не она определяет тренд), везде, где только можно, будет продолжена. МХАТу как выразителю высоких художественных русских национальных традиций глобалистами-русофобами вынесен уничтожительный приговор. И он методично приводится в исполнение. Видимо, для того Эдуард Бояков и поставлен у руля знаменитого (пока) театра.
Чувствуя уязвимость, «апробаторы территорий», как и следовало предположить, пускают «дымовые завесы», ловчат, переделываются из либералов в традиционалистов-патриотов, правдолюбцев, бегают на телеканал «Спас», но суть задачи, которые они выполняют, от этого не меняется. Поневоле вспомнишь слова Антона Павловича Чехова (из письма заведующему больницей Московского губернского земства в Солнечногорске Ивану Ивановичу Орлову): «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр». Уместно тут вспомнить также статью М. Горького (имя его пока еще носит театр) «С кем вы, «мастера культуры»?». Действительно, с кем? С поборниками высоких русских художественных традиций и смыслов, с народом или с теми, кто стремится «к делу украшения бытия буржуазии, к делу утешения богатых в пошлых горестях их жизни»? Впрочем, как отмечал М. Горький, «талант «красивой лжи», основной их талант, уже не может, не в силах прикрывать грязный цинизм буржуазной действительности».
На мой взгляд, весьма странную позицию занимает во всей этой истории Союз театральных деятелей Российской Федерации, его происходящее во МХАТе им. М. Горького словно бы не волнует (не потому ли послушного Калягина включили в рабочую группу по поправкам в Конституцию РФ?). И «Бесогон» во главе с воспитанником мичмана Криворучко, проницательным Никитой Михалковым, если не ошибаюсь, затронул эту тему лишь вскользь. Казалось бы, вот они, либеральные бесы, корежащие традиционную русскую культуру, налицо, перед нами. Изгоняйте их, Никита Сергеевич, со всей силой своего таланта! Но, увы, приходится осторожничать.
Конечно, не по душе мне на такой скептической ноте заканчивать свои размышления, но приходится. Хотя помечтать иногда не вредно. Вдруг наберется решительности Ольга Борисовна Любимова и, получив дозволение сверху, с треском выгонит «апробаторов территорий» из русских театров и других учреждений культуры? По-моему, патриотическая общественность (не только театральная) и патриотические СМИ (хороший пример подает газета «Слово») окажут ей в этом активнейшую поддержку.

Валерий КИРИЛЛОВ,
писатель, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии «Слово к народу»

г. Андреаполь,
Тверская обл.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Кириллов
«Россия будет навсегда!»
Картинки провинциальной жизни
05.11.2023
Живи и помни
Дети и внуки бойцов 2-й Особой партизанской бригады сохраняют историческую память о ее ратном пути
29.10.2023
«Будем черпать из своих колодцев…»
Картинки провинциальной жизни
08.10.2023
Скрытая война против России
С главой Калязинского района, кандидатом исторических наук Константином Ильиным беседует писатель Валерий Кириллов
06.10.2023
«По делам всяк получит свое…»
Поэзия 1993 года
03.10.2023
Все статьи Валерий Кириллов
Закон О культуре в России
Какой чиновник должен управлять русской культурой
Приоритетом его должны стать нужды государства и совмещённые чаяния народа, который без культуры, выращенной на его земле, обращается во всякую нечисть
13.04.2024
Год культуры в спорте начинается с ушу
1 апреля в Московском Дворце ушу состоялось открытие Первенства России по ушу и Выставки полотен братьев Алмазовых
05.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06