В Священном Писании, которым поверяет свои поступки верующий человек, о спорте ничего не написано. Святые отцы, за совсем редким исключением, тоже обошли эту тему стороной. Не имея основания, на которое можно стопроцентно опереться, православные начинают спорить о совместимости христианства и спорта. Одни утверждают: в здоровом теле — здоровый дух, так что ничто не мешает христианину быть спортсменом. Другие говорят, что любой спорт — это страстное по сути своей увлечение, уводящее человека в сторону от духовного развития. Настоятель Свято-Никольского мужского монастыря Саратова игумен Никон (Поляков) считает, что правильный путь — срединный, и спорт в жизни человека, а особенно подростка, в какой-то мере необходим.
Сам отец Никон с одиннадцати лет занимается самбо и дзюдо. Тренировался в Московском клубе самбо им. А.А. Харлампиева. Мастер спорта СССР по самбо, позднее стал мастером спорта РФ по дзюдо. В 1995 году спортсмен поступил в Московский государственный педагогический университет, а в 2001 году неожиданно для многих принял монашество. Большой спорт для него закончился, однако спорт как «средство общеукрепляющее» остается в жизни отца Никона и по сей день.
* * *
В цокольном этаже здания Свято-Никольского мужского монастыря — группа мальчишек от десяти до семнадцати лет. Заметно, что они чувствуют себя как дома. На занятия по самбо, дзюдо и греко-римской борьбе можно ходить каждый вечер. Кто-то приходит на тренировку пораньше, чтобы немного побыть в монастырском храме — и это ребята, которые раньше и понятия не имели о Боге и о святых.
Спортзал в монастыре небольших размеров. Мягкие маты под босыми ногами, маленькие футбольные ворота — импровизированный мини-футбол для разминки. Отец Никон, сменив рясу на кимоно, гоняет мяч вместе с мальчишками. Команда, которой забили гол, дружно отжимается от пола. Хорошенько разогрев мышцы, все приступают к занятиям. Тренер показывает воспитанникам на отце Никоне пример захвата и броска с переворотом. Настоятель неожиданно легко кувыркается в воздухе и оказывается смиренно лежащим на лопатках. Ребята начинают отрабатывать прием друг на друге, кому-то в напарники опять попадает отец Никон, который снова совершенно невозмутимо переносит отработку приема на себе. Мальчишек статус игумена нисколько не смущает — они раз за разом кидают его через бедро. На мой вопрос о том, а как же субординация, отец Никон смеется и отвечает, что наместник монастыря остался за дверями спортзала.
— На службах мальчишки ведут себя так, как положено в храме: берут благословение, почтительно обращаются к любому человеку в сане. А в поединке мы равные партнеры, и эта короткая дистанция между нами нисколько не мешает — напротив, помогает потом в общении,— говорит он.
Отец Никон рассказывает, что создал этот спортклуб пять лет назад. Задумывался он не только для ребят, которые ходят в храм,— очень хотелось привлечь и мальчишек с улицы, дать им возможность проводить свободное время с пользой, помочь тем подросткам, родители которых не могут оплачивать спортивные секции, вырасти в спортсменов.
— Конечно, хорошо бы этих ребят приобщить не только к единоборствам, но и к вере, однако я не стремлюсь их непременно воцерковлять, навязывать им веру,— делится батюшка.— Постепенно все происходит само в процессе общения со священниками, воцерковленными сверстниками и тренерами. В этом смысле я стараюсь следовать примеру святителя Николая Японского: он не делал различий между немногочисленными верующими во Христа японцами и их неверующими собратьями, одинаково общаясь со всеми. У ребят, долго занимающихся в клубе, даже если они не становятся прихожанами, выравнивается поведение, они задумываются о каких-то жизненных вещах, о которых не задумывались ранее.
Большинство членов клуба так или иначе участвует в жизни храма: пономарят, помогают следить за порядком. По мнению отца Никона, эта общность помогает юношам пережить кризис отношения к Церкви, который часто бывает в старшем школьном возрасте. «Одно дело, когда мальчик видит, что его мама и бабушка ходят в церковь, и другое — когда на службе рядом с ним его сверстники, знакомые ему старшие ребята и тренеры — взрослые, авторитетные для него мужчины»,— считает он. Охлаждение в вере у некоторых подростков тем не менее происходит, но благодаря занятиям в клубе они все равно остаются в среде верующих людей. Иногда нужно бывает просто поговорить с ними, обсудить тревожащие их вопросы, чтобы они вновь почувствовали: в Церкви и спасение, и помощь, и правда.
* * *
У тренеров, которые работают с юными спортсменами в Свято-Никольском монастыре, опыта, побед и званий много, но отец Никон выбрал сотрудничество с ними не только из-за этого. Для него как создателя клуба важно, чтобы наставник был чутким: мог вовремя увидеть и погасить всплеск агрессии у подростка, отреагировать на эмоциональный настрой в коллективе. «Тренер обязан пресечь любые негативные замечания, исходящие от ребят в адрес друг друга, настоять на безусловном уважении,— поясняет он.— Тренер также ответственен за то, чтобы воспитаннику не был нанесен не только физический вред, но и моральный, что тоже не редкость в сфере спорта».
У Юрия Борисова — тренера по самбо и дзюдо — я в первую очередь спрашиваю о том, кого он готов брать в число своих воспитанников, какой проводит отбор. Он отвечает просто: здесь нужны все.
— Это в спортивных школах все хотят быть тренерами будущих олимпийских чемпионов, а мы вполне спокойно относимся к тому, что приходит слабенький ребенок, не умеющий даже кувырок сделать. И это такая радость потом видеть, как он на твоих глазах крепнет, в нем появляются уверенность и сила! Конечно, мы рады, когда наши воспитанники одерживают победы на соревнованиях, но это далеко не главное в работе нашего клуба,— говорит Юрий Константинович.
Тренер по греко-римской борьбе Владимир Ноздрёв рассуждает о пользе спорта и непосредственно единоборств так: «Практически у каждого юноши, мужчины в жизни когда-то возникают ситуации, когда кажется, что рукоприкладства не избежать. Но, по моим наблюдениям, те, кто действительно умеет драться хорошо, дерутся меньше всего. Такому человеку не нужно самоутверждаться, соперник чувствует его силу и, как правило, ретируется, если не совсем глуп. Если же противник равен по силе, он тоже вряд ли нападет — ему достаточно этой “ничьей” на ментальном уровне. Это примерно как уссурийские тигр и медведь — они не вступают в бой, хотя симпатии друг к другу не испытывают. Постоят и расходятся, потому как чувствуют: увечья, нанесенные в этой схватке, могут стоить жизни и тому, и другому».
Владимир Алексеевич считает, что позаниматься хотя бы какое-то время единоборствами должен каждый мальчишка. «Мы говорим, что это воспитывает силу духа, но это ко всему прочему и физически сильное тело — этот момент не стоит недооценивать. Тело ведь тоже необходимо в жизни, не только дух. Посмотрите хотя бы, как в гололед падает человек, который спортом не занимается,— словно куль с мукой, травма неизбежна. Если же человек занимался единоборствами, он сгруппируется и будет невредим».
Напоследок задаю наместнику монастыря вопросы, о которых, собственно, и любит поспорить общество: о спортивном азарте, соперничестве и христианском смирении на другой чаше весов и так далее. Отец Никон отвечает, что смирение нужно проявлять, когда обидели непосредственно тебя. А случается, и гораздо чаще, что нужно защищать слабого. И Родину нужно уметь защитить, как бы пафосно это ни звучало. Все должно быть с разумением — оно важно везде, и в спорте тоже. Нужно уметь вовремя обнаруживать в себе первых врагов спортсмена — тщеславие и гордыню. И нужно выработать стратегию борьбы с ними, чтобы спорт не отдалил от Бога, а приблизил к Нему.
Газета «Православная вера» № 04 (648)
Источник: Православие и современность