Псалтирь: поэзия вне времени

Светлана Попенко  Иеромонах Серафим (Баранов) 
0
23.04.2019 376

Псалтирь можно смело назвать самой популярной книгой Ветхого Завета. В отличие от других ветхозаветных книг, она целиком вошла в богослужебный устав и ежедневно читается в храме. У многих церковных людей страницы хранящегося дома сборника псалмов не менее потерты, чем листы молитвослова. Чем же вызваны такие любовь и внимание? Ответить на этот и другие вопросы, касающиеся Псалтири, мы попросили преподавателя церковнославянского языка Саратовской православной духовной семинарии иеромонаха Серафима (Баранова).

- Почему Псалтирь так широко используется в богослужении и домашней молитве? Раньше ведь даже читать учили по Часослову, основное содержание которого тоже составляют псалмы...

- На Псалтири строились богослужения еще Ветхозаветной Церкви, и христианская Церковь переняла эту основу. Я думаю, что на распространенность этой книги повлияло еще несколько факторов. Слова псалмов усваиваются человеком легче, чем, скажем, строки других книг Ветхого Завета, которые являются более твердой пищей для человеческого ума. И не только усваиваются, но и запоминаются - за счет своей образности и скрытой поэтической формы. И кроме того, многое в псалмах приходится человеку по сердцу, потому что это ветхозаветная поэзия, в которой заключено очень много чувств, эмоций и символов. В них отражен внутренний мир человека: мы видим покаяние, благодарность, радость, печаль и другие переживания, созвучные нашим.

- Но еще мы видим такие эмоции, как гнев, ярость и даже проклятия... Вот, например, слова 108‑го псалма (6-10): «Поставь над ним (речь идет о враге. - Авт.) нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою. Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих». Как же так, ведь наша религия - это любовь и прощение? Не нужно ли убрать это из Псалтири, чтобы люди не смущались?

- Такая точка зрения - что надо эти псалмы убрать - озвучивалась представителями некоторых западных христианских деноминаций. Думаю, что это подход неправильный. Ветхозаветный закон был явлен в другом историческом контексте, в нем существовал принцип равного воздаяния - «око за око, зуб за зуб», поэтому подобное содержание объяснимо. Просто нужно понимать, что это время давно прошло. Человек новозаветный должен примерять эти смыслы не к окружающим людям, а к врагу рода человеческого, воспринимать эту беспощадность по отношению к своим страстям и грехам. Полагаю, что большинство сегодняшних православных христиан это понимает. Меня, например, никогда не смущали такие псалмы. Скорее это может смутить не верующих, а людей суеверных, живущих с полумагическим сознанием.

- Почему по усопшим читают именно Псалтирь?

- Потому что человек утешается этой молитвой, слова псалмов имеют такое духовное действие. Человек может даже не до конца понимать смысл, заключенный в этих словах, а сердце будет чувствовать и откликаться. Поэтому, кстати, Церковь предписывает читать Псалтирь над усопшим именно его близким родственникам - они более всего нуждаются в утешении. В советское время, особенно в деревнях, приглашали «читальщиц» - бабушек, которые еще помнили, как нужно молиться, но сейчас эта традиция уходит в прошлое, и это правильно.

- Но некоторые люди говорят: «Зачем я буду читать то, что не понимаю, какая мне от этого польза?», и возразить логически на это трудно. А известное выражение «Ты не понимаешь, зато бесы понимают» и отходят от искушаемого человека - это аргумент не для всех.

- Я думаю, что нет человека, который бы читал псалмы и совсем ничего не понимал, даже если речь идет о человеке нецерковном. Конечно, иногда встречаются выражения, которые современникам незнакомы, и нам приходится догадываться об их значении, опираясь на свое знание русского языка. Возможно, эти догадки не всегда будут правильными. У меня, например, был случай такой: я читал на клиросе, еще до семинарии. В девятой кафизме есть такие слова: ниже сведет о мне ровенник уст своих (Пс. 68, 16), после службы ко мне подошла прихожанка и спрашивает (как потом оказалось, с целью меня «проверить»): «А что значит эта фраза?». Я подумал и ответил, как понимал: «Да не скажет обо мне плохо мой ровесник». Тогда женщина сказала, что мой ответ неверный, и посоветовала обратиться к словарю. На мое удивление оказалось, что «ровенник» - от слова ров - это колодец с водой, и в целом выражение означает: «да не закроет надо мною колодец своего отверстия». Сейчас, в наше время, книги более доступны, и всегда можно при желании заглянуть в перевод псалмов. Есть перевод синодальный, есть перевод П. А. Юнгерова, есть церковнославянские словари, есть Псалтирь с изъяснением святых отцов - словом, все средства для того, чтобы понять слова псалмов не поверхностно, а постепенно постичь всю глубину этой сокровищницы и молиться с пониманием, у нас имеются.

- Почему Псалтирь преобладает в великопостном богослужении?

- Исторически так сложилось, что Великий пост был временем интенсивной подготовки (катехизации) оглашенных к принятию Крещения в Великую Субботу. Для их назидания Церковь избрала именно книги Ветхого Завета: Бытия, пророка Исайи, Притчей Соломона, Исхода и Иова, которые в своей сущности являются путем, ведущим ко Христу, и основанием Нового Завета. Не была забыта и Псалтирь, слова которой звучат, как призыв к раскаянию, к осознанию человеком своей крайней слабости и глубокой греховности.

- В Псалтири мы видим Бога то впадающим в ярость, то печалящимся, и даже такое сравнение можно встретить: «И, как спящий, пробудился Господь, как силач, охмелевший от вина» (Пс. 77, 65)... Что это за портрет Господа рисуют нам псалмопевцы? И как это совместить с тем, что многим известно еще с воскресной школы: Бог есть Дух бесплотный, и нет в Нем никакой перемены...

- Это явление называется антропоморфизмом: Бог условно наделяется свойствами человека для того, чтобы Его действия стали человеку понятны. Человек познаёт мир через себя. Это касается как внешних форм, так и внутренних явлений, чувств. Мы не можем постичь совершенство Божие, поэтому Псалмопевец проявляет снисхождение к человеческому разуму и использует такие инструменты.

- Есть такой вид молитвы, как Неусыпаемая Псалтирь - она читается круглосуточно сменяющими друг друга чтецами. Старец Иероним Санаксарский говорил, что «это как огненный столп до неба», и еще много подобных определений можно услышать. Действительно ли сила этой молитвы такова? И почему это такая редкая треба? В нашем немаленьком городе только в Свято-Алексиевском женском монастыре можно заказать такое поминовение.

- Она редкая, потому что требует значительных физических ресурсов. Например, у нас в Свято-Никольском мужском монастыре г. Саратова - двенадцать человек братии, все силы и время которой уходят на совершение ежедневного уставного богослужения, монастырские и иные послушания, и для совершения такого чтения пока нет возможности. Само явление Неусыпаемой Псалтири удивительно потому, что основано на желании человека уподобиться ангелам, непрестанно восхваляющим Бога. Однако, говоря о силе такого рода чтения Псалтири, необходимо понимать, что она состоит не в механике и магии. Сила молитвы в меньшей степени зависит от каких-то конкретных слов или частоты их произношения и в большей степени - от веры человека, от осознания им того, к Кому он обращается, от включенности его ума и сердца в смысл того, что читается.

- На Ваш взгляд, не велика ли пропасть между сегодняшними христианами и современниками Псалмопевца? Так ли надо обращаться нам к этим не всегда понятным и невероятно далеким от нас по времени создания молитвам?

- А что, современный человек не гневается, не раздражается, не печалится, не восхищается премудростью Божией? Меняется внешнее - времена, эпохи, цивилизации, а состояние души человека, движение его мысли остаются прежними. И поэтому Псалтирь, отражающая внутренний мир, содержание сердца, как ни одна другая книга будет всегда современна.

Газета «Православная вера» № 07 (627)

[Иеромонах Серафим (Баранов), Беседовала Светлана Попенко]

Православие и современность

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Светлана Попенко
Все статьи Светлана Попенко
Иеромонах Серафим (Баранов)
Все статьи Иеромонах Серафим (Баранов)
Последние комментарии
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Георгий
21.09.2021 22:01
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Сергей Швецов
21.09.2021 21:14
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
21.09.2021 20:54
За жертвователей в храме будут молиться
Новый комментарий от Евгений Х.
21.09.2021 20:12
Готовится антихристианское кощунство
Новый комментарий от Кочерыжка
21.09.2021 15:19
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Человек
21.09.2021 12:42