Псалтирь: поэзия вне времени

0
626
Время на чтение 6 минут

Псалтирь можно смело назвать самой популярной книгой Ветхого Завета. В отличие от других ветхозаветных книг, она целиком вошла в богослужебный устав и ежедневно читается в храме. У многих церковных людей страницы хранящегося дома сборника псалмов не менее потерты, чем листы молитвослова. Чем же вызваны такие любовь и внимание? Ответить на этот и другие вопросы, касающиеся Псалтири, мы попросили преподавателя церковнославянского языка Саратовской православной духовной семинарии иеромонаха Серафима (Баранова).

- Почему Псалтирь так широко используется в богослужении и домашней молитве? Раньше ведь даже читать учили по Часослову, основное содержание которого тоже составляют псалмы...

- На Псалтири строились богослужения еще Ветхозаветной Церкви, и христианская Церковь переняла эту основу. Я думаю, что на распространенность этой книги повлияло еще несколько факторов. Слова псалмов усваиваются человеком легче, чем, скажем, строки других книг Ветхого Завета, которые являются более твердой пищей для человеческого ума. И не только усваиваются, но и запоминаются - за счет своей образности и скрытой поэтической формы. И кроме того, многое в псалмах приходится человеку по сердцу, потому что это ветхозаветная поэзия, в которой заключено очень много чувств, эмоций и символов. В них отражен внутренний мир человека: мы видим покаяние, благодарность, радость, печаль и другие переживания, созвучные нашим.

- Но еще мы видим такие эмоции, как гнев, ярость и даже проклятия... Вот, например, слова 108‑го псалма (6-10): «Поставь над ним (речь идет о враге. - Авт.) нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою. Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих». Как же так, ведь наша религия - это любовь и прощение? Не нужно ли убрать это из Псалтири, чтобы люди не смущались?

- Такая точка зрения - что надо эти псалмы убрать - озвучивалась представителями некоторых западных христианских деноминаций. Думаю, что это подход неправильный. Ветхозаветный закон был явлен в другом историческом контексте, в нем существовал принцип равного воздаяния - «око за око, зуб за зуб», поэтому подобное содержание объяснимо. Просто нужно понимать, что это время давно прошло. Человек новозаветный должен примерять эти смыслы не к окружающим людям, а к врагу рода человеческого, воспринимать эту беспощадность по отношению к своим страстям и грехам. Полагаю, что большинство сегодняшних православных христиан это понимает. Меня, например, никогда не смущали такие псалмы. Скорее это может смутить не верующих, а людей суеверных, живущих с полумагическим сознанием.

- Почему по усопшим читают именно Псалтирь?

- Потому что человек утешается этой молитвой, слова псалмов имеют такое духовное действие. Человек может даже не до конца понимать смысл, заключенный в этих словах, а сердце будет чувствовать и откликаться. Поэтому, кстати, Церковь предписывает читать Псалтирь над усопшим именно его близким родственникам - они более всего нуждаются в утешении. В советское время, особенно в деревнях, приглашали «читальщиц» - бабушек, которые еще помнили, как нужно молиться, но сейчас эта традиция уходит в прошлое, и это правильно.

- Но некоторые люди говорят: «Зачем я буду читать то, что не понимаю, какая мне от этого польза?», и возразить логически на это трудно. А известное выражение «Ты не понимаешь, зато бесы понимают» и отходят от искушаемого человека - это аргумент не для всех.

- Я думаю, что нет человека, который бы читал псалмы и совсем ничего не понимал, даже если речь идет о человеке нецерковном. Конечно, иногда встречаются выражения, которые современникам незнакомы, и нам приходится догадываться об их значении, опираясь на свое знание русского языка. Возможно, эти догадки не всегда будут правильными. У меня, например, был случай такой: я читал на клиросе, еще до семинарии. В девятой кафизме есть такие слова: ниже сведет о мне ровенник уст своих (Пс. 68, 16), после службы ко мне подошла прихожанка и спрашивает (как потом оказалось, с целью меня «проверить»): «А что значит эта фраза?». Я подумал и ответил, как понимал: «Да не скажет обо мне плохо мой ровесник». Тогда женщина сказала, что мой ответ неверный, и посоветовала обратиться к словарю. На мое удивление оказалось, что «ровенник» - от слова ров - это колодец с водой, и в целом выражение означает: «да не закроет надо мною колодец своего отверстия». Сейчас, в наше время, книги более доступны, и всегда можно при желании заглянуть в перевод псалмов. Есть перевод синодальный, есть перевод П. А. Юнгерова, есть церковнославянские словари, есть Псалтирь с изъяснением святых отцов - словом, все средства для того, чтобы понять слова псалмов не поверхностно, а постепенно постичь всю глубину этой сокровищницы и молиться с пониманием, у нас имеются.

- Почему Псалтирь преобладает в великопостном богослужении?

- Исторически так сложилось, что Великий пост был временем интенсивной подготовки (катехизации) оглашенных к принятию Крещения в Великую Субботу. Для их назидания Церковь избрала именно книги Ветхого Завета: Бытия, пророка Исайи, Притчей Соломона, Исхода и Иова, которые в своей сущности являются путем, ведущим ко Христу, и основанием Нового Завета. Не была забыта и Псалтирь, слова которой звучат, как призыв к раскаянию, к осознанию человеком своей крайней слабости и глубокой греховности.

- В Псалтири мы видим Бога то впадающим в ярость, то печалящимся, и даже такое сравнение можно встретить: «И, как спящий, пробудился Господь, как силач, охмелевший от вина» (Пс. 77, 65)... Что это за портрет Господа рисуют нам псалмопевцы? И как это совместить с тем, что многим известно еще с воскресной школы: Бог есть Дух бесплотный, и нет в Нем никакой перемены...

- Это явление называется антропоморфизмом: Бог условно наделяется свойствами человека для того, чтобы Его действия стали человеку понятны. Человек познаёт мир через себя. Это касается как внешних форм, так и внутренних явлений, чувств. Мы не можем постичь совершенство Божие, поэтому Псалмопевец проявляет снисхождение к человеческому разуму и использует такие инструменты.

- Есть такой вид молитвы, как Неусыпаемая Псалтирь - она читается круглосуточно сменяющими друг друга чтецами. Старец Иероним Санаксарский говорил, что «это как огненный столп до неба», и еще много подобных определений можно услышать. Действительно ли сила этой молитвы такова? И почему это такая редкая треба? В нашем немаленьком городе только в Свято-Алексиевском женском монастыре можно заказать такое поминовение.

- Она редкая, потому что требует значительных физических ресурсов. Например, у нас в Свято-Никольском мужском монастыре г. Саратова - двенадцать человек братии, все силы и время которой уходят на совершение ежедневного уставного богослужения, монастырские и иные послушания, и для совершения такого чтения пока нет возможности. Само явление Неусыпаемой Псалтири удивительно потому, что основано на желании человека уподобиться ангелам, непрестанно восхваляющим Бога. Однако, говоря о силе такого рода чтения Псалтири, необходимо понимать, что она состоит не в механике и магии. Сила молитвы в меньшей степени зависит от каких-то конкретных слов или частоты их произношения и в большей степени - от веры человека, от осознания им того, к Кому он обращается, от включенности его ума и сердца в смысл того, что читается.

- На Ваш взгляд, не велика ли пропасть между сегодняшними христианами и современниками Псалмопевца? Так ли надо обращаться нам к этим не всегда понятным и невероятно далеким от нас по времени создания молитвам?

- А что, современный человек не гневается, не раздражается, не печалится, не восхищается премудростью Божией? Меняется внешнее - времена, эпохи, цивилизации, а состояние души человека, движение его мысли остаются прежними. И поэтому Псалтирь, отражающая внутренний мир, содержание сердца, как ни одна другая книга будет всегда современна.

Газета «Православная вера» № 07 (627)

[Иеромонах Серафим (Баранов), Беседовала Светлана Попенко]

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Попенко
Все статьи Светлана Попенко
Иеромонах Серафим (Баранов)
Все статьи Иеромонах Серафим (Баранов)
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41