С её покровительства и с её участием прошла конференция с невнятным названием «Личность в истории православных братств». Доклад Кочеткова был назван "Проблемы возрождения личности и личностности в постсоветской России (на опыте Преображенского братства)"
Уже из этих заголовков понятно, что речь идет о банальной фронтовой операции прикрытия. Так называются рекламные мероприятия сект не чужой для них территории. Мы придем к вам рассказать о любви, о погоде, о семье, но главное: мы будем хвалить себя и предлагать свой новояз. И привезем парочку карманных селебрити для того, чтобы сбавить градус возможной критичности по отношению к нам.
У термина "личность" есть своя долгая история. Это ключевой термин для православной богословия. Начиная с Филарета Московского русское "личность" считается заменой греческого термина "ипостась". В западных языках разные варианты звучания и дефиниций "персоны" идут непрерывным потоком со времен римской античности.
Ни для ипостаси, ни для персоны, ни для личности, пожалуй, нельзя найти общепринятых определений. Но теологи делают вид, что единомысленны с древними авторами, и что понимают, какой смысл те влагали в юзание этого слова.
Мастер-класс по проецированию современных западных смыслов в старые греческие слова - это статья Вл. Лосского "Богословское понятие личности". В целом опыт работы православных писателей с этим термином изложен в статье "Лицо" в 41 томе Прав. Энциклопедии.
Главное правило использования этого слова православным ритором: те же смыслы, что ты вложил в слово "личность", говоря о человеке, ты должен быть готов перенести на Бога. Для всего остального есть слово "индивидуальность".
Но все это прошло мимо Кочеткова. Для него как для приподъездной бабки, слово "личность" это синоним положительной характеристики с места работы. Сам по себе предмет их сплетен и забот еще не человек и не личность: "Мы тут сделаем из тебя человека!". "Если будешь слушаться нас, у тебя еше есть шанс стать личностью!"
Вот и для Кочеткова мир населен человекообразными шлакоблоками, которым он отказывает с личностном статусе:
"Христианин призван Богом стать личностью. Он постольку христианин , поскольку он личность. Не все мы сразу становимся личностью, даже уже ходя в церковь принимая крещение и причащаясь. Это еще никому не гарантирует личностность. Говорить о личности как это качество обретать и не терять это проблема... Личность это качество... Личностность без соборности это индивидуализм".
https://www.facebook.com/psmb.rus/videos/208559280288471/
(надо слушать его вводное слово с 18-й минуты, а потом доклад с 1 час 53 мин)
К богословской традиции понимания термина "личность" все это имеет только одно отношение: полного противоречия. В устах рериховца или атеиста это было бы нормально. В устах ректора якобы православного института это, мягко говоря, странно. (отмечу еще один его выверт: "Кафоличность всегда идет снизу". Вообще-то всегда считалось, что кафоличность в Церкви идет от Бога, сверху)
Но ведь с этим словом связана и иная конвенциональность. Личность - это важнейший термин современной этики и права.
Как и в богословии, главное условие работы с ним - лишение слова "личность" любых качественно-индивидуализирующих, а значит, выделяющих, моментов. "Права личности" - это права любой личности. Любого человека, независимо ни от каких особенностей его физиологии, судьбы, веры, образования и т.п. Статус личности в праве нельзя заслужить или получить. Право исходит из того, что любой им уже обладает.
Но "профессор" Кочетков с этим несогласен. Как стать "полноценным членом церкви" с его точки зрения может лишь тот, кто прошел промывку мозгов ("полную катехизацию" под его надзором), так и стать личностью может лишь тот, кто... ну, в общем, прошел все те же процедуры.
Теперь смотрим, зачем это нужно и почему речь идет не о философском дискурсе, а о тупой вербовке в свою секту:
1 тезис: факт рождения в человеческом сообществе не делает рожденного личностью.
2 тезис: личностью можно стать только возродившись в Святом Духе во Христе
3 тезис: это преображение можно получить только у нас, пройдя обучение по нашей программе
4 тезис: для преображенных личностей нет внешних атворитетов, но зато есть своя "братская" иерархия. Она подарит тебе "свободы", но она же её у тебя заберет для твоего же блага:
"Сейчас у нашего народа нет авторитетов, нет своих общепризнанных бо́льших и старших, т.е. тех, кто может бескорыстно и правильно вести народ за собой к Богу и к себе, ввысь и вглубь, сохранять внутреннюю и внешнюю целостность народа, общества, церкви и государства, служить их воодушевлению и вдохновению. Всем надо дать понять, что без возрождения личностности найти таких людей будет невозможно, а без них нельзя будет ничего и никого лучшего выбрать для определения дальнейших путей устроения жизни в нашей стране. Ведь нужен же будет нам новый земской и церковный собор после векового лихолетья, после распада всех прежних связей и отношений, после переоценки всех количеств и качеств. Тридцатилетний опыт жизни в церкви и обществе Преображенского братства показал, что решив задачу миссии и катехизации, а затем устроения своей жизни на общинно-братских началах, становится возможным возрождение конкретных личностей во Христе и самого принципа личностности в церкви, а вместе с тем и в народе и обществе".
И все это не имеет никакого отношения к теме богослужебного языка. Кочетков критикует византийство. Но сам действует именно по византийски: навязывает своим адептам внешние знаки обособления и самоидентичности. Да, многие установления, праздники и посты в православие пришли как мундиры - чтобы отличать своих и держать их под контролем. "Кто там постится не в тот день? Анафема!" Еда вроде не главное? Но власть - главное! Но и у кочетковцев не иначе. Тема языка позволяет узнавать своих, вербовать симпатизантов на критике официоза и подставляться под заведомо неадекватную критику. Ну как в сказке про ж*** старика Хэнка - "Вы критикуете нас за призыв мыть руки перед едой? Ах, с этим вы согласны? Но тогда вы должны признать и наш тезим о том, что Луна сделана из твердого сыра!"
Не в языке дело, а в гуруизме графомана Кочеткова.
Печально, что митр. Савва не увидел этой банальности в любимчике патриарха Кирилла.