Купил учебник «Основы православной культуры» для 4 класса.
Автор - А. В. Муравьев. Руковидитель проекта - М. М. Шахнович.
Изд-во Просвещение.
Учебник, а не пособие и не книга для учителя.
Рекомендован (а не просто "допущен") Министерством образования. Положительные заключения РАН и РАО.
160 страниц.
Книга большая. Полагаю, учителя найдут в ней немало полезного материала. Всем учителям советую приобрести эту книгу.
Но вот идти ли с нею в класс - вопрос более сложный, так как с методической точки зрения текст вышел странный.
Методисты говорят, что нельзя на одном уроке давать детям более трех новых для них слов. Здесь же уже в первом уроке вводятся следующие слова:
Культура
вера
Божество
Религия
Бог-Троица
христианство
православие
язычество
Византия
догматы
вероучение
икона
страсти
Христос
Церковь
Соборная
При этом понятия вера, божество, Бог-Троица, Христос, христианство, Византия, иконы, храмы, страсти (этот термин будет определен лишь на 65 странице) вводятся без всякого определения.
Часть же даваемых определений вызывает возражения.
«Культура это богатство».
«Церковь называют соборной, то есть состоящей из многих людей, которые тесно связаны между собой и имеют одну веру». Провоцируемый отсыл к слову «собрание» затемняет смысл слова «кафолическая». Непонятно и в чем нужда на первом уроке говорить детям о «соборности» Церкви.
«принятие какой-либо веры называют религией» - это слишком вульгарное определение. Именно обыденное и ненаучное сознание отождествляет термины вера и религия. Оно слишком широко - под него подойдут и многие вполне нерелигиозные идеологии (в том числе потребительски-рекламные).
Некоторые тезисы этого первого урока из-за своей рекламной публичности станут предметом полемики и посрамления тех, кто всерьез станет их отстаивать:
«Религиозные споры не говорят о ненависти людей... Православные христиане всегда с добрым интересом относились к другим культурам».
Эти недостатки свойственны учебнику в целом.
Не всегда понятно, зачем те или иные сюжеты, термины и имена вводятся в учебник для довольно маленьких и нецерковных детей. «Молитвы, которые читают в церкви, записаны в особые книги - Часослов Октоих, Триодь, Минея» (с. 87).
Есть странные для учебника и ученого тезисы: «Кирилл и Мефодий придумали для славян новую азбуку, которой мы с вами пользуемся и по сей день» (с.77). Византологу ли не знать, что к нашей кириллице изобретатель глаголицы Кирилл не имеет никакого отношения? Зачем же в учебник вставлять заведомо неверные сведения? И где же цензура РАН?
Тот же вопрос к РАН возникает и на стр 52 - «бесов в сказках называют чертями (от чёрта: бесы- зачёркнутые ангелы)». Может быть, это так в народно-старообрядческой этимологии. Но в научной этимологии нет связи чёрт-зачеркнуть (см. словарь Фасмера). Столь же произвольна фраза «по славянски дом - храм» (с. 82). Предел изумления этимолога, впрочем, на 24 странице: «Слово Бог значит множество или величие».
Компетентная и честная научная экспертиза не оставила бы в учебнике тезис о том, что «Апостолы были свидетелями Вознесения и с тех пор существует праздник Вознесения на сороковой день после Пасхи» (с. 39). Празднование Вознесения и тем более в 40-й день идет вовсе не «с тех пор», а с конца 4 века. По мнению Ж. Даниелу, празднование Вознесения отделилось от Пятидесятницы лишь после Второго Вселенского Собора, осудившего духоборчество Македония и имело целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в деле спасения.
Учебник в начальной школе не должен сообщать детям сложные и дискуссионные сюжеты. Но и врать учебник не должен.
Зато есть в учебнике очень актуальный тезис: «всякая революция, вооруженная или тайная борьба за захват власти прямо запрещены Писанием. Всякий начальник поставлен на свое место по воле Бога - так учит христианство» (с. 68). Византолог А. Муравьев, даже будучи старообрядцем, не может не знать, сколь снисходительна была византийская церковь к дворцовым переворотам...(1) Или его тайным соавтором была М. Шахнович?
Не ее ли убеждения и перо вот в этом пассаже - «Библейское повествование говорит о том, что первый человек Адам был сотворен из глины, точнее говоря, из пыли. Почему рассказ в Библии похож на сказку? Сказание о сотворении людей написано древним человеком (по преданию, его написал пророк Моисей) для таких же как он, древних людей в сказочной форме. В древности люди любили сказки. Самые серьезные вещи они часто излагали как сказку» (с. 40). И как это соотнести с тезисом на стр. 18 - «Василий Великий объяснил, как надо понимать библейский рассказ о шести днях творения мир с научной точки зрения». Св. Василий разъяснил, что Шестоднев это древняя сказка? А РАН точно уверен, что гомилии св. Василия излагают научную точку зрения?
Удачна расшифровка 7 заповеди - «Не прелюбодействуй, то есть не разрушай своей или чужой семьи»» (с. 56) Но тут же вводится без всякого определения слово «целомудренный».
Неудачна расшифровка 4 заповеди - «Помни день покоя... Этот день называется воскресенье». Все же заповедь говорила о субботе (учебники ее не упоминает никак). Правка текста Библии вряд ли уместна.
Вызывают богословское несогласие некоторые определения. Например, «ипостась - выражение единой природы Бога» (с. 154). Вряд ли дети станут отличать Троицу от пазла после фразы «Бог - один в то же время Три, составляющих Одно» (с. 20). Дальнейшее пояснение лишь укрепит нецерковных педагогов и учеников в том, что христианская Троица это банальный оккультно-неоплатонический тезис о постепенно убывающей эманации Единого: «Это, конечно, трудно понять, но легко объяснить с помощью образа. Когда мы говорим солнце, то имеем в виду солнечный диск, а также свет от этого диска и тепло, передаваемое вместе со светом. Диск - это Отец, свет - Сын, а тепло - Святой Дух. Именно так православные христиане объясняют Троицу» (с. 20).
«Причастие - церковное таинство, во время которого христиане вкушают освященные хлеб и вино» (с. 156). «Вселенские соборы решали вопросы о том, сколько божественного и человеческого во Христе» (с. 16).
Не кажется уместным присутствие в учебнике ОПК западноевропейской легенды про Марию Магдалину и покрасневшее яйцо (эта поздняя - не ранее 14 века - и локальная католическая легенда подается как «христианское предание» с. 142). Этим же словом - "предание" - почему то именуется и рассказ Евангелия (о землетрясении в минуту смерти Спасителя) (с. 36).
Поверхностным и даже граничащим с кощунством представляется толкование Муравьевым слов Христа «имеющий уши, чтобы слышать, пусть услышит»: якобы эти слова «Христос сказал о неписаных преданиях», к числу которых относится крестное знамение, поклоны, одежда христианина (с. 19). Многократно сделанный Христом проповеднический акцент лишь однажды стоит в соседстве с темой преданий. Но - как! «...устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк. 7, 13-16).
Не менее странен комментарий к иллюстрации на стр. 25: «Во второй день творения Бог, согласно Библии, сотворил твердь, то есть землю». В Библии сказано иначе : «И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1.8).
Есть корявости: «душа важна для православных христиан» (с. 43). «Бог для православных христиан очень близкое существо» (с. 25). «В православной культуре любовь имеет большое значение» (с. 48).
Есть просто странные фразы «В Библии говорится: начало премудрости - страх Божий. Это значит, что со временем христианину открываются тайны Бога» (с. 19). Я не знал, что синонимом «страха Божия» является время. Конечно, бывает, что мудрость приходит с возрастом. Но иногда возраст приходит один...
Есть сюсюканье - «Посмотри вокруг себя: ты видишь мир! Люди много знают о мире - вон сколько наук создали!» (с. 26).«Тут началось нечто совсем странное. Внезапно, как рассказывает Библия, Христос пришел в гости к своим ученикам как ни в чем ни бывало, потом еще и еще!» (с. 36).
Есть переход на язык «Кота с сапогах» - «Бог, называемый «Слово», вместился в человеческое тело. Это Воплощенное Слово вошло в уши Девы Марии вместе со словами Архангела Гавриила. Слово поселилось внутри ее тела» (с. 30).
Есть странное усложнение простых вещей: «Во время молитвы тело активно участвует в важной деятельности души: правая рука христианина изображает на теле знак креста, человек склоняет голову или делает земной поклон, склоняясь к земле в знак происхождения человека из этой земли» ( с. 41). Кстати, последнее утверждение для меня вообще новость.
То, что А. Муравьев предлагает считать «главным в учении Христа» (стр. 33) не несет в себе ничего собственно христианского:
«* заповедь любви - наказ любить других людей так же как самого себя;
* вера в Царство небесное - в Божественный мир, область сверхъестественного;
* указание на страшный суд и второе пришествие Христа;
* указание на то, что любовь выше, чем закон, то есть правила созданы для человека, а не человек для правил».
Первые два тезиса это нормы веры и жизни в Ветхом Завете. Вера в Божий суд не чужда книгах Ветхого Завета «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2) и в меж-заветный период она стала появляться в иудейском мире. То же можно сказать и о четвертом пункте.
Очень необычен тезис - «Христос внушал своим последователям уважение к бедности и нестяжательству» (с. 34). Так Христос проповедовал самим идти путем бедности и нестяжательства, или же просто уважать нищих и желать им добра, глядя на них из окна лимузина?
Почему-то в комментарии к фреске на стр. 42 Творец упорно именуется ангелом: «Ангел вводит Адама и Еву в рай и дает им заповедь... Ангел изгоняет Адама и Еву....».
В учебнике есть картина Н. Рериха (с. 121), но нет упоминания ни об одном церковном человеке или событии после раскола 17 века. То есть история православной культуры и Церкви кончается 400 лет назад.
Впрочем, для создания более цельного и своего впечатления читайте текст первого урока в 4 классе сами:
«Все мы знаем слово КУЛЬТУРА - это богатство духовное и материальное, накопленное человечеством. Но культура - это также отношение человека к миру и другим людям. Культура идёт из глубины народа, у каждого народа она своя. Культура копится веками и создаёт культурные ценности и памятники. Культуру определяют не только народ, его язык, природа и климат его страны. Культуру определяют убеждения людей. Убеждения бывают разные, в том числе основанные на вере. Верующие убеждены в существовании высшего божества или божеств, иногда бывает вера в путь к истине.
Когда люди принимают (исповедуют) какую-либо веру и ведут себя в соответствии с ней, это называют РЕЛИГИЕЙ. Приняв от греков православную веру, христиане на Руси приняли и религию, а религия уже породила православную русскую культуру.
Все религии по-своему учат добру и правде. Но мир не всегда царил между приверженцами разных религий. Они нередко спорили о том, какая из них лучше выражает главную Истину. В этих спорах рождались особенности проявления каждой веры, особенности религии. Религиозные споры не говорят о ненависти людей. Наоборот, они доказывают, что истина веры для людей очень важна и ценна.
Что такое христианская вера? Самый простой ответ гласит: христианство - это вера в Бога-Троицу и во Христа. Оно пришло на смену древнейшей вере - язычеству, то есть многобожию. Русские люди выбрали христианство из разных вер, потому что оно более других понравилось им своей красотой, дивным пением и иконами.
Христианство пришло на Русь из Византии. Славяне (не только жители Руси, но и болгары, сербы) постепенно усвоили христианскую культуру. Плодами этой культуры стали книги, прекрасные храмы, иконы, церковное пение.
Христианская вера ещё в Византии получила название православие, то есть правая вера, ведь христиане, как и представители каждой религии, уверены в истинности своей веры.
Культуру Древней Руси можно назвать православной потому, что она произошла от православной христианской веры.
В основе христианской веры лежат особые истины, так называемые дог¬маты. Они кратко обобщают основное содержание веры - вероучение. В догматах - вековой опыт веры, поэтому христиане уважают, принимают эти истины как основы вероучения. Например, существует догмат о почитании икон, о том, что иконы - святые изображения.
Православная культура устремлена к Богу, находящемуся за пределами мира. Чтобы достигнуть духовного прозрения, стать лучше, совершеннее, стать ближе к Богу, православные христиане обращаются к нему с молитвой, стремятся избавиться от страстей и чрезмерных привязанностей к вещам и людям. Путь к Богу начинается в сердце человека - там, считают они, сокрыта «лестница в небеса».
Православное христианство придаёт большое значение общности людей, их связи между собой. Христос основал особую общность верующих - церковь. Церковь называют соборной, то есть состоящей из многих людей, которые тесно связаны между собой и имеют одну веру. Задача христианина - духовное преображение. Идя путём очищения и добровольного страдания, христианин изменяет себя, становится выше, лучше, добрее.
Православные христиане всегда с добрым интересом относились к другим культурам».
помазание царей на Востоке было введено именно для очищения василевсов, занявших трон путем убийства (и впервые совершено, как показывают источники, приведенные в соответствующей работе Успенского, над Василием I Македонянином в IX веке). Более того, вплоть до взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году оно совершалось лишь над теми византийскими василевсами, которые восходили на престол в результате заговоров.
http://diak-kuraev.livejournal.com/494895.html