Неподготовленному зрителю смотреть «Две королевы» вредно, а подготовленному - противно

Бывший СССР 
0
928
Время на чтение 7 минут

«Британия - увы! - за малый срок

На плаху много венценосных жен

С престола проводила».

Фридрих Шиллер.

Стефан Цвег сказал о Марии Стюарт: «Пожалуй, ни об одной женщине в истории не создана такая богатая литература - драмы, романы, биографии, дискуссии». С этим утверждением, конечно, можно поспорить, но факт остаётся фактом: королева Шотландии, её политическое и - дамское соперничество с другой государыней - Елизаветой Тюдор по сию пору тревожит исследователей, обывателей и, разумеется, кинематографистов. Неслучайно Цвейг сравнивает английскую и шотландскую кузин с лицедейками на подмостках бытия: «Для блистательно развивающегося зрелища этого поединка сестер история избрала двух артисток величайшего масштаба. Обе, и Мария Стюарт и Елизавета, - редкостные, несравненные дарования. Рядом с их колоритными фигурами остальные монархи того времени кажутся актерами на вторые роли; ни один из них и отдаленно не достигает того духовного уровня, на котором противостоят друг другу обе женщины».

Этой изящной и трагической дуэли двух рыжеволосых красавиц было посвящено множество книг - талантливых и не очень, а также - ряд фильмов, большинство из которых - пышно-костюмная дребедень с преувеличенно мощными буфами, брыжами и теми испанского фасона юбками, что в XVI веке назывались verdugado. Всё тот же Цвейг опрометчиво сообщил, что симпатии католиков - завсегда на стороне Марии, тогда как протестантская трактовка - это возвеличивание британской владычицы. Ничуть не так. Допустим, в Третьем Рейхе с его бетонно-лютеранским пруссачеством и полу-языческой истерикой, стойко держалась любовь к Марии Стюарт, а исполнительница её роли - могучая дива Зара Леандер пела своим низким «кабареточным» голосом о «разбитом сердце королевы». Старый Голливуд - оплот протестантско-сектантской морали - тоже не отставал, выдавая душещипательные версии, где Мария оказывалась пленницей жестокой и несчастной кузины. В сугубо атеистическом СССР держались той же трактовки, выставляя Стюарт - жертвой, притом более симпатичной, нежели Бэсс Тюдор; а Иосиф Бродский выдал целых двадцать сонетов к Марии Стюарт: «Елизавета Англию любила сильней, чем ты Шотландию свою / (замечу в скобках, так оно и было)». Таким образом, религиозный мотив, если и присутствовал в интерпретациях, то не являлся реашающим.

Мария Стюарт интересна не сама по себе - она ничего не совершила, не изобрела и не продвинула. Волнует контраст ветреного бытия и жестокого финала - как в случае с другой «мотыльковой» чаровницей - Марией-Антуанеттой. Умри они обе в своих раззолоченных опочивальнях, под скорбные вздохи придворной челяди, никто бы и не вспомнил об их нарядах, капризах и любовниках. Елизавета осталась в памяти, как победительница Великой Армады и крёстная фея Уильяма Шекспира; Мария - только женщина, которая самозабвенно жаждала подарков судьбы, но получила в результате лишь удар палача.

Итак, очередную попытку осветить и - подсветить грандиозную схватку Мария VS Елизавета предпринял британский режиссёр Джози Рурк по сценарию американца Бо Уиллимана. Фильм «Две королевы» - это стремление понять обеих венценосных дам, не отдавая ни одной из них предпочтения. Рурк и Уиллиман как бы повторяют за Стефаном Цвейгом: «Обе они умны, но при всем своем уме подвержены чисто женским страстям и капризам. Обе бешено честолюбивы, обе с юного возраста тщательно готовились к своей высокой роли. Обе держатся с подобающим их сану величием, обе блистают утонченной культурой, делающей честь гуманистическому веку». И точно так же, как Цвейг, авторы по-мужски подыгрывают Марии - более женственной и - мягкой.

Композиция ленты - выше всяческих похвал: кадры, будто выхвачены из жизни, причём каждое действие одной королевы «дублируются» маневром её антагонистки. Там где Мэри - забавляется, внимает музыкантам и отдаётся амурному влечению, Бетси работает, играет в опасно-политические игры и - жёстко сдерживает свой пыл. В трагедии Шиллера эта антитеза подана столь же ясно: «Она пила из чаши наслаждений, / Пренебрегая голосом рассудка» - Мария; «Но предпочла всему державный долг» - Елизавета.

К месту и колористическое решение. Семантика цвета, подзабытая современным кинематографом, обретает особенный смысл. Красное платье Марии Стюарт на эшафоте - свеже-кровавого оттенка на фоне чёрных одежд её судей и палачей - в общем-то не новый приём, однако, после долголетнего засилья голливудских спецэффектов (по любому поводу) этот алый «гимн» звучит просто восхитительно. Обнаруживается глубокий сакральный резон этой казни - Мария убита ради мира и процветания сразу двух стран. Вот её сын - Иаков I, несмело озирающийся на троне тётки-Елизаветы; он - наследник обеих корон. Иной- внезапно мажорный - лад финала! И этот жертвенный красный облекает смерть в победоносные одежды.

Ещё одна несомненная удача - ритм повествования. Он создаётся барабанным боем войска, лютневыми переливами, топотом ног и - грозным ритуальным танцем шотландских лордов. Тонкие пальцы Елизаветы нервно и - отлаженно скручивают розы для гигантского панно. Одинаковые фрейлины - синхронно делают реверанс. Единообразие готических коридоров - много-много стрельчатых арок, соединённых в бесконечный коридор. Эта уловка тоже не открытие - изощрённым ритмом увлекались ещё в 1920-е годы - и Луис Бунюэль, и Дзига Вертов. Но опять же - авторы достали из прабабушкиных сундуков дивные игрушки, вызывающие сегодня, если не вопль восторга, то - благодарность за роскошное зрелище. Изысканно отснят фрагмент никогда не существовавшей встречи Марии и Елизаветы, когда шотландская кузина тщетно ищет коварную сестрицу в лабиринте полупрозрачных занавесей. Это явно подсмотрено у Жана Кокто в его «Красавице и Чудовище» (1946), где постоянно присутствуют драпировки различной степени плотности, через которые пробирается героиня. Аллюзии - явны. Мария (красавица) находит Елизавету и видит её - обезображенную оспой, крашенную куклу, уже напоминающую клоуна Пеннивайза из стивен-кинговского «Оно» (чудовище).

Справедливости ради, королева Англии даже после перенесённой оспы оставалась привлекательной - болезнь почти не затронула её лица. Пьер де Брантом, автор иронических и скабрезных записок «Галантные дамы» о нравах своего времени, называл Елизавету в числе богинь эпохи: «Она посейчас красива, как никогда. Она и впрямь очень хороша, ибо я видел её в лето и осень её жизни; что же до зимы, то она весьма близка к ней, коли уже не достигла; я встречал сию королеву много лет назад и теперь знаю, сколько лет давали ей тогда, в первую нашу встречу. Я полагаю, красота её столь долго сохраняется оттого, что она никогда не бывала замужем и не познала всех тягот брака и частых родов. Вообще королева эта достойна всяческого восхваления, вот только смерть прекрасной, благородной и изысканной королевы Шотландской сильно повредила ее репутации». Как видим, и здесь присутствует тема казни Стюарт, чья гибель потрясла в 1587 году всю Европу.

Однако «этических» минусов у кинокартины куда как больше, чем эстетических плюсов. Да! И тут - пресловутая толерантность, довлеющая над западными - европейскими иль голливудскими творцами почище дамоклова меча «соцреализмовской партийности», на которую до сих пор так любят кивать наши доморощенные либералы. Нынче невозможно представить кинофильм без участия чернокожих артистов, даже из-за этого хромает фабула. Мы уже наблюдали идиотизм с негром-Щелкунчиком и таким же смуглым Дроссельмеером («Щелкунчик и Четвёртое королевство», 2018), но там - хотя бы сказочка, фантазия и возможность парировать: «Я художник, я так вижу!»

Но с какой же стати посол Елизаветы I в Шотландию - африканских кровей? Как восклицал режиссёр самодеятельного театра из популярной советской кинокомедии: «Прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг»!» Во времена Шекспира - а в кадре и его эпоха тоже! - не было и послов-негров. Это же не венецианский мавр Отелло, но британский аристократ. По идее. Благодаря всем этим дичайшим манипуляциям, выходит, что ...никакого угнетения чернокожих не существовало - вон они, преспокойно болтают с королевой аж в XVI столетии. Фанаты и проповедники «политкорректности» тупо не задумываются на тем, что среднестатистический зритель в итоге решит, что разговоры об апартеиде и расовой сегрегации - чистой воды миф. Также не наблюдалось и фрейлин-китаянок в Лондоне XVI столетия. Они наличествовали при дворе императора Чжу Ицзюня, но вряд ли одна из них каким-то образом могла заделаться английской подданной, да ещё и приближенной к Елизавете. Если смотреть «Две королевы», как развлекательно-сказочное фэнтази, вроде «Игры престолов», то наверное становится чуть легче. Но это не край!

Омерзительно и - нарочито выглядит линия содомитов, которыми тут «назначили» Генри Дарнлея - супруга Марии Стюарт и музыканта Дэвида Риччо - её фаворита. Замечу, что оба кавалера никогда не проявляли себя в столь пикантном качестве. Здесь же они изображены, как парочка гей-любовников, томящихся от непонимания в гомофобной среде, каковой была Шотландия эпохи Ренессанса. Что касается настоящего Дарнлея, то он слыл заурядным бабником, пьяницей и подонком, считавшим себя вправе помыкать обожавшей его королевой. У Шиллера читаем: «Нет, он упорствовал: созданье ваше, / Он перед вами корчил короля. / Он вашу нежность грубо оскорблял». Да, мразь. Но не настолько. Что же касается Дэвида Риччо - этого итальянского ловеласа, то его обвиняли в чём угодно, включая шпионаж в пользу Папы Римского и герцога Савойи Эммануила-Филиберта, но уж точно не в содомском грехе. Более того, Риччо подозревался в осквернении королевского ложа и одно время ходили не беспочвенные слухи, что именно он - подлинный отец Иакова I. Зачем было нужно раскрашивать здоровых мужиков - голубенькими оттенками? Вопрос, как обычно, повисает в воздухе.

Оценивать фильм - невероятно сложно. Выверенный, стильный и при этом - ужасающе грязный, злонамеренно перекраивающий историю. Да что там? Извращающий многие ключевые события! Неподготовленному зрителю глядеть на это попросту вредно, а подготовленному - противно.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Бывший СССР
День памяти Великого Князя Всеволода III Юрьевича
Сегодня мы также вспоминаем генерала А.М.Дондукова-Корсакова, естествоиспытателя К.А.Тимирязева, летчицу В.С.Гризодубову и генерала А.И.Лебедя
28.04.2024
Америка получала щедрую дань от наследников СССР
Бум в США 90-х годов был порожден такими причинами, как победа Штатов в холодной войне и развал Советского Союза
27.04.2024
День памяти святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Сегодня мы также вспоминаем князя Д.М.Голицына, географа И.К.Кириллова, философа П.Я.Чаадаева, поэта В.Г.Бенедиктова, композитора А.Н.Скрябина, летчика П.Г.Головина, адмирала Н.И.Виноградова, генерала И.Г.Павловского и актера К.Ю.Лаврова
27.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.04.2024 15:43
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:23
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:20
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
28.04.2024 14:55
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.04.2024 13:48