Закалка стали по Николаю Островскому

К 115-летию со дня рождения писателя

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
811
Время на чтение 6 минут
Закалка стали по Николаю Островскому

Не было человека в СССР, который не читал бы этой книги, которую по праву называют биографией молодежи 1920-х. В Великую Отечественную войну бойцы носили ее с собой в заплечных мешках - в музеях хранятся экземпляры, пробитые пулей и залитые кровью. Однако в перестройку легендарный роман «Как закалялась сталь» был изъят из пантеона русской классики. К Павке Корчагину, строящему узкоколейку в светлое будущее, стали относиться иронически. А в музее Н. Островского в его родной Шепетовке на Украине, уже вообще не знают, как отмечать круглые даты писателя-земляка, поскольку настала тотальная десоветизация.

Родившийся в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи, Николай Алексеевич Островский, пройдя бурную молодость в революции, Гражданской войне, тяжелом труде, в 23 года совсем перестал ходить, начал слепнуть, оказался болезнью прикованным к постели. «Писать не мог, видеть не мог, вставать не мог. Но работало сознание, работало воображение, работала беспокойная, воспаленная совесть. Он был настоящим героем. До самого конца держался, верил в идею социальной справедливости и всеобщего счастья, за которое можно и умереть». Скончался 22 декабря 1936 г. в Москве.

Помним с советской школьной скамьи выученное по его книге: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее».

Известный московский литературный критик и литературовед Лев Аннинский, автор давней книги «Обрученные с идеей (О повести "Как закалялась сталь" Николая Островского)», в одном из недавних интервью сказал: «Николай Островский создавал свою книгу не как художественное произведение, а как исповедь. Роман покорил читателей мужеством автора и главного героя. Поначалу Островский, потерявший зрение, писал от руки - строчки налезали одна на другую, разобрать что-либо было невозможно. Тогда он придумал сделать прорези для строк в картонной папке - это значительно облегчило работу. Это общеизвестные факты, но я на всякий случай напомню их. В процессе работы у него отнялась рука, и он вынужден был надиктовывать секретарям... Без каких-либо указаний сверху книга мгновенно стала популярной среди молодежи. Кроме того, и с идеологической точки зрения это было абсолютно точное попадание, несмотря на то, что сам автор ни о каком "попадании" не думал - просто писал о том, что ему близко и дорого. Так что в судьбе романа переплелись искренний читательский интерес и официоз».

Как пример героики, стоицизма и веры в счастье человечества роман «Как закалялась сталь», думается, всенепременно должен быть возвращен в школьную программу по литературе. Он был и остается внятным и, скорее всего, неповторимым примером рассказа о подвиге судьбы, подвиге молодой жизни.

Все возражения, говорящие об «исторической неправде», «большевицкой фальсификации», следует отбросить в сторону как неуместные. Но тут важно соблюсти меру, не перекормить молодежь «культом героя», как это нередко случается. Неплохо бы это произведение изучать также школьникам Украины, хотя, понятно, на сегодняшний момент это еще более невозможно, чем в РФ.

Однако мы не должны списывать со счетов такие яркие сущностные произведения. Не мешало бы, кстати, восстановить как советский ряд изучавшейся прозы и «Молодую гвардию» А. Фадеева, и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, и «Сына полка» В. Катаева, и «Звезду» Э. Казакевича и мн. др.), которые давали и должны сегодня давать пример всем нам, начиная с юных поколений, самоотверженного служения Отечеству, способности, как говорится, положить живот свой за други своя.

Не следует вычленять идеологическую составляющую, пенять на «красное», «комсомол», «тоталитарный советский режим», поскольку всё это остается словно внутри великого жертвенного подвига, просто чертами эпохи, подобно одежде, стилю жизни или социально-государственному устройству нашей страны в тот период. Тогда как в вечность уходят и остаются с новыми поколениями наших людей отвага, подвиг, мученичество и героизм.

Вспомним про две яркие отечественные экранизации романа Н. Островского. Обратим внимание, что обе они осуществлены на киевской киностудии им. А. Довженко. Это логично, ведь биография автора и действие романа связаны с Украиной, где воюют немцы, поляки, красные, белые, петлюровцы. И как многое перекликается с днем сегодняшним!

Первый фильм про Павла Корчагина был снят в 1942 году, во время Великой Отечественной войны, Марком Донским. Тогда герой призван был вдохновить на подвиги советских людей, ведущих борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Сыгравший главную роль актер Владимир Перист-Петренко сразу же после съемок ушел на фронт, и в том же году погиб.

Но первую экранизацию затмил яркий человечный фильм «Павел Корчагин» (1956) режиссеров Владимира Наумова и Александра Алова, с очень убедительным украинцем Василием Лановым в главной роли. Действие фильма разворачивается в 1920-1930 гг. Прикованный к постели смертельной болезнью Корчагин вспоминает о славных днях своей боевой юности: участии в революционной борьбе, сражениях с белополяками, строительстве зимой железной дороги в Боярке под Киевом для спасения города от холода, суровом быте военного коммунизма и своей трудной любви. Постепенно Корчагин теряет зрение, но решает закончить работу над книгой своих воспоминаний. Главные роли в фильме исполнили также Эльза Леждей и Тамара Страдина.

Интересно, что кинорежиссер, народный артист Украины, академик Академии искусств Украины Николай Мащенко, снявший шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь» уже в 1973 году (с ярко дебютировавшим в главной роли актером харьковского ТЮЗа Владимиром Конкиным), достигший всех высот благодаря единой большой стране СССР, не изменял себе, и не предал память о матери, которой вслух читал роман «Как закалялась сталь» и вместе с которой плакал над этим романом.

Спустя 40 лет после выхода фильма, уже во времена «незалежности», известный киевский журналист спросит у Мащенко: «Когда столько известно, когда стал доступен огромный массив информации, вы изменили свое отношение к Николаю Островскому и к его книге "Как закалялась сталь"»? И режиссер ответит: «Честно говоря, нет - мало того, я к нему еще большим уважением проникся. ... Если бы напечатали то, что он сам написал... Страна была бы потрясена: думаю, не меньше, чем когда Михаил Кольцов опубликовал в "Правде" статью о его судьбе. Островский прожил свою жизнь так и в таких муках, что перед ним на колени встать надо, при этом он побеждал - и победил!».

О всемирной аудитории фильма Мащенко свидетельствуют не только его показы и призы в Италии и других странах. Например, когда, много лет спустя после выхода фильма «Как закалялась сталь», китайцы приехали на Киностудию им. Довженко снимать картину, и Николай Павлович решил показать им свою, произошла такая сцена: кадры на экране мелькают, а переводчик молчит. «Почему же вы не переводите?» - спросил Мащенко, а тот ответил: «Они знают это все наизусть».

В Китае Николай Островский, его драматическая судьба и книга остаются предметом пристального изучения и поклонения. В 2000 году 20-серийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», снятый китайскими кинематографистами на Украине, был признан в Китае лучшим сериалом года.

В роли Корчагина снялся украинский актер Андрей Саминин. И сегодняшний политический лидер Китая Си Цзиньпин, как известно, большой поклонник русской и советской литературы, одной из любимейших книг называет именно «Как закалялась сталь».

Еще процитируем Л. Аннинского: «Я поместил роман в контекст русской духовности. Николай Островский, конечно, порожден советской эпохой. Но сама эта эпоха была, в свою очередь, порождена тысячелетней историей нашей страны. Островский вырос на Украине, по крови - наполовину поляк. При этом он - абсолютно русский человек. Его главной чертой было правдолюбие. Он поверил в идеалы революции, потому что был внутренне заряжен на поиски справедливости. Он чувствовал личную ответственность за то, что происходит вокруг - рушится привычный мир, после революции начинается Гражданская война, и он ищет силу, которая могла бы объединить людей. Это существенная русская черта: когда мы объединяемся - мы сильные, когда разъединяемся - все в русской жизни распадается. Островский был человеком героического склада. Очень аскетичный в быту и в любви. Эти черты он передал своему герою - Павке Корчагину. Еще одно важное человеческое качество Островского - он был заряжен на общение. Он не мог держать что-то в себе, таиться, ему хотелось делиться своими идеями, агитировать. Литература помогла ему отдать людям то, что его мучило, что в нем жило. Бешеное желание установить справедливость и сделать всех вокруг счастливыми - вот что им двигало. "Как закалялась сталь" - это памятник эпохи Гражданской войны, страшной и героической...».

Как не согласиться с постановкой вопроса исследователем и ответом на него: «Сможет ли современный Павка-Островский написать о себе такую же яркую книгу, найдутся ли люди, которые помогут ему издаться, дойдет ли это произведение до прилавков и сможет ли читатель его заметить среди килотонн другой литературы? ... Думаю, история потребует - люди найдутся».

Источник: Столетие.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Все статьи Станислав Минаков
Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51