В беседе со священником Игорем Москвичевым, настоятелем Митрофановского храма Саратова, при котором действует одна из самых многочисленных «молодежек» нашей епархии - «Ладья», мы попытались разобраться, для чего все-таки нужны православные молодежные общества и что привлекает в них молодых людей.
- Я думаю, что невозможно просто оценить ситуацию и сказать: здесь оно нужно, а здесь нет. Главным образом потому, что невозможно создать такое общество усилием «сверху» - для этого должно быть встречное движение. В приходах, где есть молодежь, должна быть площадка, где молодые люди могут общаться при храме, и молодежное общество здесь один из вариантов. Это место, где молодой человек может не стесняясь задавать вопросы и рассчитывать на то, что он будет понят. Практика показывает, что по крайней мере в крупных центральных храмах такой формат востребован.
- Как возникла ваша «Ладья»?
- Идея создать при храме молодежное общество была у меня давно. С Марией - одной из наших прихожанок, в то время моей помощницей - мы долго обсуждали, как все лучше устроить. Для начала распечатали листовки, раздавали молодежи после службы. В октябре 2015 года в Мордовии проходил съезд православной молодежи. Маша туда поехала, пообщалась со многими людьми, узнала, как строится такого рода работа, и стала налаживать ее здесь. Встречи решили проводить по вечерам в пятницу. Сначала к нам стали приходить двоюродные сестры и братья Маши, потом подключились их знакомые. В марте следующего года «Ладья» организовала первый православный городской квест. Команды, состоящие из участников приходских молодежных клубов, выполняли задания церковной, исторической и краеведческой тематики. Это событие вызвало большой отклик, и численность нашего молодежного общества увеличилась до десяти постоянных членов. Потом было еще несколько квестов, а теперь люди уже разными путями о нас узнают, приходят, и общество постепенно растет. Сейчас на пятничные встречи собирается 20-30 человек.
- Эти встречи - для чего они?
- «Молодежка»
не должна становиться второй школой или университетом, но в то же время
не стоит превращать ее в место, где народ «клубится», как раньше
говорили. Каждая встреча «Ладьи» условно делится на две части: сначала
беседа со священником - о Священном Писании, о бого¬служении, на
просветительские темы, потом свободное общение, когда ребята могут
просто поговорить друг с другом.
Каждую тему мы стараемся обсудить на
одной встрече - поскольку постоянно приходят новые люди, планировать
циклы бесед сложно. Темы абсолютно разные, и в основном их предлагают
ребята. У нас был разговор и про Апокалипсис, и про монашество, и про
святых отцов, и про тюремное служение. Еще есть формат «встреча с
гостем», тогда тема определяется исходя из того, кто этот гость.
Программы на год вперед у нас нет, она и не нужна - доля экспромта не
помешает. Иногда просто смотрим и обсуждаем какой-нибудь фильм.
Молодежь
любит поездки - мы были на экскурсиях в Вольске, Петровске, в этом году
все вместе ездили в Москву и Троице-Сергиеву Лавру. Многие из наших
девушек и юношей участвуют в благотворительных акциях, которые
организует общество «Ковчег» Свято-Троицкого кафедрального собора
Саратова, помогают в уборке могил на Воскресенском кладбище, помогают
благоустраивать территорию Свято-Сергиевского монастыря в Алексеевке
Базарно-Карабулакского района. И про наш Митрофановский храм не
забывают: готовят его к Рождеству и Пасхе, чистят подсвечники, украшают
цветами, на Крещение раздают воду. Когда человек чувствует свою
причастность к храму, он гораздо внимательнее к тому, что в нем
происходит.
- Как Вы думаете, кто должен руководить молодежным обществом? Это должен быть молодой человек?
- На
мой взгляд, это должен быть прежде всего все-таки священник. Когда люди
приходят на встречу, видят священника и имеют возможность задать
вопросы, в том числе наедине, личные, это дает гораздо больший
результат, чем когда священник говорит своему помощнику: «Ты проведи, а я
поехал». Если люди видят личное участие, искреннее стремление к ним, то
отвечают взаимностью.
Возраст руководителя «молодежки», думаю,
значения не имеет. Среди организаторов обществ в нашей епархии есть и
молодые священники, и постарше, которые замечательно с этим справляются.
Здесь важнее отношение - и к самим ребятам, и к этой деятельности
вообще. Люди, которые приходят в «молодежку», не должны бояться что-то
неправильно спросить или не так сделать. Встречи общества не должны
превращаться в партсобрания - пришли, послушали и разошлись, оставшись
каждый при своем мнении. Если кто-то с чем-то не согласен, не нужно
переубеждать, навязывать свою точку зрения; если вдруг возник вопрос не
по теме - ничего страшного в этом нет, значит, конкретному человеку
нужно сейчас именно это. Помню, ребята очень удивились, когда я им
сказал, что апостол Павел учил свободе. «Как свободе? Разве в Церкви
есть свобода?» Для них это было откровением, мы на эту тему с ними
поговорили, и потом еще на отдельную беседу о свободе пригласили
преподавателя семинарии.
- Приходят ли сейчас на ваши встречи светские люди?
- Многие
наши ребята приводят с собой друзей, одногруппников. Нецерковной
молодежи у нас тоже может быть интересно - все мы когда-то были такими,
но однажды переступили порог храма и остались здесь. «Молодежка» - это
одна из форм просвещения, воцерковления человека. Дай Бог, если
благодаря этим встречам человек обретет жизненные ориентиры, увидит Бога
в своей жизни.
Разумеется, мы ни на кого не давим и не заставляем
ходить в храм. Есть у нас, например, один паренек - он довольно давно
ходит, года два. Изначально он себя позиционировал атеистом, потом
перешел в разряд сомневающихся, сейчас - сочувствующий. На встречах он
часто задает вопросы, пытается искренне во всем разобраться - не с
позиции стороннего наблюдателя, а с позиции ищущего человека.
Что
может привести таких ребят к воцерковлению? Беседы, разговоры - это
хорошо, но самое главное - пример, который подают и священник, и их
сверстники из «молодежки». Если приходящие люди будут слышать одно, а
видеть другое, то никакого желания следовать услышанному не будет. Если
они слышат, что можно жить другой жизнью, и при этом видят, что ведущий
церковную жизнь человек не белая ворона, а полноценная развитая
личность, то им гораздо легче самим вступить на этот путь.
Фото из архива молодежного общества «Ладья»
Газета «Православная вера» № 11 (631)
[Беседовала Яна Степанова]Православие и современность