Блез Паскаль и его «беспроигрышное пари»

19 июня 1623 года родился известнейший французский математик, физик и философ Блез Паскаль

0
661
Время на чтение 4 минуты

Вряд ли найдется человек, окончивший школу, которому неизвестно имя этого замечательного ученого. У большинства людей он ассоциируется с естественными или точными науками, однако у Паскаля есть ряд богословских идей, о которых и хотелось бы сказать несколько слов.

Блез Паскаль не был воспитан в традициях христианского образа жизни, но влечение к вопросам веры привело его к знакомству с янсенистами - католическим раскольническим движением XVII-XVIII веков, осужденным впоследствии как ересь. Окончательно же обращение к вере произошло, когда этот гениальный француз открыл, как он сам писал, «Бога Авраама, Бога Исаака и Бога Иакова, а не Бога философов и схоластов».

Существует мнение, что Паскаль был фидеистом [1], однако этот взгляд был сформирован скорее на основании его оппозиции рационализму Декарта, чем реального положения дел; сам же ученый приводит немало разумных доказательств в пользу христианства. Придерживаясь традиции Блаженного Августина, Паскаль был убежден, что только вера способна освободить человека от власти греха и дать возможность личного приобщения к Богу. Тот, кто верует, всегда в определенном смысле рискует, но этот риск оправдан, потому среди христиан такими популярными стали его слова: «У сердца есть свои резоны, неведомые рассудку».

Обратимся теперь к рациональным доводам в пользу христианства. Весомыми свидетельствами, доказывающими истинность нашей веры, Паскаль считал возвышенность и смиренность христианской души, чудеса Священного Писания, связанные с жизнью Христа, апостолов, пророков и иудейского народа, а также вечность, недоступную представителям других религий, и святость христианского морального закона. Несмотря на то что все перечисленные положения Паскаль рассматривает достаточно подробно, пожалуй, самым известным его аргументом было так называемое «беспроигрышное пари», которое часто представляется в более примитивном и вульгарном виде, чем оно есть на самом деле.

Вслед за Паскалем предположим, что доводы разума не дают нам однозначного ответа относительно реальности Бога. Тогда встает вопрос: каковы шансы, что после смерти нас ждет вечность? Возьмем, к примеру, пишет Паскаль, и представим, что на дальнем конце бесконечной дистанции крутится монета, которая выпадет либо орлом, либо решкой. Если самой жизнью мы попросту обязаны участвовать в игре, каким тогда должен быть наш выбор? В вопросе существования Бога мы ставим на «карту» разум и волю, но при этом рискуем потерять истину и добро. Если Бог реален, то человек выигрывает все, если нет, то он ничего не теряет. На первый взгляд кажется, что такой подход неприменим в христианском отношении к Богу, но все не так просто.

Можно ли подсмотреть в таком пари, как легли карты? Да, отвечает Паскаль, и для этого существует Священное Писание. Все это в совокупности должно побудить рассудок поверить в Бога, но если он сопротивляется (т. е. идет против самого себя, противится рациональным доводам, к усвоению которых способен), то такое сопротивление обусловлено действием страстей. Если идти у них на поводу, то разум будет бесконечно требовать все новых и новых доказательств и никогда не удовлетвориться. Поэтому, считает Паскаль, убеждение в реальности Бога должно начинаться с борьбы со страстями, а это в свою очередь поможет и налаживанию работы разума. «Ты хочешь исцелиться от неверия и просишь о лекарстве, - пишет мыслитель, - учись у тех, кто некогда был связан так же, как и ты, а теперь рискнул всем, что имеет. Есть люди, знающие путь, по которому ты стремишься пройти, исцелившиеся от недуга, с которого и они начинали... Они помогут тебе верить совсем естественно».

Таким образом, «пари», о котором писал Паскаль, это лишь подсказываемый разумом первый шаг на пути к вере. Дальнейшее восхождение будет все больше убеждать, что приобретение веры несомненно, а риск при этом был ничтожен, и в конечном итоге человек поймет, что поставил на верное и бесконечное, ничего не заплатив. Интересной мыслью Паскаля является следующая: даже если предположить, что никакого Бога нет, то жизнь верующего все равно прекрасна, а при реальности Всевышнего - еще прекрасней.

Выбора между верой и неверием избежать невозможно. Это игра жизни, в которую приходится играть до конца всякому человеку, даже если его земной путь клонится к концу. В таком положении сокращаются лишь сроки, но необходимость выбирать все равно остается.

Для того чтобы серьезность и глубина мыслей Паскаля была еще более очевидной, приведем его слова, которые он вкладывает в уста Иисуса Христа: «Я не жду, что вы поверите мне покорно и без рассуждений; Я не буду подчинять вас тирании. Не обещаю Я и объяснить вам все... Я намерен указать вам через ясные и убедительные доказательства на те признаки Божественного во Мне, которые засвидетельствуют вам, Кто Я, и показать, какую власть имею, такими чудесами и подтверждениями, которые вы не сможете отрицать, с тем чтобы вы тогда во все, чему Я учу, уверовали, не имея иных причин отвергать это, кроме вашей собственной неспособности сказать, истинно ли это или нет».

Блез Паскаль был человеком высокого и чистого ума, что признавали и его непримиримые критики, начиная с Вольтера, утверждавшего, что идеи Паскаля противоречат духу Просвещения, и заканчивая такими современными атеистами, как Джордж Смит. «Беспроигрышное пари» следует рассматривать не как доказательство бытия Бога, а скорее как наставление к благоразумию, демонстрирующее, что не верить в Бога попросту глупо.

Протоиерей Владимир Долгих

Примечание:

1. Фидеизм - теологическая концепция, утверждающая абсолютный примат религиозной веры над разумом: разум не способен доказать истины религии, а поэтому верующие должны опираться только на веру, которая возникает в религиозном опыте.

Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Долгих
Все статьи Протоиерей Владимир Долгих
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Сергей из НН
19.11.2024 11:58
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48