Вряд ли найдется человек, окончивший школу, которому неизвестно имя этого замечательного ученого. У большинства людей он ассоциируется с естественными или точными науками, однако у Паскаля есть ряд богословских идей, о которых и хотелось бы сказать несколько слов.
Блез Паскаль не был воспитан в традициях христианского образа жизни, но влечение к вопросам веры привело его к знакомству с янсенистами - католическим раскольническим движением XVII-XVIII веков, осужденным впоследствии как ересь. Окончательно же обращение к вере произошло, когда этот гениальный француз открыл, как он сам писал, «Бога Авраама, Бога Исаака и Бога Иакова, а не Бога философов и схоластов».
Существует мнение, что Паскаль был фидеистом [1], однако этот взгляд был сформирован скорее на основании его оппозиции рационализму Декарта, чем реального положения дел; сам же ученый приводит немало разумных доказательств в пользу христианства. Придерживаясь традиции Блаженного Августина, Паскаль был убежден, что только вера способна освободить человека от власти греха и дать возможность личного приобщения к Богу. Тот, кто верует, всегда в определенном смысле рискует, но этот риск оправдан, потому среди христиан такими популярными стали его слова: «У сердца есть свои резоны, неведомые рассудку».
Обратимся теперь к рациональным доводам в пользу христианства. Весомыми свидетельствами, доказывающими истинность нашей веры, Паскаль считал возвышенность и смиренность христианской души, чудеса Священного Писания, связанные с жизнью Христа, апостолов, пророков и иудейского народа, а также вечность, недоступную представителям других религий, и святость христианского морального закона. Несмотря на то что все перечисленные положения Паскаль рассматривает достаточно подробно, пожалуй, самым известным его аргументом было так называемое «беспроигрышное пари», которое часто представляется в более примитивном и вульгарном виде, чем оно есть на самом деле.
Вслед за Паскалем предположим, что доводы разума не дают нам однозначного ответа относительно реальности Бога. Тогда встает вопрос: каковы шансы, что после смерти нас ждет вечность? Возьмем, к примеру, пишет Паскаль, и представим, что на дальнем конце бесконечной дистанции крутится монета, которая выпадет либо орлом, либо решкой. Если самой жизнью мы попросту обязаны участвовать в игре, каким тогда должен быть наш выбор? В вопросе существования Бога мы ставим на «карту» разум и волю, но при этом рискуем потерять истину и добро. Если Бог реален, то человек выигрывает все, если нет, то он ничего не теряет. На первый взгляд кажется, что такой подход неприменим в христианском отношении к Богу, но все не так просто.
Можно ли подсмотреть в таком пари, как легли карты? Да, отвечает Паскаль, и для этого существует Священное Писание. Все это в совокупности должно побудить рассудок поверить в Бога, но если он сопротивляется (т. е. идет против самого себя, противится рациональным доводам, к усвоению которых способен), то такое сопротивление обусловлено действием страстей. Если идти у них на поводу, то разум будет бесконечно требовать все новых и новых доказательств и никогда не удовлетвориться. Поэтому, считает Паскаль, убеждение в реальности Бога должно начинаться с борьбы со страстями, а это в свою очередь поможет и налаживанию работы разума. «Ты хочешь исцелиться от неверия и просишь о лекарстве, - пишет мыслитель, - учись у тех, кто некогда был связан так же, как и ты, а теперь рискнул всем, что имеет. Есть люди, знающие путь, по которому ты стремишься пройти, исцелившиеся от недуга, с которого и они начинали... Они помогут тебе верить совсем естественно».
Таким образом, «пари», о котором писал Паскаль, это лишь подсказываемый разумом первый шаг на пути к вере. Дальнейшее восхождение будет все больше убеждать, что приобретение веры несомненно, а риск при этом был ничтожен, и в конечном итоге человек поймет, что поставил на верное и бесконечное, ничего не заплатив. Интересной мыслью Паскаля является следующая: даже если предположить, что никакого Бога нет, то жизнь верующего все равно прекрасна, а при реальности Всевышнего - еще прекрасней.
Выбора между верой и неверием избежать невозможно. Это игра жизни, в которую приходится играть до конца всякому человеку, даже если его земной путь клонится к концу. В таком положении сокращаются лишь сроки, но необходимость выбирать все равно остается.
Для того чтобы серьезность и глубина мыслей Паскаля была еще более очевидной, приведем его слова, которые он вкладывает в уста Иисуса Христа: «Я не жду, что вы поверите мне покорно и без рассуждений; Я не буду подчинять вас тирании. Не обещаю Я и объяснить вам все... Я намерен указать вам через ясные и убедительные доказательства на те признаки Божественного во Мне, которые засвидетельствуют вам, Кто Я, и показать, какую власть имею, такими чудесами и подтверждениями, которые вы не сможете отрицать, с тем чтобы вы тогда во все, чему Я учу, уверовали, не имея иных причин отвергать это, кроме вашей собственной неспособности сказать, истинно ли это или нет».
Блез Паскаль был человеком высокого и чистого ума, что признавали и его непримиримые критики, начиная с Вольтера, утверждавшего, что идеи Паскаля противоречат духу Просвещения, и заканчивая такими современными атеистами, как Джордж Смит. «Беспроигрышное пари» следует рассматривать не как доказательство бытия Бога, а скорее как наставление к благоразумию, демонстрирующее, что не верить в Бога попросту глупо.
Протоиерей Владимир Долгих
Примечание:
1. Фидеизм - теологическая концепция, утверждающая абсолютный примат религиозной веры над разумом: разум не способен доказать истины религии, а поэтому верующие должны опираться только на веру, которая возникает в религиозном опыте.