itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Союзное государство Беларуси и России: 5 сценариев развития

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
333
Время на чтение 9 минут
Союзное государство Беларуси и России: 5 сценариев развитияСегодня Беларусь и Россия активно ведут обсуждение программы углубления интеграции. В частности, данный вопрос поднимут на встрече в рамках Форума регионов президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин. В то же время, намерение двух лидеров совместно посетить Валаам некоторые СМИ посчитали планами тайных переговоров. 9 июля Лукашенко пожаловался, что молчание из-за отсутствия подвижек в переговорах постоянно перерастает в «конспирологию». Деталей пока известно и правда мало - около 10 «дорожных карт» по интеграции стороны должны принять к ноябрю, самые «острые» вопросы согласуют сами президенты. Существующие варианты развития двусторонних отношений, и что необходимо сделать для достижения обоюдного успеха, проанализировала магистр управления и экономики, зав. сектором анализа макроэкономической динамики Института экономики НАН Беларуси Людмила Воронецкая.

После распада СССР входившие в него страны продолжили свое существование в статусе независимых государств. Тем не менее, общее прошлое, возможность увеличить производственный и трудовой потенциал при сотрудничестве, необходимость противостоять ряду внешних экономических и политических вызовов способствовали зарождению новых интеграционных процессов. Было создано СНГ, происходило углубление интеграции в экономической и гуманитарной областях. Затем были созданы Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, и, наконец - Евразийский экономический союз (ЕАЭС), предполагающий свободу перемещения не только товаров, но также труда и капитала.

ЕАЭС, хоть и представляет собой довольно тесную степень интеграции, все же является экономическим, а не политическим союзом. Однако, между Беларусью и Россией после распада СССР всегда были более тесные отношения, на что повлияли не только экономические связи, но и общность языка, традиций и культуры. В результате началась интеграции Беларуси и России, оформленная Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (1995 г.), Договором об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 г.), Соглашением о создании Парламентского Собрания (1996 г.), Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии (1996), Договором о Союзе Беларуси и России (1997 г.), Уставом Союза Беларуси и России (1997 г.), Декларацией о дальнейшем единении России и Беларуси (1998 г.). Увенчало череду этих документов подписание Договора о создании Союзного государства (1999 г.), вступившего в силу 26 января 2000 г. после ратификации парламентами двух стран.

Спустя почти 20 лет с момента подписания этого договора назрела необходимость для его корректировки. Это связано и с изменившимися экономическими реалиями - созданием ЕАЭС, сложной геополитической ситуацией, не полностью используемым потенциалом отношений Беларуси и России, замедлением выполнения ряда пунктов договора, существованием в договоре условий, которые сложно или невозможно выполнить в современных условиях.

Возможные пути развития отношений

Усиление белорусско-российской интеграции при сохранении суверенитета каждой страны несет ряд преимуществ и возможностей как для Беларуси, так и для России. В то же время дальнейшее развитие событий может происходить по пяти сценариям:

1. Вхождение Беларуси в состав России (Беларусь становится частью Российской Федерации), потеря суверенитета, но приобретение ряда привилегий, том числе возможности пользоваться энергоресурсами России на очень привлекательных условиях и др.

2. Укрепление отношений Беларуси и России, развитие в виде Союзного государства с общим бюджетом и единой валютой (Беларусь и Россия образуют федерацию с новым названием, новой государственной символикой). Это требует готовности идти на компромиссы со стороны обеих сторон, готовность делиться властью или отдавать часть власти в некоторых сферах. Плюсы заключаются в максимальной заинтересованности в благополучии друг друга и общего будущего.

3. Укрепление отношений Беларуси и России, развитие в виде Союзного государства (Беларусь и Россия образуют конфедерацию), но с сохранением суверенитета, финансовой самостоятельности и независимости, что существенно уменьшает риски попадания одной из сторон и неравные условия, резко снижает возможности для манипулирования любой из сторон. Функционирование Союзного государства не приводит в данном случае к потере суверенитета, национальной идентичности, государственного флага, герба, гимна. В то же время сохраняются в такой же или в немного меньшей степени плюсы предыдущего сценария. Государства при такой интеграции действительно заботятся об общем будущем и поддерживают друг друга.

4. Дружба между Беларусью и Россией, как и с другими странами ЕАЭС. В таком случае взаимная поддержка будет, но недостаточно сильная. Собственные интересы все равно будут существенно выше общих интересов. При таком раскладе смысла в Союзном государстве нет. И если Союзное государство продолжит существовать, то только формально.

5. Отдаление друг от друга Беларуси и России, нежелание строить дальнейшие отношения вплоть до полного прекращения любых взаимодействий и поиска партнеров на стороне. Можно привести ситуацию с Украиной в качестве примера реализации данного сценария.

Таким образом, сохранение крепких и взаимовыгодных отношений между Беларусью и Россией возможно при проведении совместной политики, направленной на реализацию третьего сценария, который обеспечивает достаточно высокую степень интеграции при сохранении суверенитета. Такой союз по сути является конфедерацией - союзом суверенных государств, существующим для достижения совместных целей и реализации совместных планов.

Первый и пятый сценарии являются самыми нежелательными, а также маловероятными с учетом ряда социологических исследований, проводимых различными социологическими группами исследователей Беларуси и России.

Они свидетельствуют о том, что большинство населения поддерживает тесное сотрудничество и интеграцию, но не вхождение Беларуси в состав России. Это логично с учетом общего прошлого, близости менталитета и т.п.

Четвертый сценарий тоже не лучший, поскольку связь России и Беларуси более тесная, чем предполагает интеграция в рамках ЕАЭС: это два самых близких братских народа. Интеграция Беларуси и России намного глубже, чем интеграция в рамках ЕАЭС, и включает в себя не только экономику, но и политику, обеспечение безопасности и гуманитарное сотрудничество.

Что касается второго сценария, направленного на максимальную интеграцию в виде создания новой федерации, то он также маловероятен. К тому же здесь существует ряд угроз, которые могут препятствовать его благополучному осуществлению. Ведение общей политики в рамках двух государств является сложным процессом, на который действует очень много факторов: политико-правовых, экономических, демографических, природно-географических, технико-технологических и культурных. Среди данных факторов отдельно стоит отметить политико-правовые, в частности государственную политику.

Благодаря целерациональному воздействию государства политико-правовые факторы в некоторой степени корректирует влияние других факторов. Однако политика осуществляется с учетом интересов народа, которые в целом варьируются у разных индивидов и социальных групп. Не только главы государств могут быть не в полной мере готовы идти на компромиссы, делиться властью, терять какую-то часть суверенитета, но также и народ, который в том числе заинтересован сохранить национальную идентичность.

К тому же, размер двух государств слишком отличается, что не будет способствовать благополучной интеграции по второму сценарию. Такая интеграция слишком сложна для осуществления и рискованна с учетом возможных конфликтов в результате осуществления данного сценария, а выгода от нее не на много больше (если не меньше), чем при реализации третьего сценария.

Как достичь идеального баланса

Что же нужно делать для успешного осуществления интеграции по рекомендуемому третьему сценарию, для образования полноценной конфедерации Беларуси и России?

Начать целесообразно с пересмотра Договора о создании Союзного государства на самом высоком уровне, и такая работа уже ведется. Следует скорректировать или вовсе вычеркнуть те пункты договора, которые невыполнимы в современных реалиях. В то же время следует сделать акцент на выполнении тех пунктов, которые должны были уже быть реализованы, поскольку серьезных препятствий для их выполнения нет и не было. Это создание флага, герба и гимна Союзного государства, корректировка структуры и полномочий существующих наднациональных органов Союзного государства и создание недостающих, обеспечение представления и защиты наднациональными органами интересов обеих стран в равной степени, детализация и усовершенствование некоторых существующих положений договора и др.

Реально работающий Договор о создании Союзного государства приведет к усилению интеграции между Беларусью и Россией, укреплению дружеских отношений двух стран. Его выполнение приведет к росту числа работающих стратегических документов, прогнозов, среднесрочных и краткосрочных программ, направленных на обеспечение успешного функционирования Союзного государства в интересах белорусского и российского общества. При реализации третьего сценария, Беларусь как самостоятельное государство на международной арене будет иметь собственный голос, который сможет поддержать интересы России (и наоборот).

В настоящее время существуют программы Союзного государства, направленные на предотвращение последствий аварии на Чернобыльской АЭС, программы в области исследований космоса, новых материалов, энергетической безопасности, согласованных действий в области внешней политики, программы, направленные на культурную интеграцию и др. Целесообразно включить в новые программы то, что не было выполнено в предыдущих, и работу над чем необходимо продолжить, а также ряд новых задач и соответствующих им мероприятий. Необходимо продолжать и наращивать сотрудничество Беларуси и России по самым разным направлениям.

Предложения на долгосрочную перспективу

Что касается конкретных предложений, которые можно внести в стратегические документы Союзного государства, то их можно разбить на четыре группы:

1. Сфера безопасности.

Продолжение проведения совместных учений в рамках военного-технического сотрудничества; принятие ряда мер по обеспечению экономической безопасности; обеспечение информационной безопасности; предотвращение угроз природно-техногенного характера и др.

2. Идеология и социальная сфера.

Развитие и оптимизация общего коммуникационного пространства; отмена роуминга в ближайшей перспективе; обеспечение транспортной доступности (в т.ч. за счет ввода скоростных поездов Сапсан «Москва-Минск» и снижения стоимости проезда в границах Союзного государства); пропаганда среди населения (особенно среди молодежи) интеграции Беларуси и России с донесением информации плюсах и достигнутых результатах интеграции; изучение общей истории Беларуси и России (в том числе истории Великой Отечественной войны) в рамках специально организованных мероприятий; расширение культурной интеграции и др.

3. Экономический рост и конкурентоспособность.

Осуществление совместной работы по поиску альтернативных источников энергии; реализация принципов «зеленой» экономики в рамках совместных проектов; более интенсивное развитие кооперационных связей между белорусским и российскими предприятиями; проведение совместной работы по внедрению в промышленность принципов Индустрии 4.0; углубление научно-технического и инновационного сотрудничества по наиболее перспективным направлениям; совместное обучение и переобучение кадров; организация совместной подготовки кадров по современным специальностям; дальнейшее расширение приграничного и межрегионального экономического сотрудничества; объединение потенциала для развития сферы IT и др.

4. Внешняя политика и гармонизация отношений с другими странами.

Взаимное признание виз других стран; проведение согласованного безвизового режима; расширение международного сотрудничества с другими странами по ряду вопросов от лица Союзного государства; формирования положительного имиджа Союзного государства на международной арене и др.

Рассмотренные группы вопросов могут быть включены в Стратегию социально-экономического развития Союзного государства на долгосрочную перспективу. Кроме того целесообразно осуществлять и планирование на очень длительный период с применением метода форсайта, что повысит адаптационные возможности Союзного государства к внешним и внутренним вызовам.

Что касается среднесрочного и краткосрочного планирования, то по каждому из четырех рассмотренных выше направлений могут быть созданы отдельные среднесрочные и краткосрочные программы с перечнем мероприятий и их исполнителей; перечнем целей и параметров, выраженных в конкретных результатах (количественных и качественных) реализации мероприятий; перечнем ресурсов, необходимых для реализации мероприятий, а также с конкретными временными рамками, в течение которых необходимо выполнить мероприятия. Кроме того, в каждой программе следует прописать критерии эффективности ее выполнения с учетом ее содержания особенностей той сферы, на которую направлена данная программа. Такая практика позволила бы обеспечить успешное функционирование Союзного государства и обеспечение тесной интеграции между братскими народами.

Мероприятия данных программ целесообразно направить на решение существующих проблем и преодоление современных вызовов, с которыми приходится сталкиваться Беларуси и России. Со стороны наднациональных органов власти необходимо обеспечить Союзного государства контроль за своевременной и эффективной реализацией прописанных в них мероприятий.


Людмила Воронецкая, магистр управления и экономики, зав. сектором анализа макроэкономической динамики Института экономики НАН Беларуси

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30