itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Гроб Тети Эллы в Гефсимании

0
767
Время на чтение 8 минут
Фото: Гроб Великой княгини Елизаветы Федоровны,
святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы
в усыпальнице под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
Из личного архива Холодюка А.Г.

Перед нами редкая цветная фотография гроба Великой княгини Елизаветы Федоровны, принадлежавшая до 1979 года ее родственнице - игуменье Тамаре (1890-1979; урожд. Романовой; в миру - княжна Татьяна; в замужестве - княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская). Крестным отцом княжны Татьяны был Великий князь Сергей Александрович, а его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна приходилась ей родственницей - "тетей Эллой", как с детских лет называла ее княжна Татьяна.

Игуменья Тамара, чей иноческий путь начинался в 1946 году в Святой Земле, и в зрелые годы нежно называла Великую княгиню Елизавету Федоровну - "тетей Эллой". В личном альбоме матушки Тамары эта фотография имела порядковый номер "23". Над изображением одна из елеонских сестер-помощниц напечатала название: "Гроб тети Эллы.Гефсимания". Данная фотография в цвете выполнена в июле 1969 года.

...Инокиня Тамара по прибытии в декабре 1946 года в Святую Землю сразу полюбила Гефсиманию и возвышающийся в ней пятиглавый храм в русском стиле, названный в честь св. Марии Магдалины. Он стоит у самого основания Елеонской горы, украшенной двумя русскими монастырями: один находится у подножия, а другой возвышается на вершине горы. Храм в Гефсимании сооружен из белого местного камня на средства дяди инокини Тамары - императора Александра III, его братьев в память об их матери императрице Марии Александровне, урожденной принцессе Гессенского дома, принявшей православие. Ежегодно в ночь со 2 на 3 июня инокиня Тамара молилась об упокоении императрицы Марии Александровны, скончавшейся в 1880 году от туберкулеза. Инокиня Тамара поминала ее и возле мраморных досок, где на русском, греческом, латинском и арабском языках вырезана надпись: «В память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны». Внешний вид белого храма, вокруг которого располагался Гефсиманский женский монастырь, производил на инокиню Тамару радостное и светлое впечатление. Этот храм, как и Крестовоздвиженский собор в Женеве, стал для нее великой русской святыней и частью потерянной Родины.

Инокиню Тамару окружала и манила в Гефсимании божественная, дивная природа. Первые несколько месяцев она с молитвами на устах ходила по Гефсиманскому саду, останавливала свой взор на стволах и кронах древних олив и кипарисов. Инокиня внимательно разглядывала цветы миндаля, олеандра, «кораллового дерева», брахихитона, любовалась бугенвиллиями, впитывая в себя источающиеся цветочные запахи и духовный аромат этого исключительного по своей красоте священного места, столь любимого Господом.

В библиотеке монастыря инокиня Тамара нашла несколько сохранившихся здесь русских журналов, рассказывающих, как в начале октября 1888 года проходило торжественное освящение церкви Cв. Марии Магдалины в Гефсимании, приуроченное ко времени путешествия по Святой Земле Великих князей Сергея и Павла Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. 1 октября того же года состоялся крестный ход вокруг наружных стен храма. В нем участвовали Великие князья, Великая княгиня и все присутствующие в этот день в храме. Инокине Тамаре показали хранящиеся в ризнице святыни, связанные с именем Великой княгини Елизаветы Федоровны. Это пожертвованное для храма и лично вышитое ею облачение (накидка) к жертвеннику храма св. Марии Магдалины. Инокиня Тамара видела и преподнесенные Великой княгиней Елизаветой Федоровной в дар храму различные богослужебные предметы: Евангелие, священные сосуды и воздухи.

Конечно, инокиня Тамара вспоминала в гефсиманской келии и свои встречи в императорской России с «тетей Эллой» и «дядей Сергеем», ее крестным отцом. Вечером 4 февраля 1905 года 15-летняя впечатлительная княжна Татиана была шокирована страшным известием о том, что революционер бросил бомбу в карету, где находился ее крестный отец, и что после сильного взрыва от тела Великого князя и от корпуса кареты остались только фрагменты. Лицо Татианы было все в слезах. После трагической гибели Великого князя Сергея Александровича княжна Татиана, одетая в траурное платье, вместе с родителями, которым в порядке исключения император Николай II разрешил поездку в Москву, отправилась ко гробу убиенного. Вспоминала инокиня Тамара и о том, как в день похорон ее отца в июне 1915 года в Мраморном дворце, в маленькой гостиной ее матушки, «за столом Великая княгиня Елизавета Федоровна говорила в ответ на общий разговор, что ожидает на том свете усопшего: «Души усопших в бездействии не бывают. Им от Бога назначается духовная деятельность, и они поднимаются от силы в силу. Так написано у Св. Отцов». Тогда же, в день отпевания Великого князя Константина Константиновича, в комнате остались только Великая княгиня Елизавета Федоровна и княжна Татиана. Княгиня села в кресло, а княжна стала перед ней на колени... Через много лет в Иерусалиме игуменья Тамара напишет о себе: «...Смотрела ей прямо в глаза, и она смотрела в глубину моих глаз. Молча. Полчаса. Не произносили ни одного слова. Не отрывая глаз. Бурно, скорбно изливала я ей свою душу. Передавала ей свое желание, о котором и говорить в то время нельзя было, и которое теперь сбылось. Чувствовала, что она все понимает... Меня утешила и подкрепила. Без одного движения. Через полчаса я встала, поцеловала ей руку со словами: «Благодарю тебя. Слава Богу за все».

Не забывала в Гефсимании инокиня Тамара и о дорогом подарке любимой тети Эллы - «розовой топазной брошке с бриллиантами» (это украшение подарил когда-то своей супруге Великий князь Сергей Александрович. - Прим. автора), присланной повзрослевшей княжне Татиане в память об ее убиенном крестном отце. Эта брошка украшала ее наряд в начале марта 1907 года, когда она присутствовала на бале для молодежи в Павловском дворце. В Мраморном дворце, вспоминала инокиня Тамара, в родительском фотоальбоме хранились многие фотографии, запечатлевшие некоторые сцены из любительского спектакля «Евгений Онегин» с участием Великой княгини Елизаветы Федоровны в роли Татьяны и цесаревича князя Николая Александровича, будущего императора Николая II. Безбородый и с «кучерявыми волосами» цесаревич Николай исполнял в спектакле 1890 года роль Онегина. А тетя Элла выглядела на сцене прекрасно в белом и ... черном платьях.

В основанной в 1934 году Гефсиманской общине Воскресения Христова, в храме св. Марии Магдалины, с 1939 года хранилась почитаемая гефсиманскими сестрами святыня - Смоленская икона Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» («Гефсиманская Одигитрия»). Перед нею молилась инокиня Тамара об упокоении своей "тети Эллы"- мученицы, умершей в страшных страданиях от жажды и голода и тяжелых увечий, полученных при падении в шахту... Молилась она и о преданной келейнице - инокине Варваре, убитой под Алапаевском вместе с родными братьями инокини Тамары - князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами.

Инокиня Тамара прочитала в библиотеке и ранее не известные ей материалы о том, как тело почившей мученицы Елисаветы Федоровны было омыто, одето в чистые белые одежды и положено в деревянный гроб, имевший внутри футляр из кровельного тонкого железа. Деревянный гроб "тети Эллы" протекал, но «особого трупного запаха не было», «жидкость, вытекавшая из гроба, благоухала, и ее бережно собирали как святыню в бутылочки». По пути в Иерусалим на задрапированном в черную ткань гробе были укреплены большой медный православный крест и в простой тиковой рамке фотография "тети Эллы" в одеянии сестры, а также маленькая медная корона над ней. У изголовья гроба горела свеча.

Инокиня Тамара старалась представить себе, как 15/28 января 1921 года тела обеих неразлучных до конца страдалиц "тети Эллы" и инокини Варвары, сопровождаемые игуменом Серафимом, прибыли в поезде на маленький железнодорожный вокзал Иерусалима. Гробы с телами были торжественно встречены греческим, русским и арабским духовенством, принцессой Викторией, представителями английской власти, многочисленной русской диаспорой, местными жителями и паломниками. После панихиды гробы поставили на украшенные цветами автомобили. Процессия двинулась по направлению к Гефсимании где, ее встретили крестным ходом монахини Елеонского и Горнего монастырей. По дороге была отслужена еще одна лития. Крестным ходом уже за медленно двигающейся процессией шли в облачениях духовенство и за ним монашествующие. Когда гробы на руках внесли в храм св. Марии Магдалины, была «отслужена панихида и сказано слово».

16/29 января, в храме Cв. Марии Магдалины были отслужены Божественная литургия и панихида. На другой день Иерусалимский Патриарх Дамиан совершил литургию и прочитал разрешительную молитву почившим мученицам. После литургии состоялись панихидa и погребение останков Елизаветы Федоровны и монахини Варвары в усыпальнице (крипте) храма св. Марии Магдалины, называемой с той поры в русских кругах «Царской». Желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества в 1888 году, было исполнено.

Внутренние стены крипты, для которой заказали новую крепкую дверь, были покрыты темной материей. Снаружи висело несколько икон с лампадами. Игумен Серафим в ногах гроба преподобномученицы поставил драгоценную шкатулку, всюду сопровождавшую княгиню Елизавету. В ней находились оторванный взрывом палец Великого князя Сергия Александровича и прядь волос Царственного Мученика Цесаревича Алексия Николаевича.

Во времена пребывания инокини Тамары в Гефсимании специальную усыпальницу с гробами, где находились останки умученной большевиками, но в то время еще не прославленной родственницы инокини Тамары - "тети Эллы", открывали очень редко, не более одного-двух раз в год и то по просьбам пребывавших на Святой Земле представителей духовенства РПЦЗ.По окончании литургии все участвовавшие в ней благоговейно входили со свечами в усыпальницу, припадали к гробам и со слезами совершали панихидное пение. В усыпальнице, где совершались молитвы, исходили струи кадильного благоухания, горели свечи и мерцала неугасимая лампада. Все молящиеся плакали. Сестры видели слезы и в глазах молчаливой инокини Тамары.

С 1951 года управлявшая женским монастырем на Елеоне игуменья Тамара ежегодно 5 июля вместе с сестрами до самой своей блаженной кончины в 1979 году приходила в Гефcиманию к гробу "тети Эллы".

Прошли годы. В 1981 году, накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью Заграницей, гробницы мучениц в присутствии членов комиссии во главе с начальником Русской духовной миссии архимандритом Антонием (Граббе) вскрыли. Рассказывают, что в час открытия гроба с телом Великой княгини, все помещение наполнилось благоуханием. Присутствующие чувствовали «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи, оказавшиеся частично нетленными, перенесли из усыпальницы в храм Св. Марии Магдалины. В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

...Из корпуса разобранной гробницы Великой княгини Елизаветы гефсиманская монахиня Моисея (Бубнова), возглавившая в 1997 году Спасо-Вознесенский монастырь, принесла на Елеон часть дубовых досок. Из них мастера изготовили резной крест размерами около 35 см, бережно хранимый ныне в ризнице монастыря. Ежегодно в праздник Воздвижения Креста Господня его выносили для поклонения из алтаря. Фотография гроба "тети Эллы", принадлежавшая игуменье Тамаре, перешла после ее кончины в коллекцию ныне покойной старшей сестры Феоктисты (Ягнам), подарившей ее автору этих строк.

Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25