Вифлеемский вертеп - начало пути на Голгофу

0
699
Время на чтение 7 минут

Вот мы и подошли к Рождеству Христову. А что это за событие для нас? Не останется ли его восприятие чисто внешним: долгая ночная служба, предрассветное разговение после поста, елка, вертеп, колядки, концерты, детские праздники... Всё это хорошо и правильно, только при одном условии: если мы ясно видим смысл великого торжества Церкви. Этот смысл вложен в его песнопения, в его тропарь, кондак, в канон на утрене - не всегда эти тексты для нас просты, но если мы потрудимся над ними, вслушаемся в них - праздник Рождества станет подлинным переживанием евангельского события и откровением о его смысле.

О помощи в этом деле мы попросим иеромонаха Серафима (Баранова), насельника Никольского монастыря в Саратове, преподавателя Саратовской православной духовной семинарии.

- Отец Серафим, тропарь любого праздника - это его основная молитва, она раскрывает сущность празднуемого события. Что дает нам понять тропарь Рождества? «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе».

- Событие Рождества Христова в тропаре, составление которого относят к IV веку, раскрывается через понятие света. Света прежде всего не физического, не естественного - света знания, ума, разумения. Ведь Сам Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5). Не случайно евангелист Матфей (4, 16) цитирует пророка Исаию: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9, 2). Явление истинного Света, Который просвещает всякого человека (Ин. 1, 9), есть откровение Бога о Себе - людям, дарование необходимого для их спасения познания. «Возсия мирови свет разума» - засияло для мира солнце знания (понимания). С момента Рождества Христова разум человека получает возможность богопознания, его озаряет теперь Солнце правды (праведности и справедливости).

- А как понимать - «в нем бо звездам служащии звездою учахуся»?

- Перевод: «Ведь при нем (то есть при этом свете) те, кто почитал звезды, от звезды научились». Волхвы с востока, а именно о них идет речь, - это не просто мудрецы и астрономы в остроконечных колпаках, это представители религиозного течения - зороастризма; и они служили, то есть поклонялись (в греческом тексте тропаря причастие «служащие» стоит именно в этом значении - поклоняющиеся божеству) звездам как богам. Через явление новой необычной звезды, приведшей их в Вифлеем, к Богомладенцу Христу эти мудрецы были научены истинной мудрости, истинному вЕдению - поклонению Солнцу правды.

- Что означает «Тебе ведети с высоты Востока»?

- На современном русском это будет звучать так: «И познать, что Ты - Восход свыше». Восход свыше, или по другому переводу «Восходящее Светило», - это ветхозаветный образ грядущего Мессии-Спасителя. Язычникам-волхвам во Младенце Иисусе открывается не новое божество-светило, но единственное Солнце. Озарение истинным светом познания приводит этих людей, а вместе с ними и всех нас, к вере в ожидаемого Спасителя мира, истинного Бога - искупителя человечества.

- «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Это кондак праздника, он раскрывает смысл тропаря. Что означают трудные слова «пресущественный» и «превечный»?

- Слово «пресущественный» означает «превысший всякой сущности, всякого бытия». «Превечный» - «существовавший прежде начала времен, находящийся вне времени». В конкретный момент человеческой истории пресущественный Сын Божий, превечный Бог рождается от Пресвятой Девы. Обратите внимание: кондак весь как бы соткан из противопоставлений. «Пресущественнаго - раждает». Родиться - значит получить какую-то сущность, начать существовать - ведь нас с вами до нашего рождения не существовало. Как же может родиться Пресущественный? Родиться - значит получить начало своего бытия во времени. Но Дева во времени рождает Того, Кто вне времени - Превечного. Наречие «днесь» означает, что мы - не просто вспоминаем это событие, но переживаем и совершаем его как вневременное. Человек, участвующий в богослужении, поднимается от земного уровня туда, где Сам Бог, туда, где нет ни прошлого, ни будущего, или - где прошлое, настоящее и будущее соединяются в одной точке - днесь.

- В ирмосе 3‑й песни канона поется «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну и в последняя от Девы воплощенному безсеменно...». Что значит «нетленно»?

- Нетленно - значит не подвержено тлению. Тление - это то, что присуще человеку после грехопадения: он с неизбежностью стареет и умирает. Но если мы обратимся к греческому оригиналу этого текста, мы увидим несколько иной смысл: это греческое слово переводится еще и как «без истечения». То есть - без отделения от Отца. Без разделения сущности - вот почему в Символе веры Сын называется единосущным Отцу. Бог не изменяется с рождением Сына - Бог неизменен. Сын рождается не в какой-то определенный момент, а прежде век - вне времени - чтобы однажды войти в земное время.

- Дальше в кондаке - «...и земля вертеп неприступному приносит».

- Это означает: и земля приносит в дар пещеру Тому, к Кому нельзя подступиться, приблизиться в пространстве, Тому, Кто ни в какое пространство не вместим. «Ангелы с пастырьми славословят» - не великие мира сего, а обычные земные люди в ликовании своем соединяются с ангелами. Нас бо ради - нашего ради спасения - «родися Отроча младо - превечный Бог». Тоже противопоставление: Тот, Кто не имеет возраста, Кто не подвластен времени - становится Младенцем определенного возраста, маленьким беззащитным существом.

- Для чего? С какой целью совершено Боговоплощение? Как понимать слова Рождественского канона - «Истлевша преступлением <...> всего тления суща <...> паки обновляет мудрый Содетель»? Какова связь между грехопадением первого человека и Боговоплощением? Почему Христа называют новым Адамом?

- Главная цель Боговоплощения - это спасение человечества от рабства греху и восстановление его в некогда утраченном высоком достоинстве. Ведь после грехопадения первых людей, потери связи с Богом человеческая природа сделалась духовно мертвенной и телесно тленной. Ради спасения человечества Он, Бог Слово, изволил принять человеческое естество и Свое пречистое Божество с ним соединить. Хрис­тос становится подобным нам во всем - кроме греха, ибо Бог - безгрешен. Именно поэтому Он и может прожить воспринятую им человеческую жизнь так же свято, как жил бы Адам, если бы он не пал. Как через одного Адама грех входит в род человеческий, так через одного Христа спасаются все. Как через первого Адама весь человеческий род становится причастным тлению, так и через второго нового Адама - Хрис­та - этому падшему творению даруется обновление и воссоздание в жизнь вечную. Вот почему православное богословие (вслед за апостолом Павлом) зачастую называет Христа новым Адамом.

- Тоже из канона утрени на Рождество: «В рабех кесаревым повелением написатися покорься, и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси...» В каноне отражено вольное истощание, умаление Божества, Его послушание земным условиям и правилам. А почему это было так, почему Господь не воплотился в великого царя, вождя, чтобы земной властью заставить всех людей жить правильно - для их же блага?

- В Евангелии Господь говорит о Себе, что Он, Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). Для этого Сын Божий входит в историю человечества, участвует в переписи, организованной правителем Римской империи. Он - не царь, не властитель в земном смысле, Его Царство не от мира сего (Ин. 18, 36). Пренебрегая земными понятиями славы, богатства, почета, к которым так стремится человеческий род, Христос показывает нам, что искать нужно, прежде всего, Царства небесного, а не славы и не власти над другими людьми.

Читая Евангелие, мы видим, что Богочеловек ни в чем, нигде не нарушает воли человека, не умаляет его свободы. Нет в Евангелии ни одного эпизода, в котором бы Иисус кого-либо к чему-то принуждал. Ведь спасение по принуждению невозможно. Вход в Царство Божие - это добровольный свободный выбор человека.

- Светлые песнопения Рождества контрастируют с великопостным богослужением. Великим постом мы почувствуем себя стоящими у Креста; сейчас мы стоим у яслей с Младенцем. Но возле этих яслей мы осеняем себя крестным знамением, как бы свидетельствуя: казнь «Царя иудейского» не есть случайное событие. Младенец родился для того, чтобы пострадать...

- Конечно, Рождество Христово - это, прежде всего, светлый праздник. Неслучайно в некоторых богослужебных книгах он именуется зимней Пасхой. Но, вместе с тем, в строении и содержании песнопений рождественского периода ясно прослеживается параллель с песнопениями Страстной Седмицы. Вот один из многочисленных примеров: «К Тебе утренюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей безстрастно приклоншемуся...» - это ирмос канона Великой пятницы; «К Тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно, и зрак раба от Девы носившему...» - а это ирмос канона 5 января, накануне Рождественского сочельника. Почему такое почти полное соответствие текста? Потому, что Рождение было лишь началом того добровольного пути истощания, о котором мы с вами говорили, умаления Божества - кенозиса. А завершением крестного жертвенного пути стала Голгофа. Христос рождается, чтобы пострадать за весь человеческий род.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 24 (596)

Иеромонах Серафим (Баранов), Беседовала Марина Бирюкова

Источник: Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Иеромонах Серафим (Баранов)
Все статьи Иеромонах Серафим (Баранов)
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12