Протоиерей Джон Уайтфорд – настоятель православного прихода во имя святителя Ионы Манчжурского (РПЦЗ) в Спринг, Хьюстон (штат Техас, США). Эти советы американского православного священника могут быть полезны православным мирянам в Европе и Америке – там, где ситуация с каноничностью стала весьма запутанной после признания Константинопольским Патриархатом украинских раскольников. Как им поступать, если они пришли на службу в приход канонической юрисдикции, а местный клирик начинает выступать в защиту раскольников прямо на службе или выясняется, что ему сослужит лицо, не имеющее канонического рукоположения?
Недавно я получил электронное письмо с вопросами практического характера о том, что делать людям в связи с последствиями беспорядка, созданного Константинополем, вломившимся на каноническую территорию Русской Православной Церкви и принявшим в общение непокаявшихся и не имеющих законного рукоположения раскольников на Украине. Текст письма приводится ниже:
«Я с самого начала слежу за украинским церковным кризисом. По мере усугубления кризиса увеличивается моя тревога о том, как он влияет на православную жизнь здесь, в Северной Америке. Не могли бы Вы дать совет православным христианам, не желающим связываться с раскольниками каким бы то ни было образом?
Считаю, что украинские раскольники на самом деле являются таковыми, что хиротония их “духовенства” не имеет силы и что любой сослужащий или причащающийся вместе с раскольниками представитель канонической Церкви заслуживает соответствующего канонического взыскания.
Однако знаю о клириках из канонических юрисдикций, которые открыто поддерживают раскольников. Среди них один диакон из ПЦА, который публикуется в блоге Фордэмского университета. Как следует православным христианам, таким как я, относится к подобным священнослужителям? Как поступить, если я пришел на службу в какой-нибудь приход канонической юрисдикции, а местный клирик неожиданно начинает выступать в защиту раскольников прямо на службе? (Например, патриарх Александрийский Феодор помянул Думенко во время богослужения на Кипре.)
Еще одна проблема в том, что господин Думенко, самозваный «митрополит Епифаний», посещая США в октябре месяце, сослужил с духовенством Греческой православной архиепископии (Константинопольского Патриархата) Америки в принадлежащем ей кафедральном соборе в Нью-Йорке. Во время богослужения Думенко “рукоположил” человека по имени Георгий Казулис во диакона, и сейчас Казулис служит диаконом где-то на приходах архиепископии. Насколько мне известно, Думенко не имеет никакого сана, поэтому он не может передавать то, чего сам не имеет. Что происходит на службе, когда каноническое духовенство сослужит лицу, не являющемуся епископом?
Что происходит на богослужении, когда человек вроде Казулиса служит в качестве диакона, не являясь при этом диаконом? Что делать православным христианам, если мы неожиданно оказались на такой службе? (Кроме того, что будет, если Казулиса однажды рукоположат во иерея на основании того, что он уже служит в сане диакона?)
Простите, что задаю сразу так много вопросов, но я и правда не знал, кого еще спросить, и выбрал Вас, потому что, если Вы решите опубликовать ответ в блоге, это будет на пользу многим людям. К нашему разочарованию, от канонических юрисдикций последовало слишком мало советов практического характера. Даже высказывания РПЦЗ сейчас очень скудны и ограничиваются тем, что надо держаться подальше от клириков и приходов, перешедших в Греческую архиепископию.
По моему личному мнению, кризис сильно усугубится, прежде чем наступит улучшение, и все православные христиане мира столкнутся с проблемами практического характера. Считаю, что игнорировать кризис – значит, непростительно недооценивать серьезную проблему».
Раскол, инициированный неканоническими действиями Константинопольского патриарха, привел к кризису в мировом Православии, и я думаю, мы только сейчас начали видеть, к каким плачевным последствиям он, вероятно, приведет. Однако нам надо всегда помнить о том, что Господь обо всем промышляет и если уж, как сказано в Евангелии, «не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10: 29), то Он, конечно же, сотворит Свою волю и в этом кризисе, несмотря на то, что нам кажется, будто вокруг лишь предательство нашей веры, трусость и обман. С одной стороны, мы столкнулись с проблемами, с которыми никак не ожидали столкнуться внутри Церкви, но, с другой стороны, я верю, что Господь использует этот кризис, чтобы подрезать Свой виноградник.
Непосредственная проблема, разжигающая сегодня страсти, – это украинский церковный кризис, но она далеко не единственная. Мы уже давно видим, как некоторые в Церкви продвигают экуменизм. Также насаждается обновленчество, начиная с разрешения (Константинопольским Патриархатом) священникам вступать в повторный брак – и этим не ограничиваются. Сейчас все громче слышны голоса – особенно из Вселенского Патриархата, но также из других Церквей, – призывающие к признанию гомосексуальности, транссексуальности и множества других извращений.
Пять лет назад был громкий случай, когда некто Григорий Паппас публично жаловался, что греческий православный священник отказывался его причастить, потому что он активный гомосексуалист. В его жалобе не было и намека на то, что он борется с этим грехом; наоборот, он только оправдывает грех и даже отрицает факт того, что содомия является грехом. Самая печальная часть этой истории в том, что, как утверждал Паппас, митрополит Питтсбургский Савва (Константинопольский Патриархат) сказал ему, что хотя священник «технически имел право» его не причащать, но сам бы он (митрополит Савва) его причастил, и другие священники тоже предлагали его причастить. Все это было обнародовано в публичном пространстве, а от митрополита Саввы до сих пор (насколько мне известно) не последовало ни опровержения, ни разъяснения.
В американских приходах Константинопольского Патриархата уже запрещено отказывать активным геям в Причащении
Ранее представители греческого православного духовенства мне рассказывали, что в Чикагской митрополии (относится к Греческой православной архиепископии Америки. – Д.Л.) им запрещают отказывать активным геям в причащении. По сути, это уже было легализовано в прошлом месяце, что видно из отчета о недавнем собрании духовенства данной митрополии:
«В понедельник 18 ноября во время собрания духовенства Чикагской митрополии его высокопреосвященство митрополит Нафанаил дал строгое указание своим священникам впредь не оглашать условия допуска к таинству Причастия непосредственно перед причащением, даже в такие великие праздники, как Пасха и Рождество Христово, когда в храме находится множество незнакомых людей.
Митрополит заявил, что ему известно, что его духовенство устанавливает такие ограничения – он сам слышал, как они их оглашают, и читал об этом в приходских листках и на официальных сайтах. Теперь с этим покончено!
Владыка Нафанаил, известный глубокий богослов, мыслитель и опытный пастырь, объяснил: если бы святитель Иоанн Златоуст, автор названной в его честь Божественной Литургии, хотел, чтобы были сделаны такие ограничения в допуске к Причастию, он бы зашифровал их в самом богослужении. Как таковое единственное условие допуска к Причастию заключается в том, что верующие должны подходить ко Святой Чаше “со страхом Божиим, верою и любовью”. Поскольку сам святой патриарх Константинопольский не включил более никаких предостережений, то отныне духовенству Чикагской митрополии запрещается добавлять что-либо к этим словам. Поэтому объявляется, что с 18 ноября 2019 года Святое Причастие в Чикагской митрополии официально имеет открытый характер. Никаких публичных объявлений с описанием того, кому не разрешается приближаться к Чаше, больше не будет, а каноны надо отвергнуть!
Иерарх объяснил, что духовенство не имеет права никому запрещать подходить к Чаше. Кроме того, он сказал, что мы будем выглядеть фанатиками, запрещая людям причащаться.
Далее митрополит Нафанаил пояснил, что если человеку запрещают приближаться к Чаше для приобщения Святых Христовых Таин потому, что он или она совершает тот или иной грех, который по церковным канонам не позволяет участвовать в этом Таинстве, то этот человек может больше в храм не вернуться. Он напомнил священникам, что мы не хотим препятствовать людям приходить в церковь[1]».
Его высокопреосвященству было бы полезно вспомнить проповедь святителя Иоанна Златоуста, читаемую ежегодно за три дня до Пасхи:
«Возлюбленнии братия моя и прежелаемии! Собравшеся во святей Божией церкви, во еже служити Богу Живущему в преподобстве и правде, и святых пречистых и безсмертных, страшных Таинств Христовых, со страхом причаститися, услышите мене смиреннаго и недостойнаго, не бо аз есмь глаголя и уча вас, но благодать Пресвятаго и Животворящаго Духа; не бо от себе глаголю, но якоже научихся от божественных правил, и богоносных отец: якоже прият Церковь от богомудрых и божественных Апостолов, тако убо сам глаголю аз смиренный, и всех малейший, деяний ваших не знаю, начинаний не разумею, и сего ради Бога бояйся завещаваю, единому комуждо от вас, мужем же и женам, малым же и великим: никтоже от вас повинен греха сый, от своея оглаголаемь совести, прежде покаятися и исповедатися, да дерзнет презирательне приступати, и прикасатися божественному сему огню, Бог бо наш огнь поядаяй есть. И иже убо верою и страхом приступающыя к Богу и Царю, и Судии всех нас, палит и жжет грехи их, душы же просвещает и освящает, неверныя же и со студом приступающыя палит, и жжет душы их и телеса. Сего ради в вас мнози немощнии и недужливии спят, сиречь умирают мнози неисповедани и непокаянни. И прочее, братия моя, молю вас и глаголю: никтоже кленыйся, или клятвопреступник, или ложь, или оглагольник, или блудник, или прелюбодей, или мужеложник, или хищник, или пияница, или хульник, или ненависть имеяй на брата, или убийство сотворивый, или волхв, или чародей, или обавник, или восколиятель, или разбойник, или манихей неисповедан и неготов да приступит страшным Христовым Тайнам, или прикоснутися, или приближитися, страшно бо есть впасти в руце Бога Живаго: острейше бо есть Слово Божие паче меча обоюду остра, достигающее до сочленения, и мозгов, и костей, и помышлений, и сердец. Видите убо братия моя, никтоже нераскаян, или неготов, или недостойный приступль, да причастится страшных и пречистых Его Таинств. Сам бо глаголет: Аз есмь, и несть Бог разве Мене, Аз убию, и жити сотворю, и несть иже измет вас от руку Моею: Сам бо есмь Царь веков. Емуже подобает всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь[2]».
Это не должно никого шокировать, учитывая, что Греческая архиепископия оказывает поддержку таким сайтам, как «Public Orthodoxy», которые непрестанно добиваются того, чтобы Церковь одобрила сексуальные извращения. Это результат целого столетия духовных шатаний Константинопольского Патриархата, о чем еще в 1938 году говорил святитель Иоанн Шанхайский в докладе на II Всезарубежном соборе. Возможно, покаяние приведет к исправлению Константинополя, но в ближайшем будущем это маловероятно, если вообще подобное когда-нибудь произойдет.
Возвращаясь к практической стороне Вашего вопроса: нам надо держаться царского пути, избегая крайностей, не отклоняясь ни влево, ни вправо. В истории Церкви были и ереси, и расколы. Порой ереси зрели очень долго, и порой целые столетия требовались для того, чтобы либо осудить ту или иную ересь, либо окончательно отсечь от Церкви тех, кто упорно не желал исправляться. В периоды этих противоречий границы зачастую были неясными, все было беспорядочно. Святитель Василий Великий сравнивает такие времена с морской битвой:
«Поэтому с чем сравним настоящее состояние? Без сомнения, оно подобно морской битве, в которую мужи бранолюбивые и привыкшие к морским сражениям вступили с раздражением друг против друга за давние обиды. Смотри же на это изображение! Как страшно с обеих сторон устремляются ряды кораблей и, когда гнев достигает высшей степени, схватившись, начинают борьбу! Предположи, если угодно, что корабли порываются сильной бурей, что мгновенная мгла, разлившись из облаков, очерняет все видимое, что невозможно различить ни друзей, ни врагов и от смятения не распознаются подаваемые друг другу знаки. Для большей ясности подобия предположим еще, что море надувается, из самых глубин бьет клубом вверх, что из облаков льет стремительный дождь, что началось страшное треволнение гонимых бурей валов, и потом, что ветры отовсюду стремятся к одной точке и оттого корабли с треском взаимно сталкиваются и стоявшие в боевом порядке частью передаются неприятелям и вследствие самой борьбы переходят в их власть, а частью поставлены в необходимость вместе и отталкивать наносимые на них ветрами ладьи, и сопротивляться нападающим на них кораблям, и убивать друг друга во время мятежа, произведенного и завистью к превосходству других, и желанием каждого самому одержать верх. Вообрази еще сверх этого, что все море оглашено там какими-то смешанными и неразличимыми звуками от свистящих ветров, от взаимного ударения кораблей, от шума кипящих волн, от крика сражающихся, которые выражают страсти свои всякими голосами, отчего не слышно голоса ни капитана корабля, ни кормчего, а видны какой-то ужасный беспорядок и смятение, и чрезмерность бедствия при отчаянии в жизни производит в них то, что грешат с совершенным бесстрашием. Присовокупи какое-то неисцелимое беснование честолюбия в тех, которые на кораблях, так что они не оставляют между собой спора о первенстве, когда корабль погружается уже в глубину[3]».
Протоиерей Джон Уайтфорд
Нам нельзя быть безразличными к этой проблеме, но и нельзя слишком однобоко подходить к канонам и считать, что все люди во Вселенском Патриархате уже находятся вне Церкви из-за действий его священноначалия.
Что же делать мирянину в сложившихся обстоятельствах? Многое зависит от того, в какой вы ходите приход и какой выбор перед вами стоит. Многие священники из юрисдикции Константинопольского Патриархата, которых я знаю, – это благочестивые люди, крепко стоящие в вере. Если бы я был мирянином в таком приходе, то, конечно, не принимал бы никаких поспешных решений, особенно если бы не было лучшего выбора в районе, где я живу. Однако сложно сказать, как долго таким священникам разрешат оставаться верными канонам, учитывая, какие указания им уже поступают от их епископов.
Ни в коем случае не следует участвовать в богослужениях, на которых служат украинские раскольники или «рукоположенные» ими лица
Я бы сказал, что ни в коем случае не следует участвовать в богослужениях, на которых служат украинские раскольники или «рукоположенные» ими лица. Со временем эту границу будет все более сложно провести в Константинопольском Патриархате из-за рукоположений, подобных упомянутому Вами, которое явно было совершено с целью заставить всех православных в Америке признать раскольническую церковь Украины, нравится им это или нет.
Единственное, чего нам точно надо избегать, это изображать данный кризис всего лишь как противостояние русских и греков. Этот кризис не связан с национальной идентичностью – он связан с Православием. Это не «русские против греков», а «Православие против ереси и раскола». Для примера: знаю очень многих греков, твердо стоящих в вере, и знаю достаточно много русских, не делающих этого.
Кризис не связан с национальной идентичностью: тут не «русские против греков», а «Православие против ереси и раскола»
Каждый должен прислушаться к своей совести и просить ангела-хранителя разговаривать с ним посредством голоса совести. Также нужно искать мудрого совета касательно своей личной ситуации, молиться Богу, чтобы Он указал путь, а затем двигаться в заданном направлении в соответствии со своей совестью. Еще нужно молиться, чтобы Бог направил их, если они собьются с верного пути.
Есть хорошая мудрая китайская поговорка: «У хитрого зайца три норки». Считаю, что верующим Константинопольского Патриархата или любой юрисдикции, где епископы колеблются и не тверды в стоянии за истину, надо уже сейчас задуматься над тем, какая их ожидает альтернатива, и быть открытыми для разных вариантов.
Если давление усилится, то, очевидно, следует ходить в тот приход, где стоят за истину
Ясно одно: если Константинополь не исправится, то всем в Церкви в итоге предстоит сделать выбор. Либо занять твердую позицию против действий Константинополя, либо смириться с апостасией, которая, как мы видим, становится все более явной.
Если давление усилится, то, очевидно, следует ходить в тот приход, где стоят за истину. Что это может означать? Начать ходить в другой приход на вашей улице, или же находящийся вдали от вас, или даже читать текст службы дома, если нет возможности добраться до прихода.
Протоиерей Джон Уайтфорд
Перевел с английского Дмитрий Лапа
[2] https://fatherjohn.blogspot.com/2011/07/homily-for-holy-thursday-by-st-john.html; также: http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/velchetv.html.
[3] Василий Великий, святитель. О Святом Духе // http://www.odinblago.ru/vas_vel_o_svatom_duhe#30.