Святые королевичи-страстотерпцы Алькмунд, Вистан и Фремунд

0
327
Время на чтение 20 минут

Источник: Православие.ру

Есть целый ряд ранних английских святых, в основном королей и королевичей, которых с незапамятных времен почитали как тех, кого мы называем страстотерпцами. Эти святые в большинстве случаев приняли мученическую смерть не за Христа, а за правду, за исполнение Евангельских заповедей или просто за то, кто они есть. Обычно их убивали единоверцы-христиане (зачастую близкие родственники), охваченные злобой, завистью, жаждой власти, вступавшие в заговоры и стремившиеся добиться своих целей любыми путями. Святые страстотерпцы же, будучи праведными, проявляли кротость, смирение перед Божественным Промыслом, не сопротивляясь своим убийцам. Вспомним трех страстотерпцев – Алькмунда, Вистана и Фремунда, издревле глубоко почитаемых в центральной Англии.

Страстотерпец Алькмунд, королевич Нортумбрийский

Память совершается 19 марта/1 апреля

О жизни и посмертном почитании святого Алькмунда

Витраж с изображением св. Алькмунда (источник - сайт 'Early British Kingdoms')Витраж с изображением св. Алькмунда (источник - сайт 'Early British Kingdoms')Королевич Алькмунд (Alcmund, Alkmund) был сыном короля Элхреда Нортумбрийского (правил в 765–774-м гг. на севере Англии) и его жены Осгифу. В 774-м году в результате дворцового переворота в Нортумбрии юный Алькмунд был вынужден бежать на территорию нынешней Шотландии. Там он много лет проповедовал народу пиктов Благую Весть. Туда же был сослан его отец. После многих лет изгнания на шотландской земле нортумбрийцы призвали святого Алькмунда вернуться на родину, потому что династическая борьба закончилась. Угодник Божий послушался, но беды вскоре возобновились – гражданская война, дворцовые интриги... Около 800 года он принял мученическую смерть от рук убийц по приказу короля-узурпатора Нортумбрии Эрдвульфа (правил в 796–806 гг.). Такие средневековые агиографы, как Флоренс Вустерский, Симеон Даремский и Псевдо-Матфей Вестминстерский, упоминавшие святого Алькмунда в своих трудах, свидетельствовали, что он был убит приспешниками узурпатора. Однако ряд средневековых авторов утверждают, что он был замучен датчанами, но скандинавы напали на Англию гораздо позже, в IX веке, так что эта версия отвергается большинством ученых.

Икона св. Алькмунда (иконописец - Айдан Харт)Икона св. Алькмунда (иконописец - Айдан Харт)После гибели ни в чем неповинного Алькмунда стали почитать как страстотерпца, поскольку он добровольно отдал свою жизнь за истину и справедливость. Еще при жизни святой Алькмунд был любим многими за свою скромность, дела милосердия и щедрую помощь нуждающимся, вдовам и сиротам. Простой народ почитал этого святого за его добрые дела и невинные страдания, и ему было посвящено не менее шести древних церквей. Святого Алькмунда особенно почитают в графствах Шропшир на западе и Дербишир в центральной Англии. В шропширской деревне Лиллшалл (Lilleshall), где первоначально покоилось его тело, и от его мощей совершались многочисленные чудеса, самая ранняя церковь была освящена в честь Святого Алькмунда. Со временем чудотворные и благоухавшие мощи страстотерпца были перенесены из Лиллшалла в город Дерби (Derby) – ныне административный центр графства Дербишир. Это было сделано для того, чтобы уберечь их от набегов викингов. По преданию, когда в Дерби открыли раку святого, неземное благоухание распространилось по всему храму и держалось там много дней. От раки с его мощами получали чудесную помощь глухие, слепые и страдавшие различными недугами.

Церковь Св. Алькмунда в Уайтчерче, Шропшир (любезно предоставила администратор прихода)Церковь Св. Алькмунда в Уайтчерче, Шропшир (любезно предоставила администратор прихода)

От раки с его мощами получали чудесную помощь глухие, слепые и страдавшие различными недугами

В начале X века драгоценные мощи Алькмунда были перенесены в город Шрусбери (Shrewsbury) графства Шропшир на границе с Уэльсом, где им также воздавалось должное почитание, а позже одна из приходских церквей города была освящена в его честь. В XII веке (около 1140 года) честные останки славного страстотерпца вернулись обратно в Дерби, причем во время их перенесения произошло множество чудес. Мощи были положены в церкви Святого Алькмунда города Дерби и оставались там до Реформации XVI века, почитаемые тысячами паломников, стекавшихся к ним за исцелением и утешением.

Небесный покровитель Дерби. Саркофаг и источник Алькмунда

Древко креста, находившегося в снесенной церкви Св. Алькмунда в Дерби (ныне в Музее г. Дерби)Древко креста, находившегося в снесенной церкви Св. Алькмунда в Дерби (ныне в Музее г. Дерби)После Реформации почитание святых в стране было официально запрещено. В 1846-м году старая церковь Святого Алькмунда в Дерби была перестроена и вновь освящена в его честь. Однако к середине XX века ее колокольня начала рушиться. Тем временем католическая община города выразила недовольство тем, что высокий шпиль этого англиканского храма «загораживает вид» на их католическую церковь Святой Марии. В 1968-м году во время строительства внутренней кольцевой дороги, проходившей через это место, историческая древняя церковь Святого Алькмунда была, к сожалению, снесена, несмотря на протесты жителей. Так была осквернена святая память этого славного страстотерпца в мирное время, когда не было ни церковных реформ, ни прямых гонений... Церковь так и не была перестроена, хотя рядом с ней установлена мемориальная доска. Однако святой не оставил верующих без новых чудес. Когда церковь снесли, под ней был обнаружен очень древний каменный саркофаг саксонской эпохи вместе с остатками раннего высокого креста святого Алькмунда с резьбой по бокам. Этот великолепный изящный саркофаг со сложными «переплетенными узорами» наверняка был связан с Алькмундом и, по мнению некоторых исследователей, мог быть его первоначальным гробом. Сейчас все эти и некоторые другие реликвии и артефакты, связанные со страстотерпцем, хранятся в музее и Картинной галерее города Дерби, которые посещают не только туристы, но и паломники.

Источник Св. Алькмунда в Дерби, Дербишир (фото - Jerry Evans, Geograph.org.uk)Источник Св. Алькмунда в Дерби, Дербишир (фото - Jerry Evans, Geograph.org.uk)В крупном промышленном городе Дерби есть и свой англиканский собор в честь Всех святых: это большая средневековая церковь, получившая статус собора в 1927-м году (ее 65-метровая колокольня считается одной из самых высоких в стране). Увы, и здесь нет следов почитания самоотверженного святого Алькмунда. В качестве небольшой «компенсации» в 1970-х годах в другом районе Дерби была построена современная англиканская церковь в честь Святого Алькмунда, и одна улица названа его именем. Но, несмотря ни на что, страстотерпец Алькмунд по сей день является небесным покровителем Дерби. Удивительно, но в этом огромном и оживленном мегаполисе сохранился очень древний источник Святого Алькмунда. Раньше ему приписывали целебные свойства, и совершались всевозможные чудеса. Этот источник находится в нескольких минутах ходьбы от места бывшей церкви Святого Алькмунда. Источник все еще функционирует: в недавнее время он был частично восстановлен, но городские власти не советуют пить его воду.

Современная церковь Св. Алькмунда в Дерби, Дербишир (фото - Geograph.org.uk)Современная церковь Св. Алькмунда в Дерби, Дербишир (фото - Geograph.org.uk)

Церковь Св. Алькмунда в Даффилде, Дербишир (любезно предоставила приходской секретарь)Церковь Св. Алькмунда в Даффилде, Дербишир (любезно предоставила приходской секретарь)

Кафедральный собор Всех святых в Дерби (фото - Geograph.org.uk)Кафедральный собор Всех святых в Дерби (фото - Geograph.org.uk)Красивое графство Дербишир, на территории которого расположен национальный парк «Пик-Дистрикт» («Край вершин»), славится своей старинной христианской традицией украшения в особые дни колодцев, родников и источников узорами из цветов, листвы, лепестков и т.д. За последние десятилетия традиция в этом сельском регионе Англии постепенно возрождена. Обычай украшать источник Святого Алькмунда был возобновлен в 1870-е годы, но в 1990-е годы снова сошел на нет из-за частых случаев вандализма. Сам источник, по преданию, появился по молитвам святого Алькмунда: когда процессия с его мощами двигалась из Шрусбери в Дерби, ее участники остановились отдохнуть, и тут же забил родник, утоливший жажду путников. С тех пор это место считается святым. В средние века паломники, приезжавшие в Дерби, сначала останавливались у источника, чтобы выпить глоток воды и попросить благословения у святого Алькмунда, а затем направлялись к его главной церкви.

Саркофаг св. Алькмунда в Музее г. ДербиСаркофаг св. Алькмунда в Музее г. ДербиК северу от Дерби находится большая деревня Даффилд (Duffield). Здесь процессия с мощами Алькмунда сделала еще одну остановку. В память об этом событии была возведена часовня в честь Святого Алькмунда. Хотя часовни уже давно нет, в этой деревне на берегу реки Деруэнт все еще действует приходская церковь Святого Алькмунда XIV века.

Другие посвященные святому Алькмунду храмы

Страстотерпца Алькмунда почитают и за пределами Дерби. В Шропшире церкви в городах Шрусбери и Уитчерч (Whitchurch) освящены в его честь. Первая церковь в честь Святого Алькмунда в красивом городе Шрусбери была построена в 912-м году на самой высокой точке города, где некогда располагался саксонский рынок. Знаменитый шпиль церкви Святого Алькмунда (56 м) относится к XV веку. После обрушения исторической церкви Святого Чада в Шрусбери в 1788-м году прихожане испугались и решили перестроить и церковь Святого Алькмунда (за исключением ее колокольни и шпиля). Так что нынешней великолепной церкви в псевдоготическом стиле чуть более 200 лет. Город Уитчерч получил свое название от белого камня ранней церкви Святого Алькмунда. Первая церковь на этом месте была построена в X веке. Средневековая постройка простояла много лет, но после обрушения колокольни в 1713-м году все здание было перестроено.

Церкви, посвященные Святому Алькмунду, также находятся в Эйместри (Aymestrey; другой покровитель церкви – Иоанн Креститель) в Херефордшире и Блиборо (Blyborough) в Линкольншире. Очевидно, что все эти храмы на территории королевства Мерсия впервые появились в начале X века стараниями Этельфледы, «железной леди Мерсии» (870–918; старшая дочь святого короля Альфреда Великого), которая некоторое время правила Мерсией, любила и распространяла почитание святых.

Руины аббатства Лиллшалл, ШропширРуины аббатства Лиллшалл, Шропшир

Наконец, до сих пор существует деревня Лиллшалл – первоначальное место упокоения Алькмунда в Шропшире. Рядом с этим населенным пунктом паломники посещают хорошо сохранившиеся руины августинского монастыря, основанного в 1148-м году. Святые мощи Алькмунда покоились на этом месте с 800 года.

Святого Алькмунда обычно изображают королевичем или королем (возможно, он недолго правил Нортумбрией после возвращения из Шотландии) с короной или мечом.

Этельфледа Мерсийская в генеалогической хронике английских королей (XIII в., Британская библиотека)Этельфледа Мерсийская в генеалогической хронике английских королей (XIII в., Британская библиотека)

Страстотерпец Вистан, королевич Мерсийский

Память совершается 1/14 июня

О жизни и мученической кончине Вистана

Икона св. Вистана (любезно предоставил приход в Уистоу)Икона св. Вистана (любезно предоставил приход в Уистоу)Святой Вистан (Wistan, Wigstan, Winston), будущий страстотерпец, родился в IX веке в Мерсии, крупнейшем раннеанглийском королевстве. На пике своего развития Мерсия простиралась от реки Хамбер на севере до Темзы на юге, гранича с кельтскими регионами Уэльса на западе и Королевством восточных англов на востоке.

Святой родился в окрестностях города Вустер (Worcester). Его мать звали Эльфледой, она была дочерью короля Кеолвульфа I Мерсийского (правил в 821–823-м гг.). С детства благочестивый Вистан решил посвятить свою жизнь служению Богу в молитве и уединении. Известно, что он вел подвижническую жизнь, но не сохранилось свидетельств о том, принял ли он монашеский постриг. Король Мерсии Виглаф, дед святого, правил Мерсией с 827 по 839 год. Сын Виглафа и отец святого Вистана по имени Вигмунд умер незадолго до него, и после смерти Виглафа Вистан был провозглашен королем.

Статуя страстотерпца Вистана над дверью паперти церкви Рептона, ДербиширСтатуя страстотерпца Вистана над дверью паперти церкви Рептона, ДербиширПо одной версии, святой Вистан, тогда еще совсем юный, недолго правил Мерсией в 840-м году, а затем отрекся от престола, чтобы вести подвижническую жизнь; по другой, более популярной версии, он сразу отрекся от престола в пользу короля Беортвульфа (правил в 840–852 гг.). Вистан также временно назначил регентом свою мать Эльфледу. Советником его матери был выбран крестный отец Вистана по имени Беортрик (Брифард), сын Беортвульфа. Охваченный жаждой власти, Беортрик вскоре пожелал жениться на Эльфледе, несмотря на их духовное родство. Благочестивый Вистан напомнил ему, что такой брак невозможен, ибо будет противоречить церковным канонам. Возможно, по этой, а может быть, и по иной политической причине жестокий Беортрик хладнокровно обезглавил смиренного и богобоязненного Вистана, когда тот стоял на молитве.

Мученичество святого Вистана последовало 1 июня 850 года (в некоторых источниках указываются 840 и 849 годы). Место мученической кончины святого королевича издавна называлось «Уистанстоу», то есть «святое место Вистана». Большинство агиографов отождествляют это место с нынешней деревней Уистоу (Wistow) в графстве Лестершир в центральной Англии, хотя еще одним (и менее вероятным) кандидатом является местечко Уистанстоу (Wistanstow) в графстве Шропшир на западе страны.

Троицкая церковь в Уистанстоу, Шропшир (источник - Geograph.org.uk)Троицкая церковь в Уистанстоу, Шропшир (источник - Geograph.org.uk)

Посмертное почитание. Феномен роста волос из земли

В течение месяца после трагедии люди видели на том месте столб неземного света, и верующие сразу же начали почитать юного и невинного королевича Вистана как святого мученика и страстотерпца. Его святость была подтверждена бесчисленным множеством чудес, которые продолжали совершаться многие века. Его святые мощи вскоре были перенесены в Рептонский монастырь (Repton Abbey) на месте нынешнего графства Дербишир. В некотором смысле Рептон был колыбелью мерсийского христианства и местом захоронения королей Мерсии.

Церковь Св. Вистана в Уистоу, ЛестерширЦерковь Св. Вистана в Уистоу, Лестершир

Была создана специальная комиссия для исследования этого редкого явления, и подтвержден феномен чудесного «роста волос из земли»

На месте мученической смерти Вистана была построена церковь в честь страстотерпца. Есть много описаний чудес, совершенных святым Вистаном после его смерти, но самым примечательным, несомненно, является рост человеческих волос среди травы в деревне Уистоу в Лестершире 1 июня – именно там, где был убит святой (сейчас это кладбище приходской церкви). Чудесный феномен наблюдался ежегодно в течение многих лет, быть может, как напоминание о страшном преступлении, которое там было совершено. При архиепископе Кентерберийском Болдуине (1184–1190) была создана специальная комиссия для исследования этого редкого явления в Уистоу, и подтвержден феномен чудесного «роста волос из земли». Местные верующие говорят, что это явление наблюдается по сей день.

Около 1020 года король Англии Кнуд (датчанин по происхождению; правил в 1017–1035-м гг.) приказал перенести мощи Вистана в большой и значимый Ившемский монастырь (Evesham Abbey) в Вустершире, где они хранились до Реформации, посещаемые тысячами паломников.

Испытание мощей огнем

Колокольня Ившемского монастыря, Вустершир (фото - Ирина Лапа)Колокольня Ившемского монастыря, Вустершир (фото - Ирина Лапа)Вскоре после Нормандского завоевания Англии, в 1077-м году, норманнский игумен Ившемского монастыря Уолтер решил подвергнуть мощи местных святых «испытанию огнем» (норманны, поверхностно принявшие христианство, часто сомневались в святости дораскольных святых Британии). Когда очередь дошла до мощей святого Вистана, то огонь их даже не коснулся, зато сами мощи словно бы засияли. Исполненный страха и трепета, Уолтер хотел положить мощи и главу мученика в их раку, но тут глава святого выпала у него из рук. Ко всеобщему изумлению, она покрылась влагой, а по церкви распространилось благоухание. Все присутствовавшие при этом чуде возблагодарили Господа, а Уолтер был пристыжен за свой нечестивый поступок и впредь почитал местных святых. Монастырь в Ившеме был распущен и разрушен во время Реформации, а все хранившиеся в нем мощи святых были утеряны. В наше время в городке Ившем графства Вустершир паломники могут увидеть хорошо сохранившуюся монастырскую колокольню с аркой, ворота, часть одной стены, остатки здания капитула и сторожевого домика, а также посетить церкви в честь Святого Лаврентия и Всех святых, некогда построенные обителью для горожан.

Современное почитание

Но почитание в Англии славного страстотерпца Вистана продолжается. Его почитают в графствах Дербишир, Лестершир, Вустершир и Шропшир. Помимо Уистоу в Лестершире, в графствах Кембриджшир и Северный Йоркшир есть и другие деревни с таким же названием – в честь святого Вистана. Из знаменитых людей, носивших имя этого святого, назовем поэта англо-американского происхождения Уистена Хью Одена (1907–1973).

Крошечная деревушка Уистоу находится в нескольких километрах от города Лестер, в живописном районе центральной Англии, в долине реки Сенс. Деревенская церковь освящена в честь Святого Вистана – именно здесь в IX веке, согласно самой распространенной версии, молодой королевич был обезглавлен. Первая саксонская церковь на этом месте была перестроена норманнами, а нынешнее здание с колокольней – в основном XIII века. В георгианский период она была восстановлена. В церкви имеется икона святого Вистана. Рядом с храмом когда-то существовал целебный источник Святого Вистана.

Церковь Св. Вистана в Уигстон-Магна, Лестершир (источник - Leicestershirechurches.co.uk)Церковь Св. Вистана в Уигстон-Магна, Лестершир (источник - Leicestershirechurches.co.uk)

Память о святом Вистане сохраняется в городке Уигстон-Магна (Wigston Magna) близ Лестера уже более 1000 лет. По преданию, когда после смерти страстотерпца его мощи перевозили из Уистоу в Рептон, процессия остановилась на ночлег в месте, которое сейчас называется Уигстон-Магна. Внезапно там стали происходить чудеса исцеления, и была воздвигнута часовня в честь Святого Вистана. Мощи вскоре были перенесены в Рептон, но часовня, посвященная Святому Вистану в Уигстоне, стала привлекать множество паломников. В этой часовне стояла особенно чтимая статуя святого Вистана, украшенная драгоценными камнями, которая прославилась чудесами. В Средние века город Уигстон в народе называли «Уигстон Двух Шпилей» благодаря очень высоким шпилям его храма в честь Всех святых и часовни Святого Вистана. Во время Реформации статуя святого, вероятно, была уничтожена, а часовня закрыта и переоборудована под светские нужды; со временем она чуть было не пришла в полное запустение. В 1877-м году часовню снова освятили, и богослужения в ней возобновились, а в 1957-м году она, получив статус приходской церкви, вновь была освящена в честь Святого Вистана. К сожалению, в настоящее время храм Святого Вистана в Уигстон-Магна в аварийном состоянии, и не исключено, что его скоро закроют.

Небольшая деревушка Уистанстоу расположена в графстве Шропшир. Она названа в честь Святого Вистана, который здесь увековечен на витраже в приходской церкви Пресвятой Троицы XII–XIII веков. Его автором является известная художница-витражист Маргарет Эдит Роуп (1891–1988).

Рептон. Нетронутые саксонская церковь и крипта

Саксонская крипта в церкви Св. Вистана в Рептоне, Дербишир (фото - Christopher Hilton)Саксонская крипта в церкви Св. Вистана в Рептоне, Дербишир (фото - Christopher Hilton)

Приходская церковь в деревне Рептон в Дербишире недалеко от реки Трент освящена в честь Святого Вистана. Ее высокий шпиль имеет около 65 метров в высоту. Здесь с 850 по 1020 год почивали святые мощи Вистана, которые ежегодно посещали тысячи паломников. В начале VIII века под этой церковью была построена и расширена крипта, которая использовалась сначала как крестильня (здесь же находился святой источник), а вскоре – как усыпальница королей Мерсии. Так, здесь были захоронены упомянутые выше отец и дед святого Вистана, а также король Этельбальд Мерсийский (правил в 716–757 гг.) и, наконец, сам страстотерпец Вистан. Сюда постоянно приезжало столько паломников, что было построено два отдельных прохода, которые вели из верхнего храма в крипту. Эта саксонская крипта, которой более 1200 лет, до сих пор сохранилась практически нетронутой, благодаря чему рептонская церковь по праву считается одной из великолепнейших сохранившихся англосаксонских архитектурных жемчужин Англии.

Церковь была почти полностью перестроена в XIV веке, но саксонская каменная кладка до сих пор видна в стенах алтаря и в северном трансепте. Паломничества в это святое место продолжаются.

Хотя мощи страстотерпца Вистана были перенесены из Рептона в Ившем около 1020 года, частица мощей святого была возвращена сюда в XIII веке. Рептон считался одним из значимых центров монашества в центральной Англии на протяжении почти 1000 лет. Первый (и двойной) монастырь был здесь построен в 656-м году, когда Пэда, первый правитель южной мерсийской провинции, ставший христианином, был крещен святителем Финаном Линдисфарнским (Finan of Lindisfarne). Пэда, сын свирепого короля-язычника Пенды Мерсийского, с радостью принял веру Христову, но, к несчастью, был предательски убит на Пасху 656 года (по одной версии – своим приближенным, а по другой – своей собственной супругой). Рептон совсем недолго был духовной столицей Мерсии, но в 660-е годы епископская кафедра этого королевства была основана в Личфилде.

Рептон тесно связан со многими святыми. По преданию, первую церковь или обитель на этом месте заложил в VI веке святитель Давид (David), покровитель Уэльса, во время одной из своих миссионерских поездок. Вероятно, здесь также трудился святой миссионер ирландского происхождения Диума (Diuma), отправленный в 656-м году святителем Финаном из Нортумбрии проповедовать Евангелие в Мерсию. Позже, в 697–699 годы, величайший английский пустынник преподобный Гутлак (Guthlac) принял постриг и обучался в Рептоне, прежде чем перейти на островок Кроуленд в «Краю болот». В конце VII века преподобная мерсийская игуменья Вербурга (Werburgh) некоторое время управляла этой обителью, а ее преемницей была святая Эдбурга (Edburgh), упоминаемая в житии святого Гутлака. Однако самым любимым святым в Рептоне является Вистан, в честь которого освящена эта великолепная церковь. Над дверью паперти (крыльца) видна статуя святого Вистана, держащего меч. Внутри храма святые Вистан, Гутлак, Диума и Чад (Chad; апостол Мерсии) увековечены на витражах в южном трансепте. Внутри церкви имеется и много других памятников.

Православный монастырь в Рептоне перестал существовать в 873-м году, когда языческая Великая датская армия заняла эту территорию и расположилась здесь лагерем (недавно возле церкви в Рептоне были обнаружены массовые датские захоронения). Монахам Рептона удалось бежать с мощами святого Вистана в безопасное место, а когда датчане ушли, мощи были возвращены, и церковь восстановлена, но монахи не вернулись. Около 1150 года в Рептоне рядом с нынешней церковью появился августинский монастырь в честь Пресвятой Троицы, основанный Матильдой, графиней Честерской, а церковь Святого Вистана использовалась только как приходская церковь. Монастырь просуществовал до Реформации, и сейчас сохранились лишь некоторые его руины. Часть построек бывшей обители на протяжении многих лет используется всемирно известной Рептонской школой. Атмосфера святости ощущается на этом месте по сей день, особенно в церкви и ее крипте.

Страстотерпец Фремунд, королевич Мерсийский

Память: 11/24 мая

Мученичество Фремунда. Его древний источник

Хотя имя святого Фремунда (Fremund) присутствует в трех древнеанглийских календарях, его не упоминают никакие донорманнские источники. Мы находим первое упоминание об этом святом в труде монаха и агиографа Уильяма Рамси из Кроуленда в 1220-м году; ту же историю повторил летописец и агиограф Иоанн Тайнмутский около 1366 года. Существуют также «Жизнеописания святых Эдмунда и Фремунда», написанные поэтом и агиографом из Суффолка Джоном Лидгейтом (ок. 1370–1451) в стиле Джеффри Чосера. Из них мы можем заключить, что святой Фремунд жил в IX веке, был родственником короля Оффы Мерсийского († 796) и одновременно святого Эдмунда Мученика (Edmund), короля Восточной Англии († 869). Святой Фремунд избрал жизнь пустынника, подвизаясь вместе с двумя другими подвижниками, питаясь скудно, молясь и творя чудеса. Примерно в 870-м году, когда Фремунд стоял на молитве, он как потенциальный претендент на трон был убит своим родственником Осви. По другим версиям, святой Фремунд был вынужден сражаться с вторгшимися в страну датчанами, чтобы защитить свою землю, и пал в бою, или победил, но был убит во время празднования победы одним из своих.

Источник на месте смерти св. Фремунда в Саутаме, Уорикшир (фото - сайт 'Southam Town Council')Источник на месте смерти св. Фремунда в Саутаме, Уорикшир (фото - сайт 'Southam Town Council')

Когда Фремунд стоял на молитве, он как претендент на трон был убит своим родственником Осви

Обезглавленный завистником, святой Фремунд взял голову в свои руки, прошел немного, остановился на том месте, где тотчас забил источник, омыл себе раны и голову и скончался.

По преданию, он мог быть убит в местечке Харбери (Harbury), а источник появился на месте нынешнего городка Саутам (Southam), примерно в километре от Харбери (оба населенных пункта расположены на территории графства Уорикшир в центральной Англии). Этот очень древний источник существует по сей день! Он впервые упоминается в одной грамоте 998 года. На протяжении веков его вода исцеляла глазные болезни (особенно конъюнктивит); хотя он очень холодный, но за свою историю никогда не замерзал. Не так давно источник Святого Фремунда был восстановлен. Он расположен в красивом уголке на берегу реки Итчен, и его по-прежнему посещают паломники.

Святые места, связанные со святым Фремундом

После мученической кончины святого Фремунда похоронили в поместье короля Оффы в деревне Оффчерч (Offchurch; «Церковь Оффы») в Мерсии, в Уорикшире, в 6 км от Саутама, куда многие приезжали за исцелением и утешением. В память о нем в Оффчерче была построена церковь. Сегодня в Оффчерче действует средневековая церковь Святого Григория, но святого Фремунда здесь больше не почитают.

Неф приората Данстабл, Бедфордшир (фото - Geograph.org.uk)Неф приората Данстабл, Бедфордшир (фото - Geograph.org.uk)

С незапамятных времен Фремунда также почитали в деревушке Прескот (Prescote; «Сельский дом священника») в графстве Оксфордшир южнее Уорикшира, куда его мощи были перенесены из Оффчерча после одного видения. В 931-м году останки Фремунда были перенесены оттуда в деревню Кропреди (Cropredy) в Оксфордшире, где чудеса исцеления продолжались. Примерно в 1212-м году часть его мощей была перенесена оттуда в приорат (монастырь) Данстабл (Dunstable Priory) в Бедфордшире на востоке Англии (исторически восточная часть Мерсии), где к ним стекались паломники вплоть до Реформации. Почитание святого Фремунда продолжалось и в Кропреди, где также до Реформации оставалась часть его мощей.

Приорат Данстабл, БедфордширПриорат Данстабл, Бедфордшир

Деревня Кропреди в Оксфордшире известна тем, что в ее окрестностях 29 июня 1644 года во время Гражданской войны состоялась битва за мост Кропреди. Приходская церковь Святой Девы Марии, построенная в XIV веке в декорированном готическом стиле, имеет часовню южного бокового придела, посвященную Святому Фремунду. До наших дней сохранились средневековые списки подарков и завещаний часовне Святого Фремунда. Деревня ежегодно отмечает память страстотерпца в ближайшее к его дню памяти воскресенье, а раз в 2 года местные жители совершают процессии к храму и обыгрывают сцены из жития святого под музыку.

Хотя рака с мощами страстотерпца Фремунда была уничтожена в монастыре Данстабл во время Реформации, ежегодная ярмарка в его честь проводилась аж до XX века. В 1960-х годах в Данстабле была построена англиканская приходская церковь Святого Фремунда Мученика.

Церковь Св. Марии в Кропреди, ОксфордширЦерковь Св. Марии в Кропреди, Оксфордшир

Августинский монастырь-приорат Святого Петра в Данстабле был основан в XII веке королем Генрихом I (правил в 1100–1135-м гг.). За свою долгую историю у него были периоды как процветания, так и бедности. В нем находились часовни и приделы, освященные в честь Богородицы, Святых Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца, Апостола Иакова, Фремунда, Мартина, Животворящего Креста и Всех ангелов. В 1290-м году тело 49-летней королевы Элеоноры Кастильской, любимой жены короля Эдуарда I, родившей ему 16 детей, оставалось на ночь в монастыре по пути в Вестминстерское аббатство, и для увековечения этого события в городе был установлен красивый крест (украшенные кресты были воздвигнуты еще в 11 местах, включая знаменитый Чаринг-Кросс в Лондоне, где останавливалась траурная процессия с ее гробом). Многие паломники, направлявшиеся на юг в Сент-Олбанс, чтобы поклониться мощам мученика Альбана (Alban), по пути останавливались в монастыре Данстабл. В 1533-м году именно в этой обители архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер аннулировал брак короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской – событие, которое непосредственно привело к учреждению Англиканской церкви. В 1539-м году был подписан акт о закрытии монастыря, и он прекратил свое существование. Были планы учредить новую епархию Данстабла и превратить монастырскую церковь в кафедральный собор, но об этой идее вскоре забыли.

Современная церковь Св. Фремунда в Данстабле, Бедфордшир (фото - Wikimedia.commons)Современная церковь Св. Фремунда в Данстабле, Бедфордшир (фото - Wikimedia.commons)

Все, что представляло ценность в великолепной церкви, было разграблено и использовано в качестве строительных материалов. Только неф монастырской церкви уцелел и был превращен в приходскую церковь. Сейчас она используется как англиканский храм и официально называется «церковь-приорат Святого Петра». Нынешняя церковь внушительных размеров, и мы можем только догадываться, насколько огромным было первоначальное здание. Ее западный фасад – один из самых великолепных в восточной Англии. Входная дверь богато украшена. Среди достопримечательностей храма – отделявшая неф от алтаря перегородка XIV века, средневековый колокол «Мария», использовавшийся верующими во время пандемии Черной смерти, и многочисленные латунные мемориальные таблички. Придел Богородицы, в котором был расторгнут брак Генриха VIII, был снесен, и сегодня на лужайке рядом с церковью его место отмечено мемориальной доской. Частично сохранился средневековый монастырский сторожевой домик. Сегодня это тихое место, окруженное парковой зоной.

Святые страстотерпцы Алькмунд, Вистан и Фремунд, молите Бога о нас!

Дмитрий Лапа

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Лапа
«Христос – твой Помощник, Товарищ и Спутник»
Истории обращения в Православие раввина, буддиста и двух протестантов
23.11.2020
Преподобная Бригита, игуменья Кильдарская
Память совершается 1/14 февраля
14.02.2020
Стойте и держите предания, которым вы научены
Три проявления Промысла Божия в жизни православного американского священника
20.01.2020
Святитель Самсон, епископ Дольский
Память 28 июля / 10 августа
09.08.2019
Все статьи Дмитрий Лапа
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.12.2024 14:25
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.12.2024 13:32
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от viktormaximov
25.12.2024 13:23
Защитили русские традиционные ценности!
Новый комментарий от Сергей из НН
25.12.2024 10:40
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от Калужанин
25.12.2024 10:00
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от РОНОЛ
25.12.2024 09:54
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.12.2024 08:50