Источник: МГО КПРФ
Страна замерла в тревожном ожидании. Как же разрешится в конце концов тяжелейшая ситуация, в которую оказались ввергнуты МХАТ имени М. Горького и спасительница этого всемирно знаменитого русского театра, его руководитель более тридцати лет народная артистка СССР Татьяна Доронина?
«ПРАВДА» много писала о разразившейся ровно год назад драме. Именно 4 декабря 2018-го грянуло совершенно неожиданное для всех сообщение: Татьяна Васильевна Доронина освобождена от должности художественного руководителя МХАТ, а на её место назначен некто Эдуард Бояков.
До сих пор с полной достоверностью нам неизвестно, кто конкретно во властных структурах стал инициатором столь поразительного кадрового кульбита. Ведь театр, руководимый Дорониной, был на подъёме. Одна за другой выходили премьеры, и новые спектакли, как правило, шли с аншлагом.
Правда, многие обратили внимание на такой факт. В сентябре прошлого года у Татьяны Васильевны был личный юбилей, а в октябре состоялись торжества, посвящённые 120-летию Художественного театра. Однако никакой государственной награды Т.В. Дорониной в связи с этими датами не последовало! Дурным предзнаменованием гораздо худшего стало это?..
Как бы то ни было, а волна массового и резкого возмущения, поднявшаяся среди поклонников МХАТ после акции прошлогоднего 4 декабря, не упустила и вопрос о награде. Явную несправедливость позднее «наверху» всё же решили подправить. Хоть и более чем полгода спустя после доронинского юбилея (!), но появился-таки указ о награждении великой актрисы, режиссёра, театрального деятеля орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. А ещё через полгода с лишним, 21 ноября с.г., президент Владимир Путин вручил Татьяне Дорониной заслуженную награду.
И ВОТ ТУТ, скажем так, наступил особый момент. Все, кто смотрел по телевидению сюжет об этой церемонии вручения наград в Кремле, увидели: Татьяна Васильевна, получив орден, несколько минут о чём-то доверительно говорит с президентом. О чём же?
Оказалось, просила главу государства выслушать её про совершенно ненормальное положение, созданное в родном театре. И такая беседа тем же вечером состоялась, продолжившись около сорока минут.
Мы пока не знаем всех подробностей разговора. Двум сопровождавшим её актёрам — заслуженным артистам России Александру Титоренко и Андрею Чубченко — Татьяна Васильевна сообщила лишь о том, что вступилась за членов мхатовского коллектива, которые стали жертвами критики нового руководства. Они лишены ролей и фактически средств к существованию, поскольку им значительно сокращены зарплаты. Их гонят из театра.
Да, вопиющая несправедливость по отношению к талантливым артистам, на которых во многом держался мхатовский репертуар (а теперь они названы вдруг «неликвидными»), вызывает возмущение и требует безотлагательных мер. Однако этим далеко не исчерпываются разрушительные действия Э. Боякова.
За прошедший год стало абсолютно очевидным и неопровержимым, что новоназначенный руководитель МХАТ считает главной своей задачей именно разрушение этого театра как одного из оплотов русской национальной культуры. Велеречиво и невыносимо фальшиво болтая о патриотизме, о верности великим традициям МХАТ, о любви к Дорониной и её творчеству, на деле театр Дорониной — русский классический, психологический театр! — он уничтожает.
Давным-давно сказано: «По делам их узнаете их». Дела Боякова за год на виду. Похабный «Последний герой» и жалкая «Парикмахерша», перенесённая из подвального бояковского театрика под названием «Практика», — вот визитные карточки этого «традиционалиста-новатора», каковым тужится он себя представить.
В течение года на сцене МХАТ появился всего один новый спектакль из русской и советской классики — «Последний срок» В. Распутина. Единственный! Зато исчезла целая обойма созданного при Дорониной, в том числе спектакли по Островскому, Чехову, Горькому, Булгакову, Симонову, Арбузову… Как говорится, комментарии излишни.
Разве трудно понять неимоверную боль души, от которой весь этот год страдает Татьяна Доронина?. Это же не просто уязвлённое самолюбие — это столкновение коренных принципов. Противоположных! Бояков если что-то и строит, так вовсе не МХАТ, а совсем иное заведение, каких, кстати говоря, в Отечестве нашем за последнее время развелось полным-полно. Только вот к истинной культуре имеют они весьма косвенное отношение.
В МИНУВШИЙ четверг, 28 ноября, то есть через неделю после беседы Т.В. Дорониной с президентом В.В. Путиным, по телеканалу «Россия 1» в малаховском «Прямом эфире» прошла передача под интригующим названием: «Куда пропала народная артистка СССР Татьяна Доронина?». И, конечно, нельзя было не порадоваться, что прервано столь долгое замалчивание этого имени на всех телеканалах — при широчайшей рекламе Боякова.
Но, радуясь, вместе с тем невольно и очень серьёзно задумываешься. Бесспорно хорошо, что авторитетные люди искусства сказали своё веское слово о Дорониной как о величайшей актрисе. Однако недостаточно и слишком туманно прозвучала другая тема, на сегодня более важная.
Боюсь, многие телезрители так и не поняли, в чём же принципиальная противоположность позиций Дорониной и Боякова. Вряд ли всем стало понятно и то, почему Татьяна Васильевна недовольна должностью президента театра, которой её «увенчали». Могло у кого-то даже сложиться впечатление, что она просто капризничает, хочет неизвестно чего. Вот же дали слово в заключение передачи Боякову, и он заявил: мы сохранили ей «социальный пакет», зарплату, помощника и шофёра. Показал дверь кабинета с вывеской «Президент». В общем, «ждём вас, дорогая Татьяна Васильевна, приходите и помогайте нам в наших устремлениях!»
Но ведь когда год назад во МХАТ отрядили «трёх богатырей» — продюсера Боякова, писателя Прилепина и актёра, режиссёра Пускепалиса, поначалу речь шла о том, что они будут помогать Дорониной, а не она им. Увы, очень скоро всё обернулось обманом.
Подчеркнём самое главное. Почётная вроде бы должность президента на деле оказалась всего лишь декоративной. Её права и обязанности должен был определить новый устав театра, но, когда его утвердили в министерстве культуры, стало ясно: президентство не подкрепляется никакими реальными полномочиями, никакими рычагами воздействия на политику театра.
То есть Доронину поставили в ложное положение. Повлиять ни на что в театре она уже не могла, а между тем именем своим и громким названием новой должности как бы призвана была освящать все творившиеся здесь безобразия.
— Почему же вы не сказали об этом чётко и в полный голос? — спросил я нескольких участников телепередачи.
— Говорили! — услышал в ответ. — Но всё это вырезали.
Так-то вот. Рубрика передачи — «Прямой эфир», а ножницы клацают вовсю…
ТЕПЕРЬ слово (и дело!) за президентом страны, который пообещал «разобраться». Заметим, что до этого по его адресу было направлено несколько коллективных писем в защиту МХАТ и Дорониной. Но, как выяснилось, ни одно до него не дошло.
Улыбнёмся на сей счёт вместе с газетой «Культура»: «Возможно, подвела «Почта России»…
Хочется разделить и надежду автора этой газеты вместе с миллионами болеющих за МХАТ, что «ситуация, ставшая, видимо, тупиковой, разрешится в ближайшее время». Только как? «Стороны найдут пути к компромиссу»? Скажем прямо: вряд ли он возможен. По причине, о которой говорилось выше. Основа противостояния сторон не какая-либо случайная или второстепенная, а сугубо принципиальная. Бояков как был духовно чужеродным для МХАТ, так и остался. Прошедший год подтвердил это с лихвой, усугубив всё постоянной ложью, очковтирательством, фальсификациями наглого назначенца.
И если, принимая сегодня решение, ставить главной целью сохранение великого русского национального театра и великой его служительницы, думается, нельзя не учесть высказывание с телеэкрана народной артистки СССР Инны Чуриковой, выразившей убеждённость многих и многих:
— Татьяна Васильевна была художественным руководителем МХАТ, и в этом был смысл её жизни. Верните ей работу. Надо вернуть её в театр, и она должна быть художественным руководителем!
Виктор КОЖЕМЯКО