«Я принес им чуму»

Влияние фрейдизма на трансформацию традиционных ценностей в мире

Бывший СССР 
0
553
Время на чтение 13 минут

Источник: Православие.Ru

З. Фрейд не ограничился кабинетными исследованиями. Не удовлетворила его и деятельность на территории своей страны. Ему хотелось нести «свет» по всему миру. В 1909-м году он впервые посещает Америку со своими лекциями. Тогда в американском аэропорту он сказал: «Они еще не знают, что я принес им чуму». Так оно и вышло. «Чума фрейдизма» постепенно распространилась далеко за пределы венской лаборатории.

«Чума фрейдизма» постепенно распространилась далеко за пределы венской лаборатории

В самом начале Запад не принял фрейдизма, даже формально сопротивлялся ему. Но семена «чумы» дали свои всходы уже через 50 лет; речь идет о так называемой «сексуальной революции» – социально-культурном явлении в западном мире, связанном с переоценкой традиционных (семейных) ценностей.

Чтобы понять ее истоки, необходимо еще раз обратиться к психоаналитической теории З. Фрейда, а именно – к его методу лечения больных с душевными расстройствами. Больной, согласно теории, сам обладает инструментарием собственного исцеления: для этого он может сам стать психоаналитиком.

Взамен «общественного блага» отдельные представители человеческого сообщества получают неврозы, так как их желания, сдерживаемые уздой общественной морали, остаются неудовлетворенными.

И здесь возникает вопрос: как же будет выглядеть общество, если часть его членов решит пренебречь социально-этическими нормами ради своего «психического здоровья»? Общественный раскол в таком случае неизбежен.

В начале 1960-х годов на Западе происходит «сексуальная революция». Конечно, сам Фрейд не был ее идеологом в полном смысле этого слова, но его характерное превозношение всего чувственного, сексуального в психологической жизни человека сыграло свою роль. Западное общество вдохновилось идеями раскрепощения.

У того, что идеи Фрейда косвенно или напрямую оказали влияние на «сексуальную революцию», есть и сторонники, и противники. Так, например, исследователь биографии З. Фрейда П.Е. Люкимсон пишет, что

«идущие процессы либерализации общества распечатывали многие уста и снимали ‟табу” с многих запретных тем. Фрейдофобы нередко утверждают, что обострение этой проблемы как раз в немалой степени связано с той ‟сексуальной революцией”, родоначальником которой, по сути, и является Фрейд, но сторонники психоанализа парируют этот довод остроумным замечанием, что в таком случае Галилея надо обвинять в том, что Земля вертится»[1].

С. Цвейг в своем труде, посвященном фрейдистской доктрине, вовсе назвал Фрейда «освободителем человечества».

В то же время, если сделать экскурс в историю формирования психоаналитической теории, можно открыть много интересных фактов, которые подтверждают связь «сексуальной революции» и фрейдизма. Идеи необходимости перемен традиционных культурных устоев и сексуального поведения в обществе пронизывают весь фрейдистский психоанализ. В частности, в ходе одной из дискуссий в феврале 1908 года Фрейд излагает мысль о том, что большинство женщин, страдающих от сексуальной анестезии, состоит из «слишком хорошо образованных молодых девушек»[2]. Образование, предполагающее в то время и целомудрие, а по Фрейду, – сексуальное подавление, может стать причиной негативных последствий для психики.

Эти идеи были представлены широкой публике в большом количестве статей, написанных между 1908-м и 1913-м гг. Эти публикации посвящены главным образом описанию общественных сил, несущих в себе культурно-цивилизационное начало и вместе с тем подавляющих сексуальность, что, в свою очередь, разрушительно влияет на психическое здоровье. Наиболее важными работами по этому вопросу являются:

  • «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность (1908 г.)
  • Об особом типе «выбора объекта» у мужчин (1910 г.)
  • Об унижении любовной жизни (1912 г.)

В работах 1912 года он писал, что социальные нравы и правила требуют от людей сдерживать свои желания, превращая жизнь в фантазии. В этом смысле культурное подавление приводит, по мнению Фрейда, к снижению ценности обоих полов. З. Фрейд действительно считал, что «сексуальные репрессии» ведут к серьезным отклонениям как на личностном, так и на социальном уровне[3].

Следует заметить, что из среды фрейдистской психоаналитической школы вышло немало выдающихся гуманистических и экзистенциальных психотерапевтов: Э. Фромм, А. Маслоу, В. Франкл и другие. Но был среди них и В. Райх. Именно его интерпретация фрейдизма во многом заложила идеологическую основу сексуальной революции. Фрейд впервые обнажает жгучую проблему Запада – подавление сексуальных потребностей из-за невозможности выполнения материальных требований культуры.

Райх призывает преодолеть ее возвратом к сексуальной практике примитивных обществ. Более подробно о концепции знаменитого ученика З. Фрейда будет сказано в следующем параграфе. Автору данного исследования близка следующая точка зрения: на «сексуальную революцию» повлиял не столько фрейдизм в его чистом виде, сколько его интерпретация.

На «сексуальную революцию» повлиял не столько фрейдизм в его чистом виде, сколько его интерпретация

Американский профессор, специалист по христианской этике и антропологии Р. МакЛарен пишет так о последствиях «сексуальной революции» (данные в основном приведены исходя из анализа ситуации в США):

«Последствия зашли так далеко, что они несравнимы ни с чем, наблюдаемым прежде во многих поколениях. Мы можем задуматься, например, над тем, что до 1915 года 75% впервые вступающих брак невест были девственницами; в 1982-м году эта величина снизилась до 43%. Более того, 57% незамужних женщин стали жить внебрачной половой жизнью. Из них почти треть беременеют, и только 35% из них выходят замуж прежде, чем будет рожден младенец.

Начиная с 1969 года, число внебрачных родов среди американских подростков увеличилось на 139%. Это вдвое больше, чем в Англии, и в 7 раз выше, чем в Нидерландах. Между 1938-м годом и серединой 1960-х гг. сфера распространения добрачных отношений была довольно устойчивой для молодых людей, учащихся в колледже: около 55% для мужского состава и около 25% для женского. 9 из 14 исследований, проведенных после 1955 года, показали сферу распространения сексуальной жизни: для представительниц женского пола до 40%, у мужчин до 60%.

Опрос 1989 года в университете Джорджии повысил последнюю величину до 77%. Исследование в Ivy League (группа престижных учебных заведений восточных штатов США) показало, что большинство студентов рассматривает девственность скорее как девиацию (отклонение от нормы), чем как норму, и публикация 1992 обнаруживает, что приблизительно 95% молодых людей и 80% женщин участвуют в сексуальном общении до брака»[4].

Теперь немного статистики последствий «сексуальной революции» в современных Соединенных Штатах Америки:

  1. Ежегодно фиксируются 19 миллионов случаев заболевания венерическими заболеваниями. Возрастная категория заболевших – 15–25 лет.
  2. В результате поздней диагностики венерических заболеваний или неправильного их лечения 24 тысячи американских женщин становятся бесплодными.
  3. 47 % учащихся средних школ имеют опыт сексуальной жизни.
  4. США занимают первое место по подростковой беременности в мире.
  5. Только 42,2% американских граждан в возрасте от 24 до 35 лет официально регистрируют свои отношения.
  6. США на первом месте в мире по количеству разводов.
  7. 30% внутреннего Интернет-трафика расходуется на просмотр материалов эротического содержания.
  8. Каждый четвертый американец проживает в неполной семье.
  9. 41% беременных женщин в Нью-Йорке делают аборт[5].

Эти статистические данные наглядно показывают весь масштаб трагедии общества, вставшего на пути «раскрепощения» и сбросившего с себя «культурное бремя».

Не обошла чума фрейдизма и Россию. В постреволюционной Советской России институт семьи также претерпел трансформацию. Массы людей столкнулись с новой социальной маргинальной идеологией, отрицавшей традиционные взгляды на семью и общество. Идеи женского равноправия и половой вседозволенности распространялись довольно быстро. И. Арманд и А. Коллонтай – «музы» революционного движения – провозгласили брак товарищеским союзом двух независимых людей. Коллонтай писала, что «современная семья утратила свои экономические функции, а это означает, что женщина вольна себе сама избирать партнеров в любви»[6].

В 1919-м году вышел ее труд «Новая мораль и рабочий класс», основанный на сочинениях немецкой феминистки Г. Майзель-Гесс. Коллонтай утверждала, что женщина должна эмансипироваться не только экономически, но и психологически. Идеал «великой любви» труднодостижим, в особенности для мужчин, поскольку он входит в противоречие с их жизненными амбициями. Чтобы стать достойной идеала, личности следует пройти период ученичества, в виде «любовных игр» или «эротической дружбы», и освоить сексуальные отношения, свободные и от эмоциональной привязанности, и от идеи превосходства одной личности над другой.

Коллонтай полагала, что только свободные и, как правило, многочисленные связи могут дать женщине возможность сохранить свою индивидуальность в обществе, где господствуют мужчины (обществе патриархата). Приемлема любая форма сексуальных отношений, но предпочтительнее «последовательная моногамия» – каждый раз основанная на любви или страсти смена брачных партнеров, серийные отношения мужчин и женщин.

Говоря о последствиях «сексуальной революции» в отдельно взятом городе, а именно в «городе трех революций» Санкт-Петербурге (тогда Петрограде), российско-американский социолог П.А. Сорокин в статье «О влиянии войны», опубликованной в журнале «Экономист» (№ 1 за 1922 год), представил следующие данные по состоянию петроградской семьи после революции 1917 года:

«На 10 000 браков в Петрограде теперь приходится 92,2% разводов – цифра фантастическая, причем из 100 расторгнутых браков 51,1% были продолжительностью менее одного года, 11% – менее одного месяца, 22% – менее двух месяцев, 41% – менее 3–6 месяцев и лишь 26% – свыше 6 месяцев»[7].

Известно, что фрейдизм в России приобрел популярность изначально в писательской среде (Е. Замятин, А. Луначарский и др.). Позже новая теория вызвала симпатию у врачей, психологов, педагогов (Н. Трауготт, А. Лурия, А. Залкинд). В 1922-м в Советской России создается «Русское психоаналитическое общество». Деятельность этой организации поддерживают Троцкий, Радек, Шмидт и другие видные политические деятели. Лев Троцкий познакомился с Фрейдом еще в 1908-м году за границей и неоднократно посещал его лекции. Фрейдизм вызывал неподдельный интерес у многих революционеров. И неслучайно – ведь он отвергал старую традиционную буржуазную мораль и «освобождал» человека для нового мира.

Фрейдизм в России приобрел популярность изначально в писательской среде

От такой «свободы» к концу 1920-х годов в СССР пришлось отказаться. Социальный эксперимент привел к массовой беспризорности, распространению венерических болезней, расцвету гомосексуализма и резкому увеличению преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера.

В 1929-м году в Советском Союзе находился ассистент Фрейда В. Райх. Позже он станет автором книги «Сексуальная революция». Ученик «отца психоанализа» попытался «просветить» советских граждан теорией, взращенной на почве фрейдизма.

В кратком изложении теория такова: после того как произошла социальная революция, в России должна произойти революция сексуальная. Старая «буржуазная» семья распалась. Однако ее новая формация – молодежная коммуна (трудовой коллектив, одной из функций которого является удовлетворение определенных физиологических потребностей ее членов) – оказалась слабой. В обществе все еще сильны оковы традиционного морально-этического бремени. Главные запреты касаются сексуальной морали. Для достижения счастья человечеству необходимо:

  • Воспитывать положительное отношение к сексуальности с детства.
  • Признать права детей, подростков на любовную, сексуальную жизнь и выделить для этого специальные помещения.

Все омерзительно и просто. К счастью, к реализации данной теории в нашей стране не приступили. О тех же, кто пытался разрушить русскую семейную традицию, пророчески писал еще Н. М. Карамзин:

Как трудно общество создать!
Оно устроилось веками,
Гораздо легче разрушать
Безумцу с дерзкими руками.
Не вымышляйте новых бед;
В сем мире совершенства нет.

Христианство было и остается важнейшей частью европейского менталитета, европейской мысли

В Европе также произошел своеобразный эксперимент с внедрением новых моральных ценностей. Следует заметить, что христианство было и остается важнейшей частью европейского менталитета, европейской мысли. По словам Ф. Броделя,

«…в течение всего исторического пути Запада христианство оставалось в центре цивилизации, было его движущей силой. Нынешней европеец, в массе своей атеист, все еще остается приверженцем христианской этики, фундамент его поведения заложен в христианской традиции»[8].

То, что для Броделя было очевидным в 1960-х годах, стало неприемлемым для современных европейцев в большинстве своем. Современный европеец мыслит себя антагонистом христианских ценностей. Политическая власть Европы уверенно держит курс на пропаганду того, что, по словам апостола Павла, «не должно даже именоваться у вас» (1 Кор. 6, 9).

19 января 2011 года Литва получила жесткую резолюцию от Парламента Европы за попытку осудить публичную пропаганду гомосексуализма[9]. Аргумент правительства Литвы содержал в себе беспокойство за моральный облик детей и подрастающего поколения. К нему, к сожалению, не прислушались. Дети, по мнению европейских парламентариев, должны иметь свободный доступ к информации сексуального характера.

Доктор социологических наук, профессор, член научного совета социальных исследований Литвы так описывает картину трансформации семейных ценностей в Европе:

«В развитых странах Запада с середины 1960-х гг., а в других странах Европы – с конца 1980-х – начала 1990-х гг. все яснее стали проявляться такие признаки трансформации семьи, как уменьшение численности браков, их ‟старение”, увеличение числа нерегистрируемых браков, падение рождаемости и ее ‟старение” (рождение первенцев откладывается на более поздний̆ возрастной период), преобладание малодетных семей̆, увеличение числа внебрачных детей̆ и распространение добровольной̆ бездетности»[10].

XX век стал веком антропоцентричным. Вместе с новыми взглядами на самих себя в людское сообщество пришла и духовная трагедия, последствия которой ощущаются до сих пор. Апостол Павел в свое время предупреждал:

«Смотрите, братия, чтобы никто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира» (Кол. 2, 8).

Но нашлись те, кто увлек и кто поддался соблазну.

Советский философ М. Мамардашвили так писал о главной, по его мнению (да и не только его), проблеме XX века:

«Из всего множества катастроф, которым славен XX век, одной главной и часто скрываемой от глаз рассудка является антропологическая катастрофа. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией – в том смысле, что нечто жизненно важное может в нем необратимо сломаться, в прямой зависимости от разрушения или просто отсутствия цивилизационных основ жизни и общения»[11].

На примере статистических данных видно, насколько интерпретация фрейдизма уничтожила традиционные ценности в сознании миллионов людей и привела к катастрофическим последствиям в различных обществах. Заботящиеся о своем «психическом здоровье» не только разрушили себя как личности, но и внесли свою лепту в создание социально-культурного хаоса в мире.

[1] Люкимсон П.Е. Фрейд: история болезни. М., 2014. С. 147.

[2] Сексуальные революции: Отто Гросс, психоанализ и культура. Под ред. Г. Хюера. Пер. с англ. М., 2018. С. 119.

[3] Там же. С. 129.

[4] Цит. по: Дронов М., прот. Православная аскетика и психоанализ (электронное издание).

[5] Последствия сексуальной революции для американских женщин // https://inosmi.ru/world/20140401/219192125.html (дата обращения – 13. 03. 2018 года).

[6] Цит. по: Гавров С.Н. Историческое измерение институтов брака и семьи. М., 2009. С. 108.

[7] Гавров С.Н. Историческое измерение институтов брака и семьи. М., 2009. С. 109.

[8] Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2008. С. 328.

[9] http://www.za-zhizn.ru/node/240 (дата обращения: 21.03.18).

[10] Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы (электронное издание).

[11] Мамардашвили М. Сознание и цивилизация. М., 2004. С. 9.

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Ершов
Все статьи Владислав Ершов
Бывший СССР
День памяти преподобного Антония Киево-Печерского
Сегодня мы вспоминаем генерала М.А.Шкапского, писателя М.М.Достоевского, певца и дирижера Д.А.Агренева-Славянского, князя В.П.Мещерского, художника В.М.Васнецова, Героя Советского Союза В.Е.Шалимова, ученых А.Н.Заварицкого и Г.И.Галазия
23.07.2024
День памяти участника Приамурского Земского собора епископа Михаила (Богданова)
Сегодня мы также вспоминаем князя Андрея Дмитриевича Можайского, моряка П.Я.Гамалею, писателя А.Погорельского, вице-адмирала Л.А.Брусилова, Героев Советского Союза М.И.Яковлева и В.В.Порика, писателей М.М.Зощенко и В.Д.Дудинцева, поэта С.С.Наровчатова
22.07.2024
День явления Казанской иконы Божией Матери
Также сегодня мы вспоминаем поэта А.И.Тургенева, генерала В.П.Мусина-Пушкина, поэта Г.Р.Державина, врача М.Я.Мудрова, писателя Я.К.Амфитеатрова, антрополога М.М.Герасимова, геолога П.И.Мельникова
21.07.2024
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.07.2024 11:10
Порядок восстановления монархии по закону
Новый комментарий от РомКа
23.07.2024 11:02
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от катин
23.07.2024 10:28
В Москве открылось сатанинское кафе
Новый комментарий от С. Югов
23.07.2024 09:58
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Наблюдатель
23.07.2024 08:35
С «Душой нараспашку» по американским санкциям
Новый комментарий от учитель
23.07.2024 07:41