Показать то, чего уже нет

0
677
Время на чтение 7 минут

Утраченные храмы Саратова… Конечно, они были утрачены не сами по себе — их целенаправленно стирали с лица земли те, кому были нестерпимы запах ладана и колокольный звон. Восстановить все эти церкви в прежнем виде — нереально. Но можно узнать о том, где они стояли, как выглядели, что теперь на их месте, и сохранить это в памяти для будущих поколений. Есть в Саратове неравнодушные люди, которые не только собирают информацию о разрушенных храмах, но и рассказывают о них жителям города. Время от времени мы можем видеть на улицах волонтеров, которые стоят возле стендов с фотографиями старого Саратова, раздают листовки, отвечают на вопросы прохожих. О добровольческом проекте «Утраченные храмы Саратова» мы беседуем с руководителем епархиального молодежного отдела, настоятелем храма Страстей Господних г. Саратова священником Кириллом Петровичем.

— Отец Кирилл, зачем был создан этот проект, какие цели Вы ставили перед собой?

— Мы хотим донести до людей информацию, знакомую любому краеведу, но не известную большей части жителей. Мало кто знает о том, какие прекрасные церкви были в дореволюционном Саратове и сколько их было уничтожено. Зато у нас по сей день популяризируется имя Николая Гавриловича Чернышевского, многие помнят со школьной скамьи, что Саратов — один из первых городов в стране, который «принял революцию», горожане наслышаны о связи с Саратовской землей восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачева, гордятся Василием Ивановичем Чапаевым. Такой перекос в восприятии нашей истории — наследие советского прошлого. Саратов пытались сделать образцовым советским городом. Это была систематическая работа, и закрытие храмов было важной его составляющей.

 

— И ведь был период в истории нашего города, когда действующих храмов не было вообще…

— Да, с конца 30-х годов, точнее сказать сложно. Но уже в 1942 году вновь открылся Троицкий собор, а в 1948-м — Духосошественский храм. Эти два храма и были действующими к началу 90-х годов. Тогда открылся храм в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали», была передана епархии Покровская церковь и начали восстанавливать Серафимовский храм — он был возвращен Церкви в ужасном состоянии, сохранность его первоначального облика была не более десяти процентов.

Советская власть понимала: даже руины храмов напоминают людям о Боге. Поэтому если здание и оставляли, ставилось условие: перестроить его так, чтобы оно перестало быть похожим на храм. Если организация, которая туда переезжала, это требование не выполняла, то у нее помещение забирали и отдавали кому-нибудь более сговорчивому. Обязательным требованием был снос колокольни, поэтому в Саратове колоколен практически не сохранилось.

 

— Вы сотрудничаете с кем-то, кто также занимается исследованием старого Саратова?

— Мы ведем совместную работу с музеем краеведения. Главное ее направление — это выставки. В прошлом году мы разместили на территории музея выставку, подготовленную совместно с художником Вадимом Руфановым. Он сделал графические рисунки утраченных саратовских храмов и обработал их так, чтобы они были похожи на старинные фотоснимки. Выставка экспонировалась довольно долго и имела большой успех. По итогам этой работы Вадим Николаевич подготовил три набора открыток, которые посвящены храмам. Вместе с Вадимом Николаевичем мы проверяли точность изображения, сличали разные фотографии. Эта работа заняла два года.

 

— Волонтеры молодежного отдела раздают листовки об утраченных храмах на улицах города. Эта деятельность требует немалых затрат человеческих сил. Не проще ли необходимую информацию разместить в Интернете?

— Проще, но вопрос в том, кто ее там прочтет. Сведения об истории Саратова, и в том числе о его храмах, в Интернете есть, они вполне доступны, но я бы не сказал, что востребованы. Современный человек пресыщен информацией, и у него постепенно атрофируется способность ее воспринимать. Поэтому для нас с самого начала вопрос стоял о том, чтобы не просто рассказать, а увлечь слушателей этим рассказом. Это оказалось непросто, потому что людям, чтобы заинтересоваться, нужно посмотреть, потрогать, и наша задача — показать им то, чего уже нет.

Мы советовались с краеведами, которые водят экскурсии, со специалистами, которые занимаются культурно-просветительской работой. В итоге стало понятно, что в нашем случае имеют большое значение время и место получения информации людьми. Выяснилось, что необходимо нечто зримое. Поэтому волонтеры раздают листовки непосредственно там, где располагался тот или иной храм. Мы проводим акции в день престольного праздника того храма, о котором хотим рассказать горожанам. Для наглядности устанавливаем стенды максимально близко к месту, где он некогда находился. Все это помогает создать доступный для сознания людей образ разрушенного храмового комплекса.

 

— Как вы готовите волонтеров к акции?

— Прежде всего, мы готовим раздаточный материал. Много раз проверяем и систематизируем информацию, сокращаем ее до размера листовки. Практика показала, что для того, чтобы ответить на вопросы прохожих, хорошего знания текста листовки вполне достаточно. Но чаще всего прохожие не спрашивают, а что-то хотят рассказать сами. Пообщаться, высказать свое мнение. Иногда вспоминают: «Ой, а мне бабушка рассказывала про этот храм, что он тут был». Многие из тех, кто проходит мимо наших стендов,— жители этого района, и нередко они что-то хотя бы краем уха слышали о разрушенной церкви, чувствуют некоторую сопричастность ее судьбе.

 

— А негативная реакция бывает?

— Бывает. Порой интересуются, кто нам за это платит. Одну девушку-волонтера проходящая мимо бабушка клюшкой хотела побить. Но в основном прохожие относятся к нам доброжелательно или, по крайней мере, нейтрально. Как правило, положительно реагируют люди старше тридцати, благодарят. Более молодые обычно молча берут листовки и идут дальше, не останавливаясь. Ведут себя агрессивно, как правило, люди старшего поколения.

 

— Сколько всего вы провели акций?

— Мы проводили порядка 10–20 акций в год, начиная с 2015 года. На них у нас уходило до 30 тысяч листовок. Но эта форма работы начала утрачивать свою актуальность — мы же из года в год стояли в определенные дни в одних и тех же точках. Сейчас мы работаем над другими формами популяризации информации об утраченных храмах. В том же 2015 году мы начали готовить группу волонтеров, которые могли бы водить экскурсии и рассказывать о храмах — как разрушенных, так и действующих. Проект по подготовке экскурсоводов был организован молодежным отделом Саратовской епархии совместно со Столыпинским культурным центром. Быть экскурсоводом — гораздо более сложное послушание. Человек, который занимается им, должен иметь представление о богослужении и вообще о Церкви как таковой. На первое занятие, помню, пришло более сорока человек — а в итоге курсы окончили всего двенадцать.

С 2015 года мы также проводили для всех желающих лекции по православному краеведению. Люди приходили разные: и церковные, и нецерковные, те, кто живет рядом и просто интересуется, и те, кому это необходимо с профессиональной точки зрения: преподаватели «Основ православной культуры» и краеведения.

 

— Вы считаете этот проект миссионерским или он именно краеведческий?

— Он прежде всего культурный, образованный человек должен иметь представление об истории города, в котором он живет. Хотя для кого-то он мог стать и миссионерским, волонтерам вопросы о вере и Церкви задавали нечасто, но регулярно. Изображение храма, которое прохожие видели на стендах, побуждало их вспомнить и о Боге, и о своей духовной жизни, это вполне естественно. У нас были случаи, когда кто-то останавливался и спрашивал: «Я давно хочу креститься. Как это можно сделать?». Так что для кого-то это шанс сделать первый шаг к вере.

Газета «Православная вера» № 21 (641)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Священник Кирилл Петрович
Все статьи Священник Кирилл Петрович
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52