Показать то, чего уже нет

0
678
Время на чтение 7 минут

Утраченные храмы Саратова… Конечно, они были утрачены не сами по себе — их целенаправленно стирали с лица земли те, кому были нестерпимы запах ладана и колокольный звон. Восстановить все эти церкви в прежнем виде — нереально. Но можно узнать о том, где они стояли, как выглядели, что теперь на их месте, и сохранить это в памяти для будущих поколений. Есть в Саратове неравнодушные люди, которые не только собирают информацию о разрушенных храмах, но и рассказывают о них жителям города. Время от времени мы можем видеть на улицах волонтеров, которые стоят возле стендов с фотографиями старого Саратова, раздают листовки, отвечают на вопросы прохожих. О добровольческом проекте «Утраченные храмы Саратова» мы беседуем с руководителем епархиального молодежного отдела, настоятелем храма Страстей Господних г. Саратова священником Кириллом Петровичем.

— Отец Кирилл, зачем был создан этот проект, какие цели Вы ставили перед собой?

— Мы хотим донести до людей информацию, знакомую любому краеведу, но не известную большей части жителей. Мало кто знает о том, какие прекрасные церкви были в дореволюционном Саратове и сколько их было уничтожено. Зато у нас по сей день популяризируется имя Николая Гавриловича Чернышевского, многие помнят со школьной скамьи, что Саратов — один из первых городов в стране, который «принял революцию», горожане наслышаны о связи с Саратовской землей восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачева, гордятся Василием Ивановичем Чапаевым. Такой перекос в восприятии нашей истории — наследие советского прошлого. Саратов пытались сделать образцовым советским городом. Это была систематическая работа, и закрытие храмов было важной его составляющей.

 

— И ведь был период в истории нашего города, когда действующих храмов не было вообще…

— Да, с конца 30-х годов, точнее сказать сложно. Но уже в 1942 году вновь открылся Троицкий собор, а в 1948-м — Духосошественский храм. Эти два храма и были действующими к началу 90-х годов. Тогда открылся храм в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали», была передана епархии Покровская церковь и начали восстанавливать Серафимовский храм — он был возвращен Церкви в ужасном состоянии, сохранность его первоначального облика была не более десяти процентов.

Советская власть понимала: даже руины храмов напоминают людям о Боге. Поэтому если здание и оставляли, ставилось условие: перестроить его так, чтобы оно перестало быть похожим на храм. Если организация, которая туда переезжала, это требование не выполняла, то у нее помещение забирали и отдавали кому-нибудь более сговорчивому. Обязательным требованием был снос колокольни, поэтому в Саратове колоколен практически не сохранилось.

 

— Вы сотрудничаете с кем-то, кто также занимается исследованием старого Саратова?

— Мы ведем совместную работу с музеем краеведения. Главное ее направление — это выставки. В прошлом году мы разместили на территории музея выставку, подготовленную совместно с художником Вадимом Руфановым. Он сделал графические рисунки утраченных саратовских храмов и обработал их так, чтобы они были похожи на старинные фотоснимки. Выставка экспонировалась довольно долго и имела большой успех. По итогам этой работы Вадим Николаевич подготовил три набора открыток, которые посвящены храмам. Вместе с Вадимом Николаевичем мы проверяли точность изображения, сличали разные фотографии. Эта работа заняла два года.

 

— Волонтеры молодежного отдела раздают листовки об утраченных храмах на улицах города. Эта деятельность требует немалых затрат человеческих сил. Не проще ли необходимую информацию разместить в Интернете?

— Проще, но вопрос в том, кто ее там прочтет. Сведения об истории Саратова, и в том числе о его храмах, в Интернете есть, они вполне доступны, но я бы не сказал, что востребованы. Современный человек пресыщен информацией, и у него постепенно атрофируется способность ее воспринимать. Поэтому для нас с самого начала вопрос стоял о том, чтобы не просто рассказать, а увлечь слушателей этим рассказом. Это оказалось непросто, потому что людям, чтобы заинтересоваться, нужно посмотреть, потрогать, и наша задача — показать им то, чего уже нет.

Мы советовались с краеведами, которые водят экскурсии, со специалистами, которые занимаются культурно-просветительской работой. В итоге стало понятно, что в нашем случае имеют большое значение время и место получения информации людьми. Выяснилось, что необходимо нечто зримое. Поэтому волонтеры раздают листовки непосредственно там, где располагался тот или иной храм. Мы проводим акции в день престольного праздника того храма, о котором хотим рассказать горожанам. Для наглядности устанавливаем стенды максимально близко к месту, где он некогда находился. Все это помогает создать доступный для сознания людей образ разрушенного храмового комплекса.

 

— Как вы готовите волонтеров к акции?

— Прежде всего, мы готовим раздаточный материал. Много раз проверяем и систематизируем информацию, сокращаем ее до размера листовки. Практика показала, что для того, чтобы ответить на вопросы прохожих, хорошего знания текста листовки вполне достаточно. Но чаще всего прохожие не спрашивают, а что-то хотят рассказать сами. Пообщаться, высказать свое мнение. Иногда вспоминают: «Ой, а мне бабушка рассказывала про этот храм, что он тут был». Многие из тех, кто проходит мимо наших стендов,— жители этого района, и нередко они что-то хотя бы краем уха слышали о разрушенной церкви, чувствуют некоторую сопричастность ее судьбе.

 

— А негативная реакция бывает?

— Бывает. Порой интересуются, кто нам за это платит. Одну девушку-волонтера проходящая мимо бабушка клюшкой хотела побить. Но в основном прохожие относятся к нам доброжелательно или, по крайней мере, нейтрально. Как правило, положительно реагируют люди старше тридцати, благодарят. Более молодые обычно молча берут листовки и идут дальше, не останавливаясь. Ведут себя агрессивно, как правило, люди старшего поколения.

 

— Сколько всего вы провели акций?

— Мы проводили порядка 10–20 акций в год, начиная с 2015 года. На них у нас уходило до 30 тысяч листовок. Но эта форма работы начала утрачивать свою актуальность — мы же из года в год стояли в определенные дни в одних и тех же точках. Сейчас мы работаем над другими формами популяризации информации об утраченных храмах. В том же 2015 году мы начали готовить группу волонтеров, которые могли бы водить экскурсии и рассказывать о храмах — как разрушенных, так и действующих. Проект по подготовке экскурсоводов был организован молодежным отделом Саратовской епархии совместно со Столыпинским культурным центром. Быть экскурсоводом — гораздо более сложное послушание. Человек, который занимается им, должен иметь представление о богослужении и вообще о Церкви как таковой. На первое занятие, помню, пришло более сорока человек — а в итоге курсы окончили всего двенадцать.

С 2015 года мы также проводили для всех желающих лекции по православному краеведению. Люди приходили разные: и церковные, и нецерковные, те, кто живет рядом и просто интересуется, и те, кому это необходимо с профессиональной точки зрения: преподаватели «Основ православной культуры» и краеведения.

 

— Вы считаете этот проект миссионерским или он именно краеведческий?

— Он прежде всего культурный, образованный человек должен иметь представление об истории города, в котором он живет. Хотя для кого-то он мог стать и миссионерским, волонтерам вопросы о вере и Церкви задавали нечасто, но регулярно. Изображение храма, которое прохожие видели на стендах, побуждало их вспомнить и о Боге, и о своей духовной жизни, это вполне естественно. У нас были случаи, когда кто-то останавливался и спрашивал: «Я давно хочу креститься. Как это можно сделать?». Так что для кого-то это шанс сделать первый шаг к вере.

Газета «Православная вера» № 21 (641)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Священник Кирилл Петрович
Все статьи Священник Кирилл Петрович
Последние комментарии
Собаки нерезаные, или Кто платит за качество
Новый комментарий от Тимофеев Александр
19.02.2025 17:21
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.02.2025 17:17
«Батюшка с Западной Украины»
Новый комментарий от Рабочий
19.02.2025 17:08
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от учитель
19.02.2025 16:57