О происхождении литовцев

Новости Москвы 
0
1024
Время на чтение 9 минут

Сначала давайте установим для себя, о ком и о чём мы говорим. Если о людях, говорящих на современном литовском языке, то это одно; если о литовском этносе – это другое; если о литовцах, людях определённой национальности в государственном - политическом измерении, - это третье.

Именно так современная наука рассматривает сущность социального лингвистического, культурного и политического бытия людей. Сегодня все эти определения объединены понятием «национальность» и закреплены в Конституции Литовской Республики. В преамбуле к ней вычленена только современная «нация литовцев» (lietvių tauta): «создавшая много веков тому назад Литовское государство, (…) веками решительно защищавшую свою свободу и независимость…».

Определение национальности человека или людей, как «литовец», «литовцы», на литовском языке - «lietuvis», «lietuviai», - очень молодое. Ему около 150 лет, поскольку возникло определение в середине ХIХ века, на волне бурных тектонических социальных процессов становления нового общественно-политического строя - капитализма. Во время революции «Весны народов» 1848-1849 гг. зародились две абсолютно новые социально-политические доктрины демократизации нового индустриального гражданского общества: классовая с опорой на пролетариат, социалистическая доктрина (К.Маркса и его последователи); националистическая с опорой на интересы основного титульного этноса в новых национальных государствах (П.С.Манчини и его последователи). Поэтому говорить о литовцах, как людях определённой национальности, можно лишь со второй половины ХIХ века.

Однако, по порядку. Ключевое слово «Litva», Литва - впервые мельком упоминается в 1009г., в Кведлинбургских анналах германских монахов-миссионеров. Более определённо её зафиксировали древнерусские летописи и прежде всего «Повесть временных лет» (начало XII века), где среди других славянских народов южного побережья Варяжского моря (теперь - Балтийского) упоминается народ «литва». На эти земли ятвингов, аукшайтов, кривичей, и других славянских племён ходил в начале сороковых годов XI века великий киевский князь Ярослав Мудрый, где и крестил местных аборигенов в православную веру по Константинопольскому чину. Дошёл до реки Невежи - Nevežis, за ней жили неверные, язычники – жямайты и реки Святой - Šventoji, в ней греческие монахи крестили местных кривичей. Об этом свидетельствует и такой примечательный артефакт, как Айренский камень в Швенчанском районе.

Территорией народа с территории, где больше всего было топонимов со словом «литва», был приблизительно треугольник между Вильной, Гродно и Менском с центром в теперешнем белорусском Новогрудке - основан Ярославом Мудрым в тоже время, как и Троки (1045г.). Заметим, Троки, нынешний Trakai, от русского слова Тракт – дорога. Литва целиком находилась на территории, которую, судя по средневековым хроникам и картам, называли тогда Чёрной Русью (столица Белой Руси была Москва).

Великое Княжество Литовское (ВКЛ) образовалось, в том числе, вследствие нашествия хана Батыя на разобщённые удельные княжества Рюриковичей. Теперь, в начале XIV века, объединение этих княжеств происходило под скипетром великих князей Гедыминовичей. Из того же рода Рюриковичей, судя по их родовому гербу «РАРОГ» - пикирующий сокол.

Государственность ВКЛ начинается с Великого литовского князя Гедымина (1275-1345, Gediminas, Едимантий – как записано в «Задонщине», - русский эпистолярный памятник XIV века, или, просто, - Эдмонд), потомка первых виленских князей Давида и Мовкольда, сыновей полоцкого князя Ростислава Рогволодовича, которые пришли сюда, в Кривой город (нынешний Вильнюс) в 1129г. и сели здесь на княжение. Образование ВКЛ было практически завершено к середине ХV века. Сохранился русский письменный памятник митрополита Киевского и Литовского св. Киприана «Имена всем градом русскым», созданный около 1375г., который перечисляет на Виленщине, Вилькомирщине и Ковенщине «грады»: Вильну, Мереч, Медники, Кернов, Мойшоголу, Вилькомир (Ukmergė), Старые Троки, Новые Троки, Кавну, Пуню и Перелай, где имеются каменные православные церкви, которые являлись центрами православных церковных приходов, подчинявшиеся виленскому митрополиту (православная митрополия в Вильне существовала с начала XIV века). В списке перечисляются 17 православных церквей Вильны. Вначале XIV века в великокняжеской резиденции Троках существовали церкви св. Николая Чудотворца и Явления святой Девы Марии. Строились они при православном великом литовском князе Александре (в православном крещении) – Витовте, писавшем все свои документы для внутригосударственного пользования кириллицей на русском языке.

Естественно, «литовского языка» ни он, ни его предшественники и последователи на великокняжеском престоле не знали, поскольку такового не было до формирования наций и межнациональных отношений в XIX веке. (Не путать с архаическим жмутским наречием славянского языка, существовавшим исстари у местного населения). Напомним, учёные лингвисты определили: на европейском континенте все языки делятся только на индоевропейские и угро-финские. Славянские языки, в том числе и литовский, – индоевропейский.

Языком общения людей проживавших на территории изначальной исторической Литвы, был славянский, а людей, которые отсюда посещали все другие ближние и дальние территории, называли «литвинами» - по месту проживания. Исстари незнакомых людей при встрече определяли: прежде всего, по языку, по принадлежности к той или иной религиозной конфессии (христианин: православный или католик, лютеранин; иудей; мусульманин и т.д.), откуда прибыл, с какой территории и кто его господин, пан и т.д. Кстати, еврея в Литве называли «литвак».

Относительно языка, которым пользовались люди, проживавшие на территории ВКЛ то, как писал в XV веке папа римский Пий II (1458-1464): «Язык народа <Литвы> славянский. Он очень широко распространен и разделен на множество говоров», - суждение понтифика абсолютная правда! Разговорный язык людей, проживавших на территории Жмуди (Samogitia – старинное латинское название этого прибалтийского региона, который ещё в XVIII веке отмечался на тогдашних картах отдельно от территории Великого княжества Литовского) отличался своим наречием от языка «литвинов», которые жили южнее.

Начиная с XII века, именно прибрежные территории на юге Балтийского моря подверглись усиленной колонизации воинственными немецкими монашескими орденами рыцарей крестоносцев и меченосцев, продвижение которых на восток остановил на Чудском озере в 1242г. великий князь-рюрикович Александр Невский. Освоение этих земель Прибалтики немцами в дальнейшем шло через торговую организацию Ганза, вывозившую по реке Неман и Вилия (Нерис) зерно, сало, лён и т.п, и ввозившая сюда из Европы продукты ремесленного производства и оружие. Начиная с XVI века, население Жмуди приобщали к протестантской - лютеранской (немецкой) вере. Именно к этому времени относится самый ранний фиксированный текст «Katekizmo prasti žodžiai» («Простые слова катехизма») написанный на языке жмудинов (литовском - теперь так принято его называть) латинским шрифтом в 1547г. Эту брошюру написал лютеранский монах из Кёнигсберга Мартинус Мосвидиус, переименованный нынче в – Martinas Mažvidas. Анализ использованного в этой брошюре текста показал - абсолютное большинство слов в этой книге имеет одинаковые корни с русскими словами. Подчеркнём что все три Литовских статута, - Конституции ВКЛ того времени, - написаны на старорусском языке кириллицей. На этом же языке издал в начале XVI века свои первые книги в Вильне Ф.Скорина.

Дальнейшее влияние немцев в отношении населения Жмуди усилилось в связи с образованием в 1870г. единой Германии. Потребовались новые методы идеологического влияния, тем более, что территория ВКЛ полностью вошла в состав Российской империи после трёх разделов Речи Посполитой в XVIII веке. Именно тогда местное автохтонное славянское население исторической Пруссии, Жмуди, Курляндии, Земгалии искусственно отделяется от остальных прибалтийских славян и выделается профессором Кёнигсбергского университета Георгом Нессельманом (1811-1881) в отдельную «балтийскую» этническую и языковую группу. Здесь в Кёнигсберге издаются готическим немецким шрифтом словари - «prussisсhe» и «litauisсhe» языков. На волне «Европейской революции народов» Фридрих Куршайтис (1806-1884), теолог из Пруссии, лютеранский пастор и военный капеллан издал 1848г. первое воззвание к коренным жителям Восточной Пруссии: «Brolei Lietuwininkai» («Братья летувнинки»! – подчеркнём, не «литовцы»). На территорию Российской империи засылаются книгоноши, несущие в своих котомках контрабандой книги написанные латиницей и изданные уже во Втором Рейхе - объединённой в 1870г. Германии.

Однако важнейшим событием в процессе формирования литовской нации стал Высочайший Указ Император Александр II от 25 августа 1866г., гарантировавший литовскому языку гражданское право в местных школах. Произошло это после подавления Польского восстания 1963-64гг. До этого крупные местные бояре землевладельцы, полонизированные после Кревской унии 1385 г. и двух уний XVI века: Люблинской – 1569г. и Бестской – 1596г., ставшие теперь шляхтой, этот архаичный славянский язык «тутейших» пахарей (artojėliai) иначе, чем - «hamska mowa», - не называли. Российская администрация наладила начальное образование среди детей крестьян - открыта Литовская гимназия в Мариамполе, постоянный учительский семинар в Вейверах. Был учреждён ряд стипендий в российских университетах, предназначенных специально для детей крестьян из трёх литовских губерний: Виленской, Ковенской и Сувалкской.

Преподавание в этих школах велось на местном жмудском языке (так тогда назвали нынешний литовский язык). На литовском языке начали выходить печатные издания. Они печатались на кириллице – алфавита литовского языка ещё не было. На местах, в глубинке, литовский язык культивировали, прежде всего, католические священники - ксендзы, такие как, например, получивший образование в Петербургской духовной академии А. Баранаускас. Обучались в российских университетах Йонас Басанавичюс, Антанас Сметона и другие основатели национального государства литовцев в ХХ веке. В начале ХХ века на основе чешского алфавита был создан алфавит современного литовского языка, после чего с 1904 г. литовские книги печатались на оригинальном алфавите литовского языка. Московский университет окончил и Йонас Яблонскис - создатель «Грамматики литовского языка» (1920г.). Кстати, наша мировая знаменитость М.-К.Чюрлёнис получил художественное образование и мировую известность именно в Петербурге, благодаря художнику М.В.Добужинскому, а до знакомства со своей женой Софьей Кимантайте не знал литовский язык. Таким образом, в конце ХIХ - начале ХХ века, происходило формирование литовской национальной интеллигенции, давшей толчок развитию литовской национальной культуры, что послужило образованию национального литовского государства в результате окончания 1 Мировой войны.

Валерий Васильевич Иванов, магистр-докторант истории, г. Вильнюс

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Иванов
Правовые экзорцизмы литовской Фемиды
И всё же Альгирдаса Палецкиса не сломить
07.05.2022
Зоологическая русофобия разрушает самих нацистов
Доказывать нацистам их абсолютную идейную глупость – терять время
04.04.2022
Нацистский русофобский угар в Литве нарастает
Открытые проявления русофобии и нацизма, порождённые идеями «цивилизованного Запада»
03.03.2022
В Литве весеннее обострение синдрома русофобии
Для этого искажается сущность ситуации на Украине
02.03.2022
Все статьи Валерий Иванов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35