Источник: Легендарное кино
«ЛИЦО СО ШРАМОМ» (SCARFACE)
«Юниверсл пикчерс», «Мартин Брегман продакшн», США, 1983, 2 часа 50 мин.
Автор сценария: Оливер Стоун (адаптация одноимённого фильма 1932 года)
Режиссёр: Брайан Де Пальма
Оператор: Джон Эй. Алонзо
Художник: Эд Ричардсон
Композитор: Джорджио Мородер
Монтаж: Джерри Гринберг и Дэвид Рэй
Продюсер: Мартин Брегман
Исполнительный продюсер: Луис Эй. Строллер
Консультант: Фердинандо Скарфиотти
————————————————-
Роли исполняют:
Тони Монтана – Аль Пачино
Маноло Рибера (Мэнни Рей) – Стивен Бауэр
Джина – Мэри-Элизабет Мастрантонио
Эльвира Хэнкок – Мишель Пфайффер
Фрэнк Лопез – Роберт Лоджиа
Омар Суарес – Ф. Мюррей Абрахам
Алехандро Соса – Пол Шенар
Мать Тони – Мириам Колон
Мел Бернстайн (продажный коп) — Харрис Юлин
Зейдельбаум (подставной банкир) — Тед Бениадис
Чи-Чи — Анджел Салазар
Эрни — Арнальдло Сантана
Гектор — Ал Израэл
Банкир — Деннис Холахан
Ребенга (первая жертва Тони в США) — Роберто Контрерас
В СССР и в постсоветскую эпоху видео фильм, как правило, был распространён в трёх переводах — Алексея Михалёва, Андрея Гаврилова и Юрия Живова. В начале 2000-х фильм был профессионально переведён и озвучен с помощью актёров Владимира Конкина и других (но некоторые варианты «пиратского» видеоперевода, в отличие от него, звучат органичнее)
Вот уже не один года голливудская компания «Юниверсл» интригует кинообщественность планами по созданию римейка знаменитого «наркобандитского» боевика от 1983 года «Лицо со шрамом». Помнится, что тот фильм, в свою очередь, тоже был обновленной «версией 80-х» одноимённого фильма 1932 года классика Говарда Хоукса с манерным Полом Муни в центральной роли. Однако своей устойчивой славой фильм Брайана Де Пальмы намного превзошёл наивный чёрно-белый оригинал. Тогда, 36 лет назад фильм с Аль Пачино – при большом бюджете в 37 миллионов долларов (и собравший по США и Канаде 65 миллионов) – быстро попал в струю зрительских симпатий и противоречивых критических оценок. Мы не берём на себя дерзость говорить о сем творении с позиций верховного киносудьи. Просто предложим читателю личную историю взаимоотношения с данным культовым фильмом, герой которого – гангстер Тони Монтана — до сей поры мелькает в нашем повседневном быту образца ХХI века, нередко красуясь как на фирменных кинофутболках многих парней и мужчин средних лет, так и на рекламных фасадах и убранстве немалого количества криминальных ресторанов.
ЗНАКОМСТВО С ФИЛЬМОМ
Впервые я узнал о существовании «Лица со шрамом» 6 мая 1986 года, когда в подпольном режиме посмотрел 2/3 ленты на дому у одного из первых видеорастлителей Днепропетровска. — Как раз до того момента, когда убив в Майами своего мягкотелого босса Фрэнка Лопеса герой Аль Пачино сам становится главой флоридской наркоимперии. После напористого и убойного боевика «Я, суд присяжных» (I, the jury) Ричарда Т. Хэффрона с Армандом Ассанте и Барбарой Каррерой, увиденного на предыдущем аморальном сеансе в той же злачной видеоточке, гангстерская эпопея Де Пальмы – это имя было уже знакомо мне по кинопрокатному «Наваждению» — воспринималась как занудная криминальная драма. Помню, что я ушёл с просмотра задолго до конца. На завтра один из моих соратников по просмотру сообщил, что фильм заканчивался какой-то захватывающей дух, стрельбой, в результате которой дымом и трупами был усеян весь особняк центрального персонажа.
Долгих пять лет я обходил «Лицо со шрамом» стороной, пока (уже после службы в армии и работая на прокате видеокассет) 8 сентября 1991 года не пересмотрел его повторно. И на сей раз этот популярный на Западе хит уже пошёл «на ура», став на протяжении всех 90-х моим «любимым фильмом с Аль Пачино».
Как оказалось, я нисколько не был в этом оригинален. Постсоветские криминальные 90-е сделали данный фильм Де Пальмы – наряду с трилогией Копполы о «крёстном отце» с тем же Пачино – культовым зрелищем в среде разного рода преступных группировок. Попав на городское частное ТВ в качестве кинообозревателя (под воздействием «Лица со шрамом») – весной 1993 года – я даже посвятил Аль Пачино отдельную — откровенно говоря, кустарную — программу «Киноэлита», в ходе которой особо нахваливал талантливого актёра в роли «безбашенного» Тони Монтана. А по окончании своего панегирика запустил «Лицо со шрамом» — в переводе Алексея Михалёва -целиком в днепропетровском ночном эфире, внеся таким образом свою «посильную лепту» в дело популяризации американской наркомафии, голливудской «фабрики грёз» и её подрывных технологий.
Одним словом, в эпоху видеомагнитофонов картина оказалась для автора этих строк одной из наиболее «неприкасаемых».
О ЧЁМ ФИЛЬМ
В мае 1980 года, когда Фидель Кастро, открыв эмигрантские шлюзы, позволил тысячам кубинцев уехать в США к своим заокеанским родственникам, то в потоке беженцев оказалась и немалое количество криминального сброда, среди которого особо выделялся громогласный выскочка Тони Монтана. Для этого увальня с девизом «Весь мир у твоих ног» сама мысль о честной жизни была чужеродной. Он всегда стремился стать «авторитетом» преступного мира.
Дабы внедрится в штатовские бандитские структуры он по заказу, вместе с верным приятелем Маноло (ножом в живот!) убивает палача из охранки Кастро, также высланного из Кубы за рубеж. Далее вступает в мясорубку с колумбийской бандой (забирая оттуда и свои деньги, и вражий кокаин). Входит в ближний круг мафиозо Фрэнка Лопеза, потом открыто игнорирует его, отбив любовницу босса Эльвиру, а затем устраняет и самого Фрэнка (Роберт Лоджиа). И воссев на троне флоридского картеля в Майами, вовсю почивая на лаврах местного наркобарона, заключает сделку с латиноамериканским королём наркотиков Сосой, налаживая с ним трафик кокаина из Боливии в США. Его империя растёт.
Но растут и проблемы. И не только проблемы с Фемидой, застукавшей его на незаконном отмывании денег. Главной проблемой для Тони является он сам. Вернее — его взрывоопасная раздражительность, замешанная на маниакальном жажде власти и… попутной страсти к кокаину.
Ещё только приехав в Штаты, он находит свою семью. Но мать Тони (Мириам Колон), зная, что её сын — неисправимый босяк, лгун и убийца, даже не хочет с ним общаться, отчитывая его прямо на пороге. А вот младшая сестра визитёра Джина принимает его весьма охотно, не подозревая о том, сколь ревнивым окажется брат в отношении её любовных избранников. Ибо тот сам часто наблюдает за ней отнюдь не глазами родственника и однажды в порыве ревнивого наркотического угара – прямо в период медового месяца — убивает своего верного друга и адъютанта Маноло (Стивен Бауэр), дерзнувшего тайно жениться на Джине. У самой же Джины над мёртвым телом новобрачного начинается сильная истерика.
Но внешней угрозой №1 для героя оказался тот самый боливийский подельник Алехандро Соса (Пол Шенар), который в одночасье из улыбчивого компаньона с манерами лощёного интеллигента превратился в его заклятого врага, чьи боевики уже начали штурмовать виллу Тони. Длинноволосые смуглые маргиналы расстреливают и вырезают остатки личной охраны и помешавшуюся рассудком сестру героя (перед этим стрелявшую в брата и неистово кричавшую: «Поимей меня, Тони!»). Врываются в помпезные красные апартаменты и подходят к дверям его забаррикадированного кабинета, расположенном на втором этаже вычурного «фонтанного» особняка. Однако обнюхавшийся дьявольского дурмана Монтана, хватая в оружейном сейфе М-16 и прикрепив к ней гранатомётную насадку, устраивает врагам в своих пенатах ту самую фирменную кровавую баню, которая потом войдёт во многие киносправочники по голливудскому гангстеризму.
Взрываются двери, стрекочут ураганные автоматные очереди, крошатся колонны, канделябры и штукатурка, клубятся спёртые разводы оружейного дыма, падают прошитые пулями трупы непрошенных гостей. Но сам неоднократно раненный, матерящийся и плюющийся Тони продолжает неравный бой, покуда подошедший сзади личный киллер Сосы (в чёрных очках) не добьёт неугомонного героя выстрелом в спину. Упавшее с балконной эстакады в неоновый бассейн — с коронным девизом «Весь мир у твоих ног» — бездыханное тело Монтаны под трагедийную синтезаторную музыку Джорджио Мородера (кстати, очень выразительную) накроют красные воды. А операторская картинка Джона Алонзо панорамой покажет напоследок — скольких противников герой сумел «замочить» перед тем, как самому отправиться в иной мир.
«ЛИЦО СО ШРАМОМ»: ТЕПЕРЕШНЕЕ ОТНОШЕНИЕ
Первые сомнения в адекватности «Лица со шрамом» стали одолевать примерно в начале 2000-х. Точнее – после первого воцерковления и, особенно, после «чёрного вторника». Сейчас этот короткий кинопериод забыт напрочь, но я отчётливо помню то непродолжительное время (17-18 лет назад), когда даже многие светские киноманы стали критически переосмысливать ту голливудскую «классику», которая трагически отозвалась в событиях 11 сентября 2001 года. Казалось бы, гангстерский эпос Де Пальмы, вроде как, не из их числа. И всё же…
Как и легион прочих фильмов-ловушек «Лицо со шрамом» ловко прикидывается морализаторской историей. Возможно, в нём и есть своя куцая критика преступной философии, так же как и американского образа жизни. Но об этом свойстве фильма нужно упомянуть только из-за того примечательного факта, что во всей гадковатой атмосфере данного кинотовара, порой, чувствуется и некий «луч из вне».
Думается, что присутствующий в содержании свой мотив порицания показываемого мира принадлежит самообличительной сценарной руке Оливера Стоуна, ветерана Вьетнама, будущего всемирно известного режиссёра-эпатажника. Человека противоречивого, но склонного к поиску правды, пусть даже неприглядной для самодовльного менталитета его страны.
На рубеже 1981-1982 годов, когда продюсер Мартин Брегман (не удовлетворённый работой первого сценариста) заказал ему за хорошие деньги сценарий «Лица со шрамом» Стоун, пребывавший в депрессии из-за провала своего режиссёрского дебюта — фильма-ужасов «Рука» (1981), решил снова подработать в качестве голливудского кинодраматурга. К тому же тема влияния наркотиков на разложение человеческой души в тот период ему была крайне близка. Сторговавшись в цене с Брегманом, дабы оторваться от окружавшей его американской наркотической кинотусовки и прихватив с собой печатную машинку, он отправился писать сценарий «Лица со шрамом» в патриархальную французскую глубинку, где сам тогда пытался побороть своё серьёзное пристрастие к кокаину. Именно Стоун не только придумал пресловутое имя героя (некий игрок в американский футбол по фамилии Монтана был в то время его любимым спортсменом), но и пытался серьёзно прописать причины нравственной деградации главного действующего лица. Как он сам говорил: «Да, Тони смог достичь «американской мечты». Но она оказывается пустой. В ней ничего нет для души… Тони не умеет любить. Та материальная роскошь, которой он себя окружил подавляет его человечность».
Вроде бы всё верно. Внешне перед нами разворачивают историю жизни откровенного социопата, который, бросив свою родину и на пароме приплыв в Штаты, маниакально рвётся на вершину гангстерской иерархии. Остервенело пробивая себе дорогу на бандитский олимп и на какое-то время достигнув желаемого, он, в конце концов, становится жертвой собственного властолюбия. Всё звучит весьма приемлемо. Но так ли это на самом деле?
По сути, описанное выше — лишь отвлекающие зарисовки, этакий синопсис для непосвящённого «стада», коим считают нас творцы подобных «шедевров».
Начнём с того, что голливудский воротила Брегман изначально стремился создать свой большой фильм вовсе не про крушение «американской мечты», а про «мир кокаина». Он не желал острокритично политизировать будущий блокбастер, поэтому и снял с режиссёрской работы первоначальную кандидатуру своего компаньона по двум фильмам («Серпико» и «Собачий полдень») Сиднея Люмета, чьи фильмы к тому времени уже неоднократно удостаивались «Оскара». После распрей с Люметом продюсер остановился на персоне Брайана Де Пальмы, чьё психопатологическое видение в событиях будущей ленты — с обильной кровью, глыбами белого порошка, стопками долларовых пачек, необычными убийствами и намёком на инцест – оказалось ему очень близким. Участие также загоревшегося ролью Аль Пачино было утверждено с самого начала. И работа закипела…
Как и легион прочих фильмов-ловушек «Лицо со шрамом» ловко прикидывается морализаторской историей. Возможно в нём и есть своя куцая критика преступной философии и американского образа жизни (тут, кстати, чувствуется самообличительная рука ветерана Вьетнама, будущего режиссёра Оливера Стоуна, тогда подрабатывавшего в Голливуде в качестве сценариста). Но так ли это на самом деле?
Внешне перед нами разворачивают историю жизни неприглядной личности-социопата, которая, бросив свою родину и приехав в США, маниакально рвётся на вершину гангстерской иерархии. Однако на какое-то время достигнув желаемого, он, в конце концов, становится жертвой собственного властолюбия. По сути, описанное выше — лишь отвлекающие зарисовки, синопсис для непосвящённого «стада», коим считают нас творцы подобных «шедевров».
Начнём с того, что сила таланта и отрицательного обаяния Аль Пачино столь самозабвенна (актёры, вообще, по своему определению, всегда автоматически оправдывают тех, кого играют), что даже такой оторванный мерзавец, каким является Тони Монтана, в его исполнении становится чуть ли не героем греческой трагедии.
Но вернусь к личной истории. Примерно с 2003 года, предпринимая несколько попыток пересмотреть фильм на досуге, я постепенно перестал ощущать былую притягательность некогда полюбившейся картины. Восторг 1990-х неожиданно сменился смущением 2000-х. От обилия гнилоословия, от кровавой сцены убийства одного из друзей Тони бензопилой, от психопатологических эскапад действующих лиц, от ряда циничных человекоумерщвлений, от фактора постоянного нюханья героем кокаина, от злачной атмосферы развратных дансингов и от шокирующих кровосмесительных мотивов поведения Монтана к своей сестре Джине (которые ранее «шли мимо» ещё неокрепшего юношеского сознания) душу стало просто переворачивать от отвратной правды сего подрывного кинокульта.
Отдельные вопросы возникают в связи с личностью самого режиссёра. Дело в том, что подробности жизни и творчества Брайана Де Пальмы сами по себе внушают серьёзные опасения в его психической нормальности. Дабы не быть голословными пройдёмся по ряду его работ.
В 1981 году в советский прокат странным образом попал его странный мелодраматический триллер «Наваждение» (1975), предлагавший нашему неискушённому зрителю хичкоковскую историю похищения у крупного бизнесмена Майкла Картленда (Клифф Робертсон) жены и маленькой дочери. Вскорости, в ходе автопреследования полицией преступного кортежа мама и девочка погибают. Спустя 16 лет Картленд едет в Италию, где во флорентийском величественном костёле встречает девушку-реставратора, как две капли воды похожую на его мёртвую половину (Женевьева Бюжо). Он знакомится и платонически ухаживает за ней. Даже намеревается жениться на покорившей его воображение избраннице. Да и сама девушка принимает его предложение. А к финалу выясняется, что герой чуть было не лёг в постель с… собственной повзрослевшей дочерью, которую преступный компаньон Майкла по имени Ла Саль (Джон Литгоу) всё это время использовал в своих грязных целях. Вспоминаю, как советская кинопублика опешила от такой дурно пахнущей развязки.
1980 год. В «Бритве» (или «Одежде для убийства») Де Пальма, опять подражая своему любимому Хичкоку, добрую половину фильма молчаливо водит сексуально озабоченную героиню Энджи Дикинсон по выставочным залам, коридорам, музеям, улицам Нью-Йорка, сводит её со случайным партнёром, болеющим венерической болезнью, а потом жестоко убивает несчастную даму руками таинственного «бритвенного» маньяка, которым оказывается, в результате, её же психолог-оборотень, персонаж Майкла Кейна, жуткий извращенец, одержимый идеей смены своего пола на женский. Так, Де Пальма «творчески переработал» печально известное хичкоковское «Психо» (1960), где также фигурировал помешанный на авторитарной мёртвой матери стыдливый юноша-маньяк, забивший в душевой кухонным ножом свою молодую постоялицу.
В последовавшем после «Лица со шрамом», невероятно затянутом и болезнетворном «Подставном теле» (1984) этот мастер голливудского патологического отстоя предлагает ещё более нечистое смотриво. У меня не хватило сил до конца досмотреть сей замес из вампирских клыков, уродливых кинопроб (кончающихся неприятной истерикой главного героя), гадкого подглядывания за чужим сексом. Помимо всего прочего «Подставное тело» пропагандирует злачную видеопорнографию и детально смакует мерзкое убийство красотки, совершаемое гнусным дегенератом с помощью электродрели.
Это лишь часть «достижений» данного киноделяги, но поверьте, что и в остальных его опусах – «Сёстры» (1974), «Кэрри» (1976), «Ярость» (1978), «Прокол» (1981), «Воспитание Каина» (1992), «Чёрная орхидея» (2007) – хватает своих аномалий. По уровню «талантливого» копания во всевозможных убожествах данный постановщик всегда дышал в затылок другому знаменитому киносатанисту Роману Полянскому.
Скажу больше: лично у меня нет сомнений, что успешная карьера Де Пальмы в большом Голливуде – есть плод его умышленной сделки с «князем тьмы». – Потому как всё его творчество пронизано разного рода апологией ада. Особенно с тем, что связано с изломами человеческой психики, «нетрадиционным» сексом и извращёнными убийствами.
И все черты этих «коронок» Брайана Де Пальмы отчётливо ощутимы и в «Лице со шрамом», несмотря на отвлекающий гангстерский антураж.
Кстати, нелишним будет заметить и то обстоятельство, что киноцензоры из специального комитета, перед выходом фильма в прокат, будучи ошарашенными неудержимой жестокостью режиссёрского стиля, неоднократно заворачивали картину назад, заставляя Де Пальму «причесать» сверхкровавую сцену убийства бензопилой и ряд других эпизодов. Разгневанный Де Пальма фыркал, объявлял бойкот требованиям «святош», но под угрозой штрафных санкций снова вынужден был возвращаться в монтажную. (Можно только догадываться сколь шокирующе выглядел авторский оригинал, если купированная версия тоже запредельно жестока, патологична и сквернословна). Вероятно, поэтому Де Пальма в качестве подкрепления позвал на съёмки финальной сцены перестрелки своего приятеля – другого культового голливудского мистификатора – Стивена Спилберга, пожинавшего тогда лавры от своего суперуспешного «Инопланетянина» и имевшего непререкаемый авторитет у студийных арбитров из «Юниверсл». Часть вооружённого противостояния Монтана с латиноамериканцами, как оказалось, снимал именно Спилберг, по ходу сдерживавший на площадке «дискриминаторов» своего дружка по кровавым фантазиям.
Не мудрено, что к середине 1980-х «Лицо со шрамом» прослыло «самым сквернословным и жестоким фильмом» своего времени, разбудившим большую критическую прессу. Вызывающий стиль картины вызвал бурю справедливого возмущения в американской печати. Аль Пачино жаловался: «Ко мне однажды подошёл один репортёр и сказал: «Как вы могли сняться в таком жестоком фильме?». Но когда снимаешься в кино, ты думаешь только о роли и вовсе не думаешь о том, что фильм может получиться жестоким. Когда я играю в «Ричарде III» Шекспира – а там много жестокости – никто не говорит, что это жестокая пьеса».
Но насколько критика фильма Брегмана и Де Пальмы была убийственной на страницах широкой печати, настолько он заводил публику в кинотеатрах. Массовый зритель оказался попросту беззащитен перед силой таланта и отрицательного обаяния Аль Пачино (актёры, вообще, по своему определению, автоматически оправдывают тех, кого играют, даже если их персонажи гнусные подонки). Самозабвенный исполнитель так лихо преподнёс общественности свою лицедейскую работу, что даже такой оторванный мерзавец, каким является Тони Монтана, в его исполнении становится чуть ли не героем греческой трагедии.
К нашему общему несчастью человеческие существа, в силу грехопадения своих прародителей, несовершенны. Они охотно возводят на пьедестал собственных осквернителей, подражая им в повадках, одежде и, что ещё хуже, в образе жизни. Тот же продюсер Мартин Брегман в 1996 году похвалялся, что вчерашние критики его творения, сегодня «называют Лицо со шрамом» — великим фильмом», а такие знаменитости, как Брюс Уиллис, Том Круз или Алек Болдуин при встрече с ним угодливо демонстрируют ему «своих Тони Монтана», подобострастно имитируя повадки и речитатив Пачино. Настолько, мол, его «заветный проект» перерос рамки обычного успешного фильма и стал объектом нестареющего культа.
Увы, кино способно выдать «индульгенцию» и славословие любой пакости. И причин тому много. Но главная из них сокрыта в том обстоятельстве, что сама структура и атмосфера кинематографического процесса базируется на уродливой богоборческой сущности подавляющего числа его работников. А одумавшихся грешников из их числа, которые наплевав на угрозы своему земному комфорту, пытаются всё-таки напоминать миру о Вечных евангельских истинах – подобно Мелу Гибсону – злотворная Система безжалостно изгоняет.
В эпоху скоростного интернета, превращающего все формы греха в нечто обыденное и доступное, всё труднее становится убедить ценителей кинематографа в деструктивном влиянии многих знаменитых фильмов на их сознание. Как писала советский кинокритик Янина Маркулан: «Зритель должен быть покорным, податливым, как мягкая глина, в руках тех, кто делает бизнес на его чувствах, мечтах, болезнях, жизненных конфликтах». Это умозаключение было высказано ещё 41 год назад.
Но когда сталкиваешься с долго живущим феноменом некоторых человеконенавистнических голливудских опусов, то отчётливо понимаешь, что и появление рассмотренного нами фильма было также продиктовано не только и не столько законами кинокоммерции. Тайная циничная цель «Лица со шрамом» и подобных ему зрелищ – это впихивание в наш внутренний мир определённого типа асоциального мировоззрения. А конкретнее — воспитание из зрителя духовного раба, раздираемого (во все стороны) взвинченными похотливыми эмоциями. Не верите? – Тогда сделайте над собой усилие. Помолившись Богу — оцените лексику, мысли и кровавые деяния Тони Монтана в отрыве от того гипноза, коим нас пытаются одурманить команда Брегмана, Пачино и Де Пальмы. И Вам откроется уже другая — обратная сторона «монтановской» медали с её люциферской чеканкой.
Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)
15 октября 2019 г. (первая версия). Окончательная версия — 16 октября 2019 г.
Источник: Легендарное кино