Константинополь и томос для «единой поместной»

Мысли мирянина УПЦ

0
715
Время на чтение 5 минут

Когда простой верующий пытается высказать свое мнение о большой церковной политике, его часто одергивают - а кто ты, собственно, такой? И в самом деле. Кто я такой? Мой прадед был церковным старостой в самое лютое время гонений 20-30-х годов. Моя бабушка - исповедница, служившая Церкви всю свою жизнь, пережившая фашистскую оккупацию Киева и хрущевские гонения. При ней на нашей квартире священники тайно крестили детей тех, кто боялся сделать это публично в церкви, опасаясь проблем на работе. Ну и я сам по мере сил работаю в Церкви как могу. Так что, наверное, какое-то право у меня есть. Потому и выскажу эти мысли простого мирянина.

Что сейчас произошло в Стамбуле на Фанаре? Дело даже не в том, что Константинопольский Патриархат присвоил себе право раздавать автокефалии кому угодно и утвердил второбрачие для духовенства, а в том, что все было принято единолично, без оглядки на остальной православный мир.

И это ожидаемо вызывает ряд недоуменных вопросов. Стоило собирать т. н. Всеправославный Собор на Крите, если все вопросы Константинополь может решать сам по себе? Означает ли это, что теперь у нас появился собственный православный «Папа Римский»? И почему Константинополь вдруг присвоил себе право принимать подобные решения?

Константинопольская Церковь со времени отпадения Рима почиталась всей православной общностью как первая среди равных. Это первенство чести основано на древних правилах, например, согласно 3-му правилу II Вселенского Собора: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город оный есть новый Рим».

Иными словами, Предстоятель Константинопольской Церкви имеет свой высокий статус только потому, что его город был второй столицей Римской империи после собственно Рима. Стоит напомнить, что до этого правила епископ города Византии (будущего Константинополя) был обычным епископом и входил в состав Гераклийской митрополии, и, даже получив «первенство чести», какое-то время Константинопольские владыки зависели от Антиохийской архимитрополии.

Разумеется, положение столичного епископа в империи, которая включала в себя большую часть христианской Ойкумены, давало самые широкие права и возможности. Но ведь это было тогда, а что сейчас? Насколько «первенство чести», не говоря уже о претензиях на первенство власти, обосновано при нынешнем положении Константинопольской кафедры?

Византийской империи не существует вот уже более полтысячи лет. И христианского Константинополя тоже нет, а есть мусульманский Стамбул, который и для Турции уже давно не является столицей. Громадная власть древних Константинопольских Патриархов на сегодняшний день сократилась до маленького райончика Фанар в Стамбуле, который и на карте не сразу найдешь. Большинство архиереев Константинопольского Патриархата носят титулы фактически не существующих епархий, а сама Патриархия представляет собой небольшую резиденцию при храме Св. Георгия, построенную на деньги русского царя Феодора I Иоанновича.

В этом, конечно, нет ничего зазорного. Сильные и богатые православные правители разных стран всегда финансово и политически помогали своим братьям, оказавшимся на правах меньшинств на иноверных территориях. Вопрос лишь в том, насколько теперь статус Его Божественного Всесвятейшества Архиепископа Константинополя - Нового Рима и Вселенского Патриарха соответствует этим реалиям. Несмотря на сегодняшнее отнюдь не блестящее положение некоторых древних кафедр, весь православный мир продолжает традиционно признавать их старинные титулы и, как в случае с Константинополем, первенство чести.

Однако сейчас, как мы видим, иерархам фанарского квартала Стамбула стало мало первенства чести. Вопреки всем реалиям, вопреки канонам, вопреки исторически сложившимся правилам фанариоты внезапно заговорили тоном, который, возможно, и был бы уместен из уст Патриарха столицы Византии, но довольно странно звучит со стороны маленького турецкого квартала.

Можно, конечно, вспомнить слова прп. Нестора Летописца, сказанные в «Повести временных лет»: «Греци лукави суть до сего дне» - но это ничего не объясняет. Очевидно, что столь резкие и внезапные шаги Константинополя, сделанные вопреки всем предыдущим договоренностям, вызваны геополитикой, поскольку вписываются в общую картину противостояния мировых держав. Вот только нужно ли это Церкви? Когда-то Константинополь уже пытался решить политические проблемы умирающей Византии за счет Церкви и принял Флорентийскую унию с римокатоликами. Помог ли такой шаг Византии? Все мы знаем, что ожидаемая помощь от Запада не пришла, Константинополь был взят турками и стал Стамбулом. Так зачем же сейчас снова становиться на те же грабли? Кому, как не константинопольским грекам, знать, что государства и правительства приходят и уходят, а Церковь будет существовать вечно вплоть до Второго пришествия? Очевидно, последние события говорят о несамостоятельности Константинопольского Патриархата, который только поэтому и готов ввергнуть православный мир в большую схизму, которую Церковь не переживала со времен отпадения Рима.

Нынче достаточно лишь одного неосторожного движения, чтобы это произошло. И таким неосторожным движением может быть тот самый Томос об автокефалии для некой гипотетической «Украинской Церкви», поскольку единственно законная Украинская Православная Церковь никакого Томоса не просила, речь может идти только о новом расколе.

Кому это нужно на украинской земле? Политикам-олигархам, которые надеются созданием фиктивной «единой поместной» Церкви еще несколько лет удерживать власть. Церковным националистам, любящим свое извращенное видение Украины больше, чем Бога и Церковь. Благодушным мечтателям, которым Константинопольская Патриархия видится инструментом для решения их личных проблем.

С политиками все более-менее понятно. Их сиюминутные электоральные проблемы и ничем не сдерживаемые амбиции для них важнее мира в стране и церковного единства. Но что сказать о мечтателях и фантазерах? Им кажется, что Константинопольский Патриархат - это верх демократичности и образованности. Они уверены, что, получив автокефалию, Украинская Церковь станет окончательно самостоятельной. Увы, того уровня самостоятельности, который сейчас имеет Украинская Православная Церковь, нет ни у одной автономной Православной Церкви. Скажу больше, такой свободы в своих действиях нет и у некоторых Автокефальных Церквей, получивших эту самую автокефалию как раз от Константинополя. Например, Томос от Константинополя так и не сделал полностью самостоятельными ни Элладскую Православную Церковь, ни Православную Церковь Чешских земель и Словакии. Гипотетическую украинскую «единую Поместную Церковь» ждет та же участь. Что же до «демократичности», стоит вспомнить, что журналы заседаний Синода нашей Церкви мы получаем уже в день самого заседания, а вот решения константинопольских Синодов и Синаксисов в открытом доступе не всегда можно найти. Наши верующие немедленно информируются о решении своих архиереев, константинопольская же паства получает лишь ту информацию, которую ее пастыри сами считают нужным предоставить.

Чего же теперь ждать? Теперь время каждого делать выбор. Для Константинополя - пойти на поводу у политиков и еще больше расколоть Церковь или отказаться от амбиций и начать решать сложные вопросы в духе братолюбия совместно с остальными Поместными Православными Церквами. Для верующих - с кем быть. Продать ли Церковь, в которой были крещены, за чечевичную похлебку воображаемых благ или стоять в вере, как наши деды и прадеды.

Для меня нет вариантов, свой выбор я сделал давно и менять его не намерен - во что бы то ни стало оставаться в законной Украинской Православной Церкви и поддерживать Ее Священноначалие всеми доступными силами и возможностями. А к гонениям нам не привыкать.

Дмитрий Марченко

Православная жизнь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Марченко
Проект «Томос» и его перспективы
Уже почти пять месяцев, как объединенная команда украинских раскольников получила Томос от Константинопольского Патриархата
30.05.2019
Кому более всего выгоден раскол в украинском православии
Как униаты в Украине расширяют влияние за счет православных
19.02.2019
Что не так с этим томосом?
Кто и зачем форсирует автокефальный вопрос в Украине
21.09.2018
Все статьи Дмитрий Марченко
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.11.2024 10:19
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48