
Вариант № 2 сценария «Глобальный военный конфликт между ЛЧЦ за системы ценностей и нормы поведения».
Этот вид развития сценария противоборства - наиболее вероятен и реализуем в силовой и военной сфере. Более того, он - неизбежен, если только отдельные ЛЧЦ не смогут взять на себя жесткие обязательства, что для западной ЛЧЦ, например, крайне маловероятно. Спор славянофилов и западников о предпочтительном пути развития российского государства начался в середине XIX в. и продолжается до сих пор. Европейский путь, азиатский путь, особый путь, «назад в будущее» (путь СССР) - у каждого варианта есть десятки интерпретаций, свои сторонники и противники. Больше всего вопросов вызывает «особый путь» - кто его выбирает, по каким причинам и что именно под этим подразумевается.
Обратимся к данным последних социологических исследований. Например, Левада-центр регулярно проводит опросы, в которых интересуется у россиян, как они видят страну в будущем и что они под этим понимают. Динамика результатов исследования показывает значительные колебания взглядов, вероятно, в зависимости от изменений текущего политического курса.
В рамках декабрьского исследование ЦСР об установках и ценностях россиян мы задавали похожий вопрос: «Как вы полагаете, по какому историческому пути должна идти Россия?». В результате мы получили отличающуюся картину. К примеру, оказалось, что вектор «особого пути»поддерживает больше половины населения России, а путь европейской цивилизации близок всего 17% респондентов.
На военно-политическую обстановку в мире и положение России после 2025 года неизбежно окажет влияние противоборство между различными центрами силы за изменения «норм и правил», которые были установлены в ХХ веке западными странами и оберегались западной военно-политической коалицией всю первую четверть ХХI века. Эти процессы привели к развитию так называемого варианта № 3 сценария :«Глобальный силовой конфликт за контроль над субъектами и системами МО и ВПО, который составит внешние условия развития России после 2025 года и неизбежно повлияет на формирование всех без исключения планов её развития.
Данный вариант сценария - традиционен для конца второго десятилетия ХХI века и последующих лет. В американской стратегии сохранение контроля над военно-политическими и финансово-экономическими системами в мире современную эпоху получило вполне «цивилизованное» название - «сохранение норм и правил международного порядка», которое является во втором десятилетии абсолютом американской политики. Поэтому нет оснований полагать, что он перестанет быть актуальным после 2025 года. Более того, этот сценарий, реализуемый в отдельных районах и на отдельных ТВД, практически неизбежен. Это подтверждается множеством конкретных примеров современной истории.
В новых условиях после 2025 года его вероятность будет даже существенно выше, ибо к противоборству между основными ЛЧЦ прибавится борьба между теми субъектами и акторами ВПО, которые после 2025 года неизбежно усилятся относительно западной ЛЧЦ и, в частности, США, что сделает вооруженную борьбу за контроль над МО и ВПО фактически неизбежной:
- отдельными субъектами МО, такими как КНР, Иран, Россия, Бразилия, Индонезия, Пакистан, Мексика, Нигерия и ряд других стран;
- отдельными акторами МО, в частности, влиятельными террористическими и экстремистскими, религиозными, экономическими и даже «чисто» идеологическими организациями;
- отдельными социальными и профессиональными группами и даже конкретными личностями.
Мировое противоборство в условиях слабости международного права и институтов неизбежно приведёт международные отношения к новому уровню хаоса, который существует, например, в Афганистане, Сомали или на Украине.