Пожалуй, за всю его 80-летнюю жизнь персона Александра Белявского так не притягивала к себе внимание постсоветской медийной индустрии, как после его трагического ухода из земной юдоли. Именно после его более чем странной смерти - в субботу 8 сентября 2012 года - телевидение, пресса, интернет, радио, словно проснувшись от многолетней спячки стали посвящать странно умершему артисту всевозможные ток-шоу, биографические фильмы, телесюжеты, размашистые публикации, большей частью «жёлтого», сплетенного толка. Вовсю смаковались его отношения с двумя жёнами, жизнь на две семьи, смерть двух его сыновей (родного и приёмного). Неожиданно вышла на авансцену и возможная внебрачная дочь актёра, до этого не заявлявшая о своём существовании во всеуслышание... Словом, эпатажная истерия, позабыв об элементарной морали, саморазжигаясь, думается, доставляла новые муки и без того терзаемой душе новопреставленного раба Божиего Александра.
Прощание с Александром Белявским в сентябре 2012 года в Доме кино. У гроба - вдова актёра Людмила Тихоновна (в очках) и дочь погибшего от первого брака - Надежда (в центре)
Лично пишущему эти строки представляется странным не только и не столько поведение светских СМИ [методы которых в достижении сенсаций общеизвестны], сколько поведение нашего православного духовенства. Тут уместно вспомнить, как за три с лишним года до этого только что вступивший на патриаршию кафедру Первоиерарх Русской Православной Церкви Кирилл впервые в истории отечественного кино лично разрешил отпеть другого всенародно почитаемого актёра Вячеслава Тихонова в Храме Христа Спасителя. Тогда ещё подумалось, что наконец-то наша Церковь встала на путь активного духовного окормления актёрского сообщества, барахтающегося в море лицедейского азарта и прочих пагубных страстей. Ведь артисты - люди очень своеобразные: ранимые, восприимчивые, часто склонные к «неадеквату», как на профессиональном поприще, так и в личной жизни. Их часто заносит на волну всевозможных сумасбродных выходок. Что, по большому счёту, не удивительно, поскольку сама природа данного ремесла - в сакральном смысле - весьма опасна. Все эти перевоплощения, фантомные стремления уловить «из воздуха» требуемый образ, насилие над собственной душой (и телом) в постоянной погоне за славой, деньгами и рукоплесканиями публики автоматически уводит актёров на «заминированное поле». Ибо творчество, не подкреплённое твёрдой Верой и нравственностью, имеет обыкновение очень легко соскальзывать в богоборческую стихию. И стойких выразителей «десятой музы» в этом отношении - единицы, коих можно пересчитать на пальцах одной руки (Екатерина Васильева, например, да и то с большими оговорками).
И после патриаршего благословения на отпевание усопшего Вячеслава Васильевича Тихонова 8 декабря 2009 года в знаковой и престижной Божией обители (которое провёл протоиерей Михаил Разанцев) отчего-то казалось, что данным священнодействием было положено начало некоей доброй традиции. Хотелось увидеть в этом серьёзное благое желание - породить миссионерскую Программу в целях деятельной заботы официальной Церкви о представителях мятущегося артистического мира, то и дело пребывающих в пучине дьявольских искушений (например, тот же Тихонов - к немалому ужасу верующей общественности - незадолго до своей смерти - ничтоже сумняшеся дерзнул изобразить самого Господа Бога в провальном «Андерсене» Э.Рязанова).
Однако, как показало время, возношение представителем Патриархии заупокойных молитв у гроба Тихонова оказалось не более, чем саморекламным трюком, разовой нестандартной PR-акцией нового Предстоятеля. Потому как после Тихонова ни один усопший артист так и не был удостоен столь знакового внимания со стороны Первоиерарха (отпетый там недавно Станислав Говорухин был всё же режиссёром-политиком и фигурой, приближённой к Президенту Путину).
Что же касается Александра Белявского, то тут дело обстоит гораздо сложнее, т.к. смерть всенародно популярного «Фокса» до сих пор остаётся нераскрытой и окружённой жутковатой тайной.
Почему расследование полицией этого дела было «спущено на тормозах»? Почему эта смерть так однобоко обсуждается СМИ по принципу «холостого раскачивания качель», без всякой попытки рассмотреть её альтернативные версии? Почему, наконец, в дело не вмешался сам Патриарх и не назначил создание церковной экспертной комиссии по выяснению обстоятельств столь «непонятного» ухода из жизни этой - волнующей миллионы - публичной персоны? Ведь среди почитателей Александра Борисовича есть не только ценители его таланта, но и верующие люди, готовые молится о упокоении его души. Но... их останавливает сам факт зловещей туманности этой смерти, её нераскрытость ни с криминальной, ни (тем более) с церковной точки зрения. Как тяжело болевший актёр оказался за гранью земной жизни? Совершил ли Белявский кощунственное самоубийство или сделал роковой шаг в состоянии помутнения рассудка?
Могила Александра Белявского на Кузьминском кладбище в Москве
Общеизвестно, что самоубийцы - как неблагодарные Господу [за дар человеческой жизни] богопротивленцы - ни священством, ни монашеством, ни приходской общественностью канонично не поминаются (ибо тут вступают в действие неумолимые духовные законы). Поэтому в случае с Белявским немало смущает инертность Церкви, её стремление «не заморачиваться», поскорее списать сие дело «в архив» и нежелание разобраться в подробностях данного весьма нестандартного скорбного события, требующего кропотливого религиозного участия.
Из числа «телевизионного» священства разве что о. Тихон (Шевкунов), когда-то исповедовавший и причащавший перед смертью в 1994 году (а затем, кажется, и отпевавший) великого русского режиссёра и актёра Сергея Бондарчука, периодически высказывает некоторую озабоченность этими вопросами. Остальная же часть номенклатурного патриаршиего подворья, судя по примеру с Александром Борисовичем, явно машет рукой на загробную участь душ знаменитых работников экрана и сцены.
Есть ещё серьёзное настораживающее обстоятельство: таинственная гибель Белявского пополнила собой Х-файл загадочных смертей всенародно любимых артистов, которые отдают «теорией заговора». Вспомним аналоги: убитая в своей квартире Зоя Фёдорова; неожиданно умерший на съёмках картины «Они сражались за Родину» Василий Шукшин (кстати, Сергей Бондарчук был уверен, что Шукшина устранили насильственно); странная автокатастрофа, унесшая жизнь Леонида Быкова или же замаскированная под тусовочную разборку «огнестрельная» смерть Игоря Талькова и т.п.. Ситуация же с разбившимся Белявским не менее загадочна. Даже мистична. До сих пор так и неизвестно доподлинно: его выпадение из окна 5-го этажа было болезненной случайностью или суицидным актом отчаяния? А может быть инсценированным самоубийством?
Роковое окно дома в Большом Тишинском переулке в Москве, из которого выпал народный артист России Александр Белявский. (Андрей Стенин/РИА Новости)
Как бы то ни было, но над всеми этими актёрскими «криминальными сводками», даже спустя многие годы, витает флер какой-то зловещей недосказанности. Вот почему нам представляется насущным и важным вмешательство в разрешение этих невыясненных вопросов добросовестных представителей РПЦ, которые бы своим благочестивым молитвенным авторитетом смогли бы пролить свет на тайны гибели тех, чьё творчество - при всех их прижизненных противоречиях - находило (и продолжает находить) горячий отклик в массовом зрительском сознании и во многомиллионной народной памяти.
И на тайну смерти Александра Белявского в том числе.
Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)