Беларусь – о чём свидетельствует история в камне

0
569
Время на чтение 4 минуты

ГродноО «виленском барокко»

В Беларуси уния нередко преподносится как «синтез», «гармония» между культурами христианского Востока и христианского Запада, как «модернизация» и «европеизация» духовной сферы жизни белорусского народа (это можно встретить, например, в публикациях историка из Гродно С.В. Морозовой). Униатство в этом случае изображается «национальной религией» белорусов. Представление о том, что в результате контактов между двумя культурами появляется третья, новая, по-своему уникальная, конечно, льстит национальному самолюбию, но «синтез» может оборачиваться и поглощением одной культуры другой, ассимиляцией. Зримым свидетельством того, что несла с собой церковная уния, является архитектура.

В Беларуси об архитектурном стиле «виленского барокко» знает едва ли не каждый школьник. Встречаются ещё названия «белорусское барокко», «униатское барокко», однако корректными их считать нельзя. Конечно, такой популярный в западной Европе стиль, как барокко (итал. «причудливый», «склонный к излишествам»), имел свои локальные особенности, в стиле «виленского барокко» стоят храмы в Литве, в Польше, входивших в состав Речи Посполитой, и общее им явление архитектуры «белорусским» называть нельзя. Что же касается «униатского» характера церквей «виленского барокко», то и об этом можно говорить лишь с большой натяжкой, так как большая их часть - католические костёлы не униатского, а латинского обряда.

Каменное строительство было делом дорогостоящим позволить его себе могли лишь люди состоятельные - князья, магнаты, епископы. В XVI веке в Великом княжестве Литовском развивалась замковая архитектура в готическом стиле, в которой уже сказывалась и последняя европейская мода (ренессанс). К этому времени относится появление здесь оригинальных храмов оборонного (замкового) типа с высоко расположенными окнами, бойницами, угловыми башнями (д. Сынковичи, д. Маломожейково, Супрасль). Ранним образцом такой архитектуры стал Софийский собор в Полоцке, перестроенный в замковом стиле в 1494-1505 гг. В таком же стиле была в 1514 г. построена Троицкая церковь тогда еще православного монастыря в Вильно (в настоящее время базилианский монастырь). Храмы оборонного типа показывают интерес западнорусской знати к европейским архитектурным стилям, достаточно оригинальный опыт их воплощения. Это не было прямое заимствование, но творческое переосмысление, однако церковное строительство в униатский период пошло не по этому пути.

С началом унии повелась борьба за существовавшие на тот момент православные храмы, поэтому собственно униатское строительство велось лишь в периоды относительной стабильности в XVII веке (например, Успенский собор Жировичского монастыря), а более всего в XVIII веке, особенно во второй его половине («виленское барокко»). На белорусские земли стиль барокко принесли иезуиты. Первым барочным храмом здесь стал костёл Божьего Тела в Несвиже, построенный в 1584-1593 гг. на средства князя Николая Радзивилла Сиротки.

Костёл Божьего Тела в Несвиже

Костёл Божьего Тела в Несвиже

Прототипом храма была римская церковь Иль Джезу, в которой похоронили основателя иезуитского ордена Игнатия Лойолу. Площади белорусских городов застраиваются теперь высокими костёлами, среди которых теряются униатские храмы и совсем редкие православные церкви. В Минске, например, в конце XVIII веке было 6 тыс. жителей, и при этом на одну православную церковь приходились 9 католических монастырей, католический собор, 2 униатских монастыря и 3 униатских церкви. Униатские церкви внешне совершенно сливались с этим католическим фоном.

Здание храма в виде вытянутого прямоугольника в плане (базилика) стала доминирующим типом в унии. В этом было явное отступление от традиционного вида византийского крестовокупольного храма. Единство с католичеством выражалось в сходстве униатской церкви с барочным костёлом во внешних деталях: две устремленные вверх башни по сторонам главного входа, возвышающийся фронтон, зачастую отсутствие купола (символ неба) над центральным пространством храма. Характерной чертой нового стиля архитектуры было внимание к наружным элементам декора и «простоватость» внутреннего убранства. С течением времени в униатских храмах исчезает иконостас - самая заметная составляющая храмового пространства.

Такое уподобление униатских храмов католическим костёлам «синтезом» не назовёшь. В то же время самый известный архитектор виленской школы Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц (1710-1767), следуя архитектурной моде, строил и реставрировал храмы для лютеран, иудеев, католиков-латинян, униатов. По его проекту устраивался иконостас православного Свято-Духова собора в Вильно; в Полоцке памятником работы Глаубица остаётся Софийский собор (перестройка 1749-1765).

Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в Полоцке

На последнем примере хорошо можно видеть, что это был за «синтез»: на фундаменте православного собора был поставлен совершенно другой храм с архитектурой, свойственной католическим костёлам. В его формах не обнаружишь даже отдалённой преемственности от предшественника. Переделке в костёльный вид подверглись многие бывшие православные церкви. Например, храм святых Бориса и Глеба в Новогрудке: пристроенные по бокам главного фасада массивные башни совершенно исказили его первоначальный облик.

На Украине аналогичное увлечение барочной архитектурой привело к совмещению традиционных форм крестовокупольного византийского храма с барочными куполами, фронтонами и декором (Софийский собор в Киеве, Троицкий собор в Чернигове), однако то не были униатские церкви.

Троицкий собор в Чернигове

Троицкий собор в Чернигове

Униатская архитектура в виде «виленского барокко» явилась влиянием католическим, выросла на католической почве и развивалась преимущественно в белорусско-литовском католическом храмостроительстве. То, что этот стиль нашёл выражение в униатском зодчестве, свидетельствует лишь о желании строителей подчеркнуть единство с католиками и угодить духу времени слепым подражанием. Оригинальной униатской архитектурой «виленское барокко» признать нельзя. Не было это и синтезом: это было свидетельством разрыва с местной традиции и фактом культурной ассимиляции.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Хотеев
Все статьи Священник Алексий Хотеев
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21