О «виленском барокко»
В Беларуси уния нередко преподносится как «синтез», «гармония» между культурами христианского Востока и христианского Запада, как «модернизация» и «европеизация» духовной сферы жизни белорусского народа (это можно встретить, например, в публикациях историка из Гродно С.В. Морозовой). Униатство в этом случае изображается «национальной религией» белорусов. Представление о том, что в результате контактов между двумя культурами появляется третья, новая, по-своему уникальная, конечно, льстит национальному самолюбию, но «синтез» может оборачиваться и поглощением одной культуры другой, ассимиляцией. Зримым свидетельством того, что несла с собой церковная уния, является архитектура.
В Беларуси об архитектурном стиле «виленского барокко» знает едва ли не каждый школьник. Встречаются ещё названия «белорусское барокко», «униатское барокко», однако корректными их считать нельзя. Конечно, такой популярный в западной Европе стиль, как барокко (итал. «причудливый», «склонный к излишествам»), имел свои локальные особенности, в стиле «виленского барокко» стоят храмы в Литве, в Польше, входивших в состав Речи Посполитой, и общее им явление архитектуры «белорусским» называть нельзя. Что же касается «униатского» характера церквей «виленского барокко», то и об этом можно говорить лишь с большой натяжкой, так как большая их часть - католические костёлы не униатского, а латинского обряда.
Каменное строительство было делом дорогостоящим позволить его себе могли лишь люди состоятельные - князья, магнаты, епископы. В XVI веке в Великом княжестве Литовском развивалась замковая архитектура в готическом стиле, в которой уже сказывалась и последняя европейская мода (ренессанс). К этому времени относится появление здесь оригинальных храмов оборонного (замкового) типа с высоко расположенными окнами, бойницами, угловыми башнями (д. Сынковичи, д. Маломожейково, Супрасль). Ранним образцом такой архитектуры стал Софийский собор в Полоцке, перестроенный в замковом стиле в 1494-1505 гг. В таком же стиле была в 1514 г. построена Троицкая церковь тогда еще православного монастыря в Вильно (в настоящее время базилианский монастырь). Храмы оборонного типа показывают интерес западнорусской знати к европейским архитектурным стилям, достаточно оригинальный опыт их воплощения. Это не было прямое заимствование, но творческое переосмысление, однако церковное строительство в униатский период пошло не по этому пути.
С началом унии повелась борьба за существовавшие на тот момент православные храмы, поэтому собственно униатское строительство велось лишь в периоды относительной стабильности в XVII веке (например, Успенский собор Жировичского монастыря), а более всего в XVIII веке, особенно во второй его половине («виленское барокко»). На белорусские земли стиль барокко принесли иезуиты. Первым барочным храмом здесь стал костёл Божьего Тела в Несвиже, построенный в 1584-1593 гг. на средства князя Николая Радзивилла Сиротки.
Костёл Божьего Тела в Несвиже
Прототипом храма была римская церковь Иль Джезу, в которой похоронили основателя иезуитского ордена Игнатия Лойолу. Площади белорусских городов застраиваются теперь высокими костёлами, среди которых теряются униатские храмы и совсем редкие православные церкви. В Минске, например, в конце XVIII веке было 6 тыс. жителей, и при этом на одну православную церковь приходились 9 католических монастырей, католический собор, 2 униатских монастыря и 3 униатских церкви. Униатские церкви внешне совершенно сливались с этим католическим фоном.
Здание храма в виде вытянутого прямоугольника в плане (базилика) стала доминирующим типом в унии. В этом было явное отступление от традиционного вида византийского крестовокупольного храма. Единство с католичеством выражалось в сходстве униатской церкви с барочным костёлом во внешних деталях: две устремленные вверх башни по сторонам главного входа, возвышающийся фронтон, зачастую отсутствие купола (символ неба) над центральным пространством храма. Характерной чертой нового стиля архитектуры было внимание к наружным элементам декора и «простоватость» внутреннего убранства. С течением времени в униатских храмах исчезает иконостас - самая заметная составляющая храмового пространства.
Такое уподобление униатских храмов католическим костёлам «синтезом» не назовёшь. В то же время самый известный архитектор виленской школы Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц (1710-1767), следуя архитектурной моде, строил и реставрировал храмы для лютеран, иудеев, католиков-латинян, униатов. По его проекту устраивался иконостас православного Свято-Духова собора в Вильно; в Полоцке памятником работы Глаубица остаётся Софийский собор (перестройка 1749-1765).
Софийский собор в Полоцке
На последнем примере хорошо можно видеть, что это был за «синтез»: на фундаменте православного собора был поставлен совершенно другой храм с архитектурой, свойственной католическим костёлам. В его формах не обнаружишь даже отдалённой преемственности от предшественника. Переделке в костёльный вид подверглись многие бывшие православные церкви. Например, храм святых Бориса и Глеба в Новогрудке: пристроенные по бокам главного фасада массивные башни совершенно исказили его первоначальный облик.
На Украине аналогичное увлечение барочной архитектурой привело к совмещению традиционных форм крестовокупольного византийского храма с барочными куполами, фронтонами и декором (Софийский собор в Киеве, Троицкий собор в Чернигове), однако то не были униатские церкви.
Троицкий собор в Чернигове
Униатская архитектура в виде «виленского барокко» явилась влиянием католическим, выросла на католической почве и развивалась преимущественно в белорусско-литовском католическом храмостроительстве. То, что этот стиль нашёл выражение в униатском зодчестве, свидетельствует лишь о желании строителей подчеркнуть единство с католиками и угодить духу времени слепым подражанием. Оригинальной униатской архитектурой «виленское барокко» признать нельзя. Не было это и синтезом: это было свидетельством разрыва с местной традиции и фактом культурной ассимиляции.