В январе 1918 г. захватившие власть в России революционеры-безбожники издали закон об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, по которому во всех учебных заведениях запрещалось религиозное образование. Однако, вопреки советской политике воинствующего атеизма, через несколько месяцев после этих «отделений» в Московском университете успешно прошла защита диссертации под вполне религиозным наименованием - «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» - по только что вышедшему из типографии двухтомнику одноименной монографии. При полной поддержке участников обсуждения диссертанту, Ивану Александровичу Ильину, была присвоена ученая степень доктора государственных наук.
Защита проходила в экстремальных условиях разжигания Гражданской войны. 15 апреля чекисты провели обыск в квартире Ильина и арестовали его (это был первый из шести арестов ученого за период 1918-1922 гг.). В канун самой защиты, назначенной на 19 мая, чекисты нагрянули в квартиру главного оппонента диссертанта - профессора Павла Ивановича Новгородцева - с обыском и устроили засаду. Профессора успели предупредить, и он, переночевав у знакомых, пришел на защиту, чуть опоздав. Обсуждение диссертации под председательством декана юридического факультета И.Т. Тарасова продолжалось с 2.30 до 7 часов вечера. Оба официальных оппонента - профессора Новгородцев и Трубецкой - отмечали необычайно высокий уровень работы. В итоге диссертанту была присвоена докторская степень в области государственных наук.
Ильин восхищался своим учителем профессором Новгородцевым и вспоминал их последний разговор, состоявшийся в день защиты: «Его самообладание, его духовная сила были изумительны. Тревожно простился я с ним, уходящим; я знал уже, что такое подвал на Лубянке.
- Поберегите себя, Павел Иванович! Они будут искать вас...
- Помните ли вы, - сказал он, - слова Сократа, что с человеком, исполняющим свой долг, не может случиться зла ни в жизни, ни по смерти?
Это было указание на Божию волю и принятие ее».
Наших современников может удивить религиозно-философская тема диссертации на степень доктора государственных наук. Причина этому - полный отрыв современной политики от религиозно-духовного понимания государства и развития общества в целом, от глубинных смыслов человеческого бытия. А ведь Гегель, так почитаемый марксистами-атеистами, называл государство «шествием Бога в мире», раскрывал в своих трудах христианский взгляд на историю человечества. Именно эти фундаментальные идеи Гегеля взяты Ильиным для научно-философского обоснования духовного взгляда на человека и общество, государство и право.
В докторской монографии Ильиным последовательно раскрываются три ступени мироощущения и познания мира. Первая ступень человеческого мироощущения основывается на непосредственном соприкосновении с окружающим миром вещей и явлений через органы чувств - эмпирическое чувствование. Это естественное соприкосновение с миром требует минимальных затрат, потому человеку легче всего оставаться в «наивном состоянии души» материального мира.
Но уже следующая ступень - мысленное обобщение окружающей действительности - требует от человека дополнительных психических усилий, действий ума. Более высокие ступени мировосприятия - определение взаимосвязи предметов мира и закономерностей явлений, логическое мышление, эстетическое восприятие, нравственный выбор между добром и злом - требуют еще большего напряжения всех человеческих сил. Здесь царствуют не материальные предметы, но действие ума, совести, чувств. Таков мир науки. Но устанавливающие сущность вещей и явлений «научные законы» нереальны во времени и пространстве.
Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, 1918 г.
Поняв фрагментарность абсолютно всего материального, поняв относительность логических законов, честный исследователь должен будет искать основание для разума, для смысла существования, то есть некий неподвергаемый изменению и разрушению Абсолют - внепространственный и вневременной. И уж если человек признает существование некоей почвы для укорененности всего сущего, то он должен будет признать укорененность и своего «я» в этом Абсолюте. И вот тогда, когда для человека «идеальное» (внутреннее) оказывается более реальным, чем «реальное» (внешнее), он осознает «возможность восходить к «объективной» жизни». В пределах души открывается новая сфера, начинается новый строй жизни: душа желает отдавать себя подлинной жизни объективного смысла. Ощущение объективности и есть ощущение Бога: человек удостоверятся в Боге, признает приоритет Его воли как высшего блага и становится способным смириться, идти в потоке уже не своего сознания, своих корыстных желаний, но Божией воли.
Такой путь познания истины бытия особенно необходим тем предметам, в основе которых лежит изъязвленная грехом человеческая сущность, то есть общество и его институты - право и государство.
Как абсолютная полнота личности проявляется только в Совершенном Абсолюте - в Боге, так полнота социальная - в высших формах общественной самоорганизации. С этих позиций, по мнению Ильина, оправдывается историческое бытие нации и государства. Как в богообщении человек ощущает абсолютную ценность своего личного бытия, так в патриотическом чувстве - в любви к родовому началу - он ощущает свою общественную и творческую значимость.
Целью жизни человека является стяжание Святого Духа. Душевно-телесная суть человека, которую он получает при рождении в этот мир, должна преобразиться, стать достойной Святого Духа и обрести Вечность с Богом. И стяжание Святого Духа происходит не автоматически, а на аскетическом пути трудов над собою. Понуждая свои разум и сердце (чувства), человек постоянно проявляет себя как свободная личность и делает нравственный выбор. А общество, право, государство - это тоже проявление деятельности человеческой души, и так как душа призвана к одухотворению, так же и общество - как совокупность душ.
Раскрытию духовной сущности общества, права и государства Ильин посвятил свою работу «О сущности правосознания». Право, указывает ученый, является частью душевной жизни человека, то есть оно не есть некое материальное установление, как здание или предмет мебели: право живет в душах людей и осваивается не только разумом, но и совестью. Есть в правоведении понятие «естественного права», которое исходит из нравственных законов бытия: каждый человек осознает правильность того или иного общественного (и государственного) установления и деяния. Но мир, лежащий во зле, далеко не идеален, потому «положительное право», то есть то, что зафиксировано в законодательных актах государства своего времени, не совпадает с «естественным правом», с высшими моральными принципами. Задача государственных мужей во все времена оставалась единой: приводить «положительное» состояние законов к «естественным» требованиям совести. А для этого государственным мужам надо приводить и само общество к «естественно-совестному» состоянию, из поколения в поколение одновременно как воспитывать в своих граждан совесть, культуру межличностных отношений, так и приводить и приближать состояние «положительного права» к идеалам «естественного права», другими словами, к требованиям одухотворенной совестной личности. Потому Ильин вводит такое понятие, как «правосознание»: душевное и духовное переживание человеком как гражданином непререкаемости установок бытующего в настоящее время в государстве «положительного права», то есть существующего кодекса законов, чтобы общество сохраняло стабильность и государство не было разрушено.
Получается так, что в своих трудах Ильин переводит религиозную аскетику на язык философии права и политики, ибо и в религии, и в общественных институтах субъектом всех деяний является живая душа человека - как стремящаяся к осмысленной, нравственной жизни, так и боримая разрушительными страстями. Потому и современному человеку, как и участникам той вековой давности защиты диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», необходимо понять, почему И.А. Ильину была присвоена научная степень «доктор государственных наук». Государство - не механическая надстройка над миллионами человеческих душ, государство - сами люди с живущим в их душах правосознанием.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). «Соль» христианства как части человеческого сообщества в том и заключается, чтобы «осолить» окружающий мир деятельной любовью. Потому те, кто строит общественные отношения, правовую систему и самое государство как высшее проявление национальной и общественной жизни, должны понимать, что они призваны к одухотворению общественных отношений, то есть к подъему их до высшего нравственного состояния, какое только возможно в условиях земного бытия.
Не так давно трудами американских ученых Филиппа и Эллы Гриеров, Уильяма Батлера фундаментальные работы Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и «О сущности правосознания» переведены на английский язык, и обе монографии присутствуют в библиотеках всех американских университетов и ведущих колледжей. Профессор Гриер считает эти труды важнейшими в деле решения проблем современного кризиса государственности во всем мире. По словам профессора Батлера, труд Ильина о правосознании - уникален, ибо русский ученый поставил проблему права в связи с бытием государства так, как до него еще никто не ставил, и ныне проблема правосознания как ключевая для бытия государства и общественной стабильности должна быть осознана как учеными мира, так и ведущими политиками. Как тут не вспомнить слова Гегеля: «То, что есть государство, это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». По мысли христианских философов Ильина и Гегеля, государство и право призваны быть проявлением разумной воли для творческого саморазвития общества и духовно-нравственного преображения каждой личности - гражданина этого государства. Но это возможно только при условии духовного понимания как отдельной личности, так и их совокупности - общества, нации, государства.
Христос призвал человека к высшей свободе - не быть привязанным к страстям тленного мира, чтобы достигнуть очищения-преображения души и тем самым стяжать Дух Святой, стать частью Божественной вечности, куда не войдет ничто нечистое. Нравственно выверенное совестью правосознание - часть работы души над своим одухотворением. И обязанность тех граждан, с кем у народа ассоциируется понятие государства, - верно формулировать «положительное» право и личным примером непрестанно показывать следование ему, тем самым воспитывая в своих согражданах здоровое правосознание и патриотическое чувство для солидарной работы на общее благо. Вот здесь и понимается требование, из века в век исходящее от народов и постоянно провозглашаемое Ильиным в своих трудах: править должны лучшие.
Александр Шарипов