26 марта в Косовской Митровице тяжело вооруженный отряд боевиков атаковал мирное собрание сербов, проживающих на севере Косово, были избиты десятки людей. С применением насилия был задержан и препровожден за пределы края руководитель Канцелярии по делам Косово и Метохии правительства Республики Сербии Марко Джурич.
Эта бандитская акция косовских сепаратистов должна стать большим железным гвоздем в крышку гроба с останками «юридически обязывающего соглашения Белграда и Приштины». В этом гробу, надеюсь, будут также похоронены и мифы о скором историческом примирения сербов и албанцев на «светлом пути» вступления Сербии в Европейский Союз. Эти иллюзии с настораживавшей быстротой рождались на протяжении последних месяцев в сербских умах, но при этом с такой же скоростью они разбивались об острые камни жесткой политики, которую проводят на Балканах США и ЕС .
В преддверии выхода партии «Сербский список» из состава правящей коалиции в Приштиге самое время читать панихиду «юридически обязывающему соглашению» о сецессии Косово и прочим непременным атрибутам европейского пути Сербии. Но перед этим следует хорошо вспомнить события пятилетней давности и извлечь уроки из еще одного печального соглашения, именуемого Брюссельским. 19 апреля 2013 года США и ЕС в ультимативном порядке заставили Сербию снять процесс косовского урегулирование с уровня СБ ООН и отдать руководящие полномочия миротворческого процесса Евросоюзу. Это решение тогда было молчаливо одобрено Москвой под звуки хорошо известной всем нам политической мантры о том, что «русские не могут быть большими сербами, чем сами сербы». Хотя на тот момент в России уже имелось четкое понимание, что такого рода «зачистка косовского вопроса» откроет прямую дорогу к реализации экспансионистских устремлений Запада на Украине. Так, собственно говоря, и случилось - в ноябре 2013 года в Киеве начался «евромайдан».
Какие политические скелеты могут скрываться за «юридически обязывающим соглашением» о сецессии Косово? Совершенно очевидно, что следующими «домашними заданиями» Запада по отношению к Сербии будут принятие антироссийских санкций и начало фактического процесса вступления Сербии в НАТО. Кроме того, Сербии необходимо будет законодательно принять пакет европейских стандартов в области гендерной политики и прав ЛГБТ-меньшинств. Если первые два пункта приведут к краху сербской государственности и национальной политики, то последняя вещь, пожалуй, будет означать разрушение самих устоев сербского общества.
Вывод очевиден. Поспешное сербско-албанское примирение под ультимативными требованиями США и ЕС является иллюзией и опасной ловушкой для Сербии и Балкан в целом.
Какие дальнейшие шаги и принципы могут быть реализованы в процессе косовского урегулирования?
Первое - это переход от дипломатической обороны к наступлению. За пять лет стало вполне очевидно, что Брюссель не в состоянии беспристрастно осуществлять руководство косовским урегулированием. На повестке дня появление новых форматов. Сербия имеет хорошие перспективы перейти от оборонительной дипломатической тактики к наступательной, но для этого следует отбросить иллюзии «европейской интеграции» и максимально задействовать ресурсы стратегических партнеров и союзников Сербии, прежде всего, России, Китая и других стран, не признающих Косово.
Второй принцип - «хочешь мира - готовься к войне». Косовские сепаратисты должны хорошо понимать, что любые бандитские действия и провокации в отношении сербского населения края приведут к неотвратимому и сокрушительному удару возмездия с сербской стороны. И косоваров, творящих акты насилия над косовскими сербами, не спасут ни США, ни любые другие западные покровители. Золотое правило неотвратимости возмездия доказало свою эффективность в ходе уничтожения бандитских террористических формирований на территории России, в Сирии, это правило является краеугольным камнем политики Государства Израиль. Российско-сербское военно-техническое сотрудничество является хорошей основой для формирования этой линии. Сейчас не 1999 год, и вопросы обеспечения вооруженных сил Сербии высокоточным оружием, радиотехническими и другими необходимыми средствами решаются на совсем других принципах. Но, тем не менее, главным фактором в этом вопросе остается политическая воля и решимость руководства Сербии обеспечить территориальную целостность страны и сформировать подлинные гарантии безопасности сербского народа.
Виктор Колбановский, директор Балканского центра международного сотрудничества