В честь 130-летия открытия железнодорожного сообщения между старинными русскими городами Ярославлем и Костромой по этому маршруту прошёл ретро-поезд на паровозной тяге. Его пассажирами стали ветераны и молодёжь Северной железной дороги, представители Всероссийского общества железных дорог, Общества и лаборатории транспортной истории «Северный вокзал», историки, журналисты.
На сегодняшний день в нашей стране остались всего два дореволюционных паровоза, и то, к сожалению, в нерабочем состоянии, - они представлены в музейных экспозициях Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому юбилейный состав в Кострому возглавил один из лучших паровозов советского времени серии Л-2331 1953 года выпуска, который железнодорожники ласково прозвали «Лебедянка» по имени его главного конструктора Валерия Лебедянского. Этот паровоз был популярен в Советском Союзе в послевоенные годы, вплоть до 1970-х, когда железные дороги были электрифицированы. Для «Лебедянки» рельсовый путь из Ярославля в Кострому по особому родной, поскольку это был практически последний участок в СССР, который он обслуживал.
Праздничный поезд отправился с вокзала Ярославль-Московский - того самого, с которого в канун 1888 года по однопутной ветке протяженностью в 136 вёрст (100 км) пошли в Кострому первые поезда. За исторической огнедышащей «колесницей» из прошлого, выбрасывающей в морозный воздух вместе с дымом белые клубы отработанного пара и мощные приветственные гудки, следовал вагон-музей. В нём была представлена экспозиция, приуроченная к юбилею и рассказывавшая об инициаторах строительства - первых председателях правления Московско-Ярославской железной дороги: костромиче по рождению, профессоре математики, славянофиле, искусствоведе, предпринимателе, издателе, благотворителе Фёдоре Васильевиче Чижове (1811-1877) и его ученике легендарном меценате Савве Ивановиче Мамонтове (1841-1918).
Также на выставке можно было увидеть макеты паровозов, форму железнодорожных служащих, инструменты монтёров путей и машинистов, станционный колокол, нагрудные знаки, редкие архивные документы и фотографии.
Ретро-состав делал часовые остановки на промежуточных станциях: Бурмакино, Нерехта, Космынино, - и сотни жителей этих населённых пунктов воспользовались возможностью посетить музей на колёсах, познакомиться с историей создания этой важной для их края рельсовой дороги, пришедшей на смену гужевому сообщению.
На платформах энтузиасты общества «Северный вокзал» к восторгу местных ребятишек - учащихся школ проводили своеобразные костюмированные «флешмобы»: прогуливались в нарядах конца XIX - начала XX веков, представляя железнодорожных служащих и пассажиров той далёкой эпохи.
На перроне станции Кострома-Новая после митинга с участием начальника Северной железной дороги Валерия Танаева, губернатора Костромской области Сергея Ситникова, ветеранов-железнодорожников и историков была открыта мемориальная доска в память Ф.В. Чижова и С.И. Мамонтова. Выступавшие в своих речах подчёркивали, что эти два великих имени вписаны золотыми буквами в историю Северной железной дороги; линия от Ярославля до Костромы стала важной частью магистрали, соединившей этот отдалённый русский край с центром страны, её столицами. В результате прихода сюда железной дороги произошёл резкий экономический скачок в регионе: развилась промышленность губернии, и прежде всего его текстильная и мукомольная отрасли, требовавшие новых путей подвоза сырья и сбыта готовой продукции, - до этого гружённый товаром обоз ехал до Москвы неделю, а в распутицу - и того дольше; отныне же груз доставлялся заказчику в считанные часы - меньше суток. Увеличилась численность населения Костромы, появились новые производства, фабрики, а впоследствии, с открытием Транссиба, было налажено устойчивое сообщение между европейской частью России и Дальним Востоком.
Сегодня, спустя 100 лет, железная дорога Ярославль-Кострома по прежнему используется для перевозки грузов и пассажиров. Ежедневно по ней проходят 32 состава.
ВИДЕО: Прибытие ретро-поезда к вокзалу Ярославль-Московский
Столетие