«Самое страшное - умереть в расколе...»

Синод канонической Церкви на Украине высказался по поводу автокефалии

0
594
Время на чтение 9 минут
«Самое страшное - умереть в расколе...»

25 мая в резиденции Предстоятеля УПЦ МП на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, на котором было принято Обращение к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви на Украине». Информационно-просветительский отдел УПЦ на сайте news.church.ua опубликовал текст документа на русском и украинском языках.

По благословению Блаженнейшего Митрополита Онуфрия текст указанного Обращения зачитан во всех храмах Украинской Православной Церкви.

Блаженнейший митрополит и иерархи УПЦ твердо стоят за каноническое православие на Украине. Обращение отражает всю проблематику по этой актуальной теме на сегодня. Самое главное: в Обращении говорится о том, что Украине, прежде всего, нужен мир. Каждый день гибнут люди в гражданской войне, остановить братоубийство - вот главная задача для всех, живущих в этой стране. Государственная власть не говорит о тех последствиях, которые могут наступить для граждан от необдуманных действий в связи с рассмотрением вопроса о Томосе. Для единства нужна не агрессия, а миролюбие, которого не видно со стороны тех, кто готов к автокефалии.

В Обращении сообщается, что в течение последних недель на Украине активно обсуждается возможность одностороннего предоставления Константинопольским патриархатом «Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». Однако Украинская Православная Церковь до сих пор не получала от Константинопольского патриархата никаких официальных сообщений по этому вопросу. Вместе с тем известно, что и Поместные Православные Церкви мира также не получали из Константинополя официальных писем, которые касались бы данного вопроса.

По просьбе Предстоятелей Поместных Православных Церквей Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обратился к ним с письмами, в которых проинформировал о текущей ситуации в украинском Православии, а также изложил отношение Украинской Православной Церкви к инициативам предоставления «Томоса об автокефалии».

На сегодняшний день известно, что Предстоятели и Соборы епископов Поместных Православных Церквей выражают настороженное и негативное отношение к предоставлению упомянутого Томоса как средства преодоления раскола в украинском Православии.

В частности, среди Поместных Церквей общим является мнение о необходимости возврата схизматических церковных групп в лоно канонической Церкви, что позволит обсуждать вопрос статуса единой канонической Церкви.

Такая позиция Поместных Православных Церквей мира совпадает с позицией УПЦ МП.

«Украинская Православная Церковь от начала возникновения раскола последовательно выступала за восстановление церковного единства, - говорится в Обращении. - Однако, по нашему глубокому убеждению, путь к восстановлению церковного единства и к возможному автокефальному статусу не должен пролегать через легализацию раскола и замену им Церкви Христовой. В частности, в Постановлении Юбилейного Собора УПЦ, который состоялся в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 8 июля 2011 года, было отмечено, что "...восстановление единства украинского Православия должно происходить согласно канонам Православной Церкви, без вмешательства политических сил и через возвращение тех, кто отошел, в лоно канонической Украинской Православной Церкви" (пункт 11).

Главным критерием в принятии всех церковных решений является польза для Церкви, а метод принятия таких решений должен заключаться в соборном обсуждении важных и актуальных как для отдельной Поместной Православной Церкви, так и для всего мирового Православия вопросов. Любые единоличные или односторонние действия в среде Церкви являются нарушением принципа соборности и угрожают единству Церкви.

Из новейшей истории Православной Церкви на Украине можно сделать вывод, что нарушение принципа соборности, отсутствие чувства пульса настоящей внутренней церковной жизни, а также вмешательство политических и других нецерковных сил во внутренние дела Церкви собственно и привело к возникновению раскола в украинском Православии».

Дискуссия о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви на Украине, отмечается в Обращении, длится уже почти 100 последних лет. Однако за все это время всем инициативам в этом направлении не хватало духа соборности и соблюдения церковных правил, что привело к самовольным образованиям неканонических структур: сначала «Украинской Автокефальной Православной Церкви», а затем - «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата».

Таким образом, исторический опыт указывает на то, что отсутствие канонического сознания и послушания Церкви, отсутствие соборного обсуждения важных церковных вопросов, недостаток терпения и взаимопонимания, гордость, а также вмешательство политических факторов в церковные вопросы - все это ведет не к церковному единству, а только к расколам. А потому, это ошибочный путь, которым не должна идти Церковь Христова. История Церкви свидетельствует о том, что те попытки единения, которые проводились «сверху», часто не воспринимались церковным народом, поскольку имели политические причины и не принимали во внимание особенностей внутренней церковной жизни. После таких «объединений» по инициативе и с активным участием государственной власти храмы становились пустыми, потому что церковный народ чувствовал искусственность таких «объединений». Вмешательство в этот процесс посторонних для Церкви сил может еще больше разделить наш народ, и вместо желаемого для всех нас единства мы можем получить еще больше разделения».

«Автокефальный статус имеет сугубо технический церковный характер, который заключается в содействии проповеди Евангелия на территории отдельного государства, и не может быть инструментом в геополитической борьбе, - настаивает Обращение. - Вместе с тем, автокефальный статус предоставляется всей Церкви в рамках определенной территории.

В связи с этим необходимо осознавать, что появление другой параллельной юрисдикции на Украине может породить новые противостояния внутри нашего народа, что не только будет угрожать безопасности государства, но и поставит под вопрос возможность будущего единства Церкви на Украине. Наш народ может быть разделен надолго, если не навсегда.

Выход из этой ситуации видится в восстановлении церковного единства на Украине, а не в закреплении церковного разделения путем установления параллельной церковной юрисдикции. Мы разделяем обеспокоенность государственной власти Украины наличием церковного раскола в нашей стране. Впрочем, считаем, что для успешного решения этой проблемы нужны другие условия, в частности мир и стабильность в нашем Государстве. Мы всегда способствовали и будем способствовать Государству в вопросах нравственного и патриотического воспитания, но выступаем против использования Церкви в геополитической борьбе. Подтверждаем открытость и готовность к любому конструктивному сотрудничеству и диалогу с целью достижения церковного единства».

В этой связи следует помнить и слова, сказанные не столь давно митрополитом Тернопольским и Кременецким Сергием: «Испытания продолжаются. На каждом новом уровне у каждого свои испытания. Главное - сохранить веру, главное - быть с Богом. И одно испытание пройдет, и другое. Нам нужно оставаться людьми в любых условиях при любом устроении. В испытаниях мы возвращаемся к Господу, в испытаниях проявляется любовь человеческая, ее качество: и во время болезни, страданий, и на войне. Испытания показывают, какая наша вера, какая наша любовь. ... Нужно уповать только на Всевышнего, что бы ни было. ... Но люди не идут в церковь, а сидят дома и занимаются своими делами. А должны бежать к Богу.

Бездействие тревожит. Люди не желают прийти к Творцу, покаяться. И как Господу помочь нам, если мы Его не просим, если мы к Нему не обращаемся, если не хотим жить Его заповедями, а требуем, чтобы Он дал только то, что нам нужно. Важно покаяние, осознание нашей греховной жизни.

Не паникуйте, не углубляйтесь в социально-политические конфликты, а позаботьтесь об устроении сердца и души!».

 * * *

Уместно также вспомнить слова, некогда сказанные Патриархом Московским и всея Руси Кириллом - во время посещения Украины, в канун празднования дня Крещения Руси: «Самое страшное - умереть в расколе...»

В тот самый день состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре, в резиденции Блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира.

Патриарх призвал заблудших к максимально быстрому возврату в лоно канонической церкви, которое возможно лишь через покаяние.

Напомним, что Священный Синод РПЦ, заседание коего прошло тогда под председательством Святейшего Патриарха, в тот день опубликовал Обращение к православным христианам Украины, пребывающим в расколе.

«Уже более двадцати лет продолжаются нестроения, порожденные церковным расколом на Украине, - говорится в документе. - Раздоры и смущения, распри и обиды, которые он принес с собой, не могут не сказываться на жизни украинского Православия и общества в целом. Раскол прошел через судьбы людей, нарушил семейное и общественное согласие. Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати. Согласно первому правилу святого Василия Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо... отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали».

«В последнее время мы получаем все больше свидетельств о том, что многих ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение. Еще более горестно оно для нас, по слову Апостола: Уста наши отверсты к вам,... сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно (2 Кор. 6, 11-12). Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно настанет», - говорилось в обращении Св. Синода.

* * *

Несомненным актом единения нашей Церкви, осуществленным вопреки политическим распрям, стали торжества в Харькове, прошедшие 1 июня с.г., по случаю 25-летия Собора святых Слобожанского края.

Торжества возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

По прочтении Святого Евангелия Предстоятель обратился к пастве со словом проповеди. Архипастырь напомнил верным историю существования Церкви в давние времена и объяснил, почему инициативы политиков по церковной жизни не принесут пользы ни Церкви, ни государству. Блаженнейший Владыка рассказал и о празднике, по случаю которого состоялось богослужение.

«25 лет назад был установлен праздник Слобожанских святых, - сказал Блаженннейший митрополит, - к которым вошли и древние святые, которые до революции были прославлены. Но большая часть святых, которые вошли в Собор, это те, которые пережили революцию, которые в этом человеческом хаосе были светильниками для людей, которые не потеряли ни себя, ни тот путь, которым должен идти священник и человек. Это священномученик Онуфрий Курский и другие священномученики, которые свою веру и любовь к истине, к Христу засвидетельствовали кровью.

И мы радуемся, что у нас такой Собор святых. И мы просим, чтобы эти угодники Божьи - они предстоят перед Престолом Божьим - чтобы они возносили свои молитвы за нас, чтобы мы не потерялись в этом безумном потоке, который куда-то мчится, но мчится, скорее всего, к концу - к концу света.

И чтобы мы в этом хаосе не потеряли себя, не потеряли Бога в своей душе, чтобы мы не потеряли тот путь, которые ведет ко Христу. Потому что много путей сегодня предлагается человеку: ты туда можешь пойти, и туда, и туда - а про Бога забываем, что надо идти тем путем, который ведет к Богу. Этим путем надо всем идти: и нам - мне первому - и всем священникам, и всем мирянам. Те, которые знают Бога, и те, которые не знают, - они все должны этим путем идти. Если человек пойдет иным путем, он будет несчастным».

За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине.

В завершение Блаженнейший митрополит Онуфрий поздравил верующих с 25-летием установления Собора святых Слободского края.

Уже насчитывается около 60 прославленных святых, связанных со Слобожанщиной - это местночтимые Харьковские святители, прославленные Церковью святители, ранее управляющие Харьковской епархией или викарные ее архиереи, новомученики Слободского края, собор святых Святогорской лавры и особое место занимают родившиеся в Харьковской губернии святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский и преподобный Иосиф Оптинский, а также другие святые, которые здесь родились, проживали, служили, пребывали в ссылке или заключении.

Следует помнить, что и Белогорье является исторической и духовной частью Слобожанщины. В Собор Слобожанских святых входит святитель Иоасаф Белгородский и другие святые архипастыри земель Белгородских и Курских.

Глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнес в дар Его Блаженству икону священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского с частицей его святых мощей. Белгородский архипастырь отметил символичность того, что в этот день также совершается память Собора новомучеников и исповедников земли Белгородской.

После Литургии состоялся крестный ход с участием детей, который завершился благодарственным молебном на территории епархиального управления.

Фото информационного отдела УПЦ МП

Столетие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Матвей Славко
Петров день третьего лета войны
Выставка трех поэм
07.08.2023
Молитвою своею Российстей стране победы на противныя подающий
Преподобный Сергий Радонежский и Киев
05.05.2022
«Война на Украине — духовная...»
Как страна превратилась в террористическую секту
27.04.2022
Возможна ли полная денацификация Украины?
Чего мы ждем от специальной военной операции: мнения экспертов
12.04.2022
«В земли Тавричестей просиявшии...»
15 / 28 декабря - Собор Крымских святых
28.12.2021
Все статьи Матвей Славко
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34