itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Всеправославное совещание 1948: актуальные аспекты

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
383
Время на чтение 8 минут
1 июня на территории храма Вознесения за Серпуховскими воротами, где располагается Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви, прошла конференция «Всеправославное Совещание 1948 года и духовная безопасность современной России». Организатором выступил Аналитический центр святителя Василия Великого, пригласивший представителей духовенства, университетов и православной общественности к обсуждению этого события. Всеправославное совещание проходило в Москве с 8 по 18 июля 1948 года, и, как уверены организаторы приуроченной к его 70-летию конференции, обсуждаемые тогда вопросы и принятые решения снова актуальны сегодня. В первую очередь это касается осуждения экуменизма и взаимоотношений с Ватиканом. Большинство участников говорили об исполнении резолюции Всеправославного Совещания по экуменическому вопросу и о необходимости прекратить членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ), что обусловлено как геополитической ситуацией, так и возвращением к канонической норме.

Открывая конференцию, соучредитель центра Василия Великого Максим Козлов-Шульженко призвал участников при оценке рассматриваемого события придерживаться исторического и политического реализма, избегая распространенных мифов. Первый, обозначенный как «православный сталинизм», был создан позитивными традиционалистами, которые исходили из антиэкуменистического и антимодернистского характера Совещания, заключив, что Церковь и руководивший страной И.В. Сталин были едины в своем курсе. Противоположный миф, обозначенный как либерально-модернистский, упирается в фактор давления государства на Церковь и утверждает, что на самом деле она стремилась к экуменическому движению. Максим Сергеевич процитировал выдержки из доклада начальника Совета по делам РПЦ полковника Карпова от 1947 года, где говорится о необходимости использовать Московскую патриархию в геополитических целях в грядущих мероприятиях.

Старший аналитик Центра, религиовед диакон Илья Маслов выступил с докладом о Совещании в контексте вызова экуменизма. Он предложил считать экуменизм одним из феноменов западного проекта глобализации в XX веке, представляющего на разных уровнях своей реализации три явления: модернистское учение о Церкви, «теорию ветвей», которое с православной позиции является еретическим; религиозно-политическое движение, направленное на объединение всех христианских сообществ в рамках единой международной организации; форму постхристианского сознания, основанного на принципиальном отказе от признания единственности истины в религиозной сфере. Докладчик отмечает, что противники легитимности Совещания апеллируют к политическому диктату СССР, однако вступление в ВСЦ в 60-е годы было политическим актом. В 1948 году отказ от членства в ВСЦ был заявлен практически всем Православным миром в лице десяти поместных Церквей, а в 60-е вступление совершалось в частном порядке по решению Синода и Архиерейского собора. Таким образом, для отмены резолюции Всеправославного совещания требуется столь же масштабное и высокое собрание, аналогов которому больше не было. Критский собор и прочие съезды только свидетельствуют о стремлении экуменистического движения стать серьезной международной силой.

Диакон Илья Маслов полагает, что Русской Православной Церкви следует выйти из ВСЦ, сохранив статус наблюдателя, что только укрепило бы авторитет священноначалия и единство внутри Православия. Межконфессиональное взаимодействие следует привести в соответствие с православной нормой, то есть совместные молитвы с инославными должны быть строго пресечены, а диалог должен вестись на миссионерских началах. Он рекомендует отказаться и от вторичных форм взаимодействия, вроде академического обмена духовных школ и совместных научно-богословских, социальных и культурных инициатив, а также от совместной миссионерской деятельности, подчеркивая, что проповедовать некое обобщенное христианство православный не должен.

Декан факультета истории и политологии Московского государственного областного университета В.Э. Багдасарян рассматривал Православие в контексте государственной идеологии СССР. После Второй мировой войны начался процесс формирования нового мироустройства. В недрах большевистской партии вызревали два вектора развития, один из которых рассматривал мир как сеть, где нивелируются факторы национальной и цивилизационной идентичности. Иосиф Сталин выбрал другой вариант, где предполагалось наличие определенного центра, то есть СССР, и распустил Коминтерн. Как истинный стратег, он предполагал использовать все средства для укрепления влияния Советского Союза, в том числе и Православие. Известно, что И.В. Сталин читал труды Н.Я. Данилевского и мог взять их на вооружение в рамках диалога Россия - Европа. Косвенное свидетельство тому - внезапное открытие кафедр славяноведения, резкое обращение к теме славянского единства в 40-е годы и внедрение идеи консолидации в общественный дискурс. Показателен тост Сталина на обеде в честь президента Чехословакии Э. Бенеша: «За новых славянофилов, которые стоят за союз независимых славянских государств!»

Славянский вопрос соседствовал с христианским, но на этом поле у СССР возникали конкурирующие проекты - Ватикан как консервативный центр Запада и Всемирный совет церквей, в формировании которого официально принимали участие масонские структуры. В том же 1948 году в Амстердаме проводится учредительная ассамблея ВСЦ, тогда же начинает внедряться термин «иудохристианство» как обозначение цивилизационной общности. Для СССР значительной дружественной фигурой был патриарх сербов Гавриил V, который продолжал поддерживать отношения с русскими, несмотря на давление, оказываемое режимом Тито. Его приезд на торжества по случаю 500-летия автокефалии РПЦ и Всеправославное совещание в Москву сыграл важную роль, поэтому его кончина при странных обстоятельствах до сих пор остается поводом для дискуссий. Тогда же снова поднимался вопрос Константинополя (проливы и армянские территории), но американцы и англичане поддержали Турцию. В те годы патриарх Константинопольский Максим V пытается проводить гибкую собственную политику, при этом сотрудничая с Москвой. В 1948 году его вынуждают уйти на покой, заменив патриархом с резко антисоветскими взглядами Афинагором, который даже не являлся гражданином Турции и прилетел из США на самолете президента Г.Трумэна. По соседству находилась Палестина, где до 1945 года около 20% населения исповедовали Православие, а через море - Греция, где бушевала гражданская вой­на. И везде Москве следовало исходить не только из политического, но и из религиозного контекста, что прекрасно понимал И.В. Сталин, поэтому предполагал дальнейшее развитие православной линии. Однако его смерть и приход Н.С. Хрущева все перечерк­нули. Возобновилась ярая антицерковная политика государства. Одновременно Московскую патриархию подтолкнули вступить в ВСЦ и направили делегацию на Второй Ватиканский собор. Вардан Эрнестович не считает совпадением этих шагов с желанием Хрущева «показать по телевизору последнего попа».


Настоятель храма преподобного Феодора Студита протоиерей Всеволод Чаплин говорил о выборе, который ставил ХХ век перед православными. Это верность Христу и истине либо оппортунизм, к которому толкали разные движения, от коммунистов до крайних либералов. По его оценке, за это столетие Церковь интеллектуально оскудела за счет внешних факторов и модернистских тенденций, что советская власть стремилась использовать в своих интересах, а верующие стали больше ориентироваться на эмигрантскую среду, где доминировали либеральные идеи. Однако, как уверен отец Всеволод, постепенно люди возвращаются к Истине Христовой после этого морока и больше не поддаются приспособленчеству, хотя эта тенденция и сохраняется в некоторых кругах РПЦ.

По телефонной связи из Сербии главный редактор «Русской народной линии» А.Д. Степанов поделился своим видением Совещания в контексте эпохи. Он отметил, что у критиков этого события принято высоко оценивать Поместный собор 1917 года, проводившийся в условиях крушения государства, когда принятые решения вели к демократизации и саморазрушению, Церковь была предоставлена сама себе, а после падения самодержавия епископат приветствовал революцию, однако восстановление патриаршества - единственное, что можно отнести к важным и полезным свершениям того этапа. Зато в 1948 году мероприятие готовилось в недрах мощного государства, страны-победителя, что Анатолий Дмитриевич сравнивает с поместным собором при расцвете Византийской империи. Решения Совещания были направлены против экуменизма и имели положительный характер, что докладчик оценивает как пример позитивного влияния государства. Он также считает необходимым реабилитировать на информационно-идеологическом уровне незаслуженно принижаемый синодальный период развития Церкви. По его мнению, государству можно и нужно участвовать в церковной жизни, что подтверждает опыт 1948 года.

Член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик рассказывал о вкладе святителя Серафима (Соболева) в работу Всеправославного совещания, которое препятствовало апостасии. По его замечанию, в этот исторический период бывший семинарист Иосиф Джугашвили сыграл роль удерживающего, а сдерживать надо было европейского человека по К.Н. Леонтьеву как средство всемирного разрушения, в данном случае всемирного слияния и синкретизма. Когда Русская церковь была приглашена к участию в экуменистическом конгрессе в Амстердаме, святитель Серафим выступал против, указывая на то, что истинная Апостольская церковь одна: не может быть множества церквей, как и единства в ереси. Он вел полемику против искажения экклезиологии и протестантизма в мышлении с протоиереем Василием Зеньковским, а его расследование выявило масонский след в экуменистическом движении и авторитетном издательстве «ИМКА-пресс». Цитируя святителя Серафима, отец Владимир заключил: экуменистами двигает не любовь к ближнему, а бесчинство, посему - да избави нас Бог от такой любви! От себя докладчик пожелал всем скорее преодолеть тягостное хрущевское наследие недоброй памяти 1961 года и держаться благоразумной обособленности.

Подводя предварительный итог прозвучавшим выступлениям, научный руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого Евгений Иванов заявил, что промысел Божий не позволил советской власти, движимой мирскими амбициями, превратить Православную церковь в новый Ватикан, зато принес ценные плоды.

Процессор кафедры истории Российского университета дружбы народов С.И. Реснянский говорил о проблеме самоопределения РПЦ в 40-50-е годы. Он напомнил, что проведенное в 1948 году Москве Совещание было приурочено к 500-летию автокефалии Русской Церкви, которая вышла из-под подчинения Константинополю по причине подписания Флорентийской унии 1448 года. На Совещании патриарх Алексей I сравнивал экуменизм с Вавилонской башней и видел в нем глобалистскую экспансию США. На его взгляд, власти СССР стремились использовать Церковь во благо государства, а Церковь старалась извлечь из этого свою выгоду в борьбе с врагами и изоляцией, но Церковь всегда хранима свыше, поэтому находит выход из сложного положения, как найдет его и теперь.

Доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова О.А. Ефремов рассуждал о Всеправо­славном совещании как о компоненте «сталинского христианского социализма» в контексте новейшей историко-идеологической мифологии. Приводя примеры исторических фальсификаций и искаженных интерпретаций событий периода открытых гонений на Церковь и заключений священнослужителей в лагеря, он выступил категорически против христианизации образа И.В. Сталина. По его мнению, советский лидер выстраивал эффективную модель управления, где Церковь выполняла определенные функции для внутреннего укрепления государства или роста внешнего влияния в конкретных регионах.

Последнее выступление вызвало протесты других участников и спровоцировало активную полемику, затрагивающую репрессии 30-х годов, число верующих в 1937 году и фактор их влияния на государственную политику.

Филипп ЛЕБЕДЬ

Русский вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Лебедь
Казус Великой Финляндии
Политические амбиции и несостоятельность панфинно-угризма
20.01.2024
Где казаки снова на государственной службе
Черноморское казачество делится практическим опытом и архивом
02.01.2024
Альтернативные версии событий 7 октября
Была ли сакральная жертва?
04.12.2023
Все статьи Филипп Лебедь
Л. Ивакин
Церковь уходит на дембель
Священникам предоставлена отсрочка от армейской службы
16.01.2002
Все статьи Л. Ивакин
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06