Собрать воедино осколки прошлого

0
1662
Время на чтение 4 минуты
Село Лесная Неёловка Базарно-Карабулакского района некогда имела другое название: Нагорная Неёловка. Село находится на возвышенности, обдуваемой всеми ветрами. Когда-то здесь было большое поселение, вся жизнь которого протекала вокруг величественного храма. Его разрушили. Но не разрушили память. Энтузиасты, любители истории родного края нашли информацию о священнике, который здесь служил и был репрессирован. За помощью и научной консультацией они обратились к председателю историко-православного общества «Возрождение» Евгению Леонидовичу Лебедеву. 17 мая Евгений Леонидович встретился с прихожанами нового храма села Лесная Неёловка - апостола и евангелиста Иоанна Богослова, освященного в 2011 году.

Обычная история

С церковью села Лесная Неёловка произошла обычная для богоборческого XX века история: большой кирпичный храм, освященный во имя Святой Живоначальной Троицы, был возведен помещиком Столыпиным на возвышении, откуда была хорошо видна вся округа - зеленые сады, пруд. Потом храм был закрыт, осквернен, разрушен. Сохранились скудные свидетельства о последних днях дома Божия. 1923 год. Советская власть вынуждает верующих взять национализированное помещение в аренду и платить за него государству огромные деньги - 1 рубль 35 копеек золотом в месяц. Миссию по содержанию храма взял на себя псаломщик церкви П. Е. Киселев. От 1930 года сохранился документ, озаглавленный «О ходатайстве граждан с. Л. Неёловка Баз. Карабулакского района о закрытии церкви и передачи таковой для культурного использования/клуб/». Клуб все-таки организовали не в самом храме, а в бывшем доме священника. А здание церкви разрушили до основания в 1936 году.

Важный прецедент

Одним из священников, которые служили в этом храме, был Ефим Исаевич Тощев. О его судьбе нам известно немного. Но то, что известно, мы знаем благодаря краеведческим трудам сестер Степановых - Марины Владимировны и Надежды Владимировны, а также настойчивости настоятеля храма с. Лесная Неёловка иерея Сергия Козина. Отцу Сергию удалось сделать почти невозможное: он добился того, что областное управление ФСБ по Саратовской области выдало дело не родственнику репрессированного священника, а настоятелю прихода, в котором этот священник когда-то служил. Добиться разрешения ознакомиться с делом было нелегко.

По свидетельству Евгения Леонидовича Лебедева, это первый и очень важный прецедент такого рода, потому что такая практика сильно облегчит работу верующих прихожан по розыску материалов о репрессированных священниках. Это первый случай в нашей епархии. Обычно такие документы выдаются только родственникам. А что делать, если родных не осталось? Впрочем, даже если родня есть, факт родства нужно доказать, и сделать это порой непросто. В 20-30 годы XX века документация в селе велась крайне плохо, и многих необходимых свидетельств просто нет. «Отсутствие документов не случайно, - объясняет нам Евгений Леонидович, - советская власть уничтожала церковные архивы специально, вместе с храмами и людьми, молящимися в этих храмах. В архиве консистории (то есть канцелярии епископа) из ста тысяч дел осталось только десять».

Стоит ли удивляться тому, что история гонений на церковь в Саратовском крае представляет собой одно большое белое пятно? Например, из документов разрушенного храма села Неёловки от советского периода до нашего времени дошли только две клировые ведомости. А ведь такие ведомости должны были составляться каждый год. Неудивительно, что история отца Евфимия Тощева известна нам фрагментарно.

Фрагменты судьбы

Ефим Исаевич Тощев родился 7 марта 1858 года в селе Тёпловка Новобурасского района. В детстве он был подпаском. Влиятельный граф Воронцов-Дашков заметил способного мальчика и помог ему поступить в семинарию в городе Саратове. «Выпускник семинарии в то время, - поясняет Евгений Леонидович, - обладал очень широкими познаниями. Кроме того, что он был пастырем, он и учил, и лечил. А еще и землю пахал, как простой крестьянин, потому что магазинов тогда в селе не было, и прокормить семью можно было только крестьянским трудом».

После окончания семинарии отец Евфимий служил в Гуселках близ Саратова, а в 1903 году приехал в Лесную Неёловку, где и служил до 1929 года, то есть фактически до закрытия храма. Когда в 1930 году отца Евфимия арестовали, ему было 72 года... Он был отправлен в ссылку в Карпогоры, Северный край, село Шардонемь. Там его следы теряются. Для того чтобы узнать судьбу батюшки, краеведам села Неёловка придется обратиться в архив Архангельской области. Если там будут обнаружены сведения о репрессированном священнике, история отца Евфимия Тощева получит свое завершение.

Вопросы без ответов

А вот изучение биографии другого священника села Неёловка Колпикова (пока установлена лишь его фамилия. - Авт.) только начинается. По рассказам старожилов, с ним произошла такая история: перед арестом батюшка успел отправить свою семью из села, а его самого прихожанки обрили, переодели в женское платье, посадили на санки (это было зимой) и повезли из села на станцию Карабула. Когда женщин спрашивали, кого они везут, они отвечали: бабушку к родственникам на станцию. На станции отважные спасительницы взяли билет и отправили батюшку поездом в неизвестном направлении. Что стало с ним и его семьей после этого - пока неизвестно. Вопросов больше, чем ответов. И тем ценнее любые воспоминания жителей села о тех временах. По таким обрывочным сведениям, по ниточкам судеб собирается историческое полотно.

Евгения Сергеевна Рыбакова (1943 года рождения) с благодарностью вспоминает отца Стефана (фамилия неизвестна), который крестил ее в семилетнем возрасте. Конечно, запрещенный советами обряд совершался уже не в храме, а тайно, на дому.

«Помню я, - вспоминает Евгения Сергеевна, - что чаще всего батюшка служил в доме Клочковых. Там всегда была полна изба народу».

«Мы жили в Озерках, - вспоминает другая жительница села Мария Георгиевна Кудякова. - Бабушку мою за то, что была верующей, отправили в тюрьму в город Пугачев. Там она и умерла. И я не знаю, в каком году это было, при каких обстоятельствах. Нам никто ничего не сообщил. А звали ее Анна Ивановна Шумилова».

Благодаря «стараниям» большевиков история многих храмов нашего края превратилась в пазл, в котором не хватает множества составляющих. Жителям села Лесная Неёловка вместе с саратовскими краеведами предстоит воедино сложить осколки нашего трагического прошлого.

Фото Е.Л. Лебедева

Газета «Православная вера» № 11 (607)

Екатерина Иванова

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52