Законы сохранения материи, в том числе мыслительно-чувствительной, действуют и в пропаганде, идеологии.
Нынешняя украинская власть в этой сфере - с одной стороны, запрещает на временно оккупированной ею территории российскую культуру целыми гектарами, а с другой - насаждает и подогревает нечто «альтернативное», абы-не-русское, или даже такое, что будучи русскоязычным, все же по сути своей является если и не антирусским, то уводящим в параллельную реальность.
Кампания замен и подмен идет - где размашисто, как в сносе памятников, сфере «декоммунизации», переименования улиц и прочих топонимов, запрете российских актеров, фильмов, книг и прочего, а где и «тихой сапой», со вскармливанием своих имен, персон, коими пытаются засорить, занять, замутить сознание украинских граждан, потребителей культуры, прежде всего, разумеется, молодых, тем самым заполнив, изменив смысловое пространство и устремив его, в том числе и косвенными способами, на отрыв от общерусской ментальности.
Разумеется, самой первой задействована такая процедура как запрет. В разных сферах жизни.
Начать с коммуникативной сферы, то есть с того, что уже не только самолеты не летают из Украины в Российскую Федерацию, но также не ходят электрички, а поездов - остались считанные единицы. Когда такое было? Во времена УССР электричка Харьков-Белгород (80 км - расстояние между родственными соседями) ходила почти каждый час-полтора, во времена четверти века незалежности это движение сильно упразднилось, а ныне, при евромайдановцах-квазибандеровцах - его и вовсе нет! Ни одной электрички!
Если попытаться рассказать, как и чем сегодня добирается любой едущий к родственникам или по иным причинам из Украины в Россию, то получится то ли сатирический горестный памфлет, то ли даже плутовской роман.
А зачем ездить? Если власть во все горло «настоятельно рекомендует» не ездить. И не только на заработки, а даже на соревнования или культурные форумы, фестивали, конкурсы.
Вот в марте с.г.
министр молодежи и спорта Украины Игорь Жданов заявил, что украинские
спортсмены не будут принимать участие в любых соревнованиях, которые
проходят на территории РФ. »Я подписал новый приказ - о том, что в
соответствии с недавно принятым законом Украины «Об особенностях
государственной политики по обеспечению государственного суверенитета
Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской
областях» украинские спортсмены не будут принимать участие в любых
соревнованиях, которые проходят на территории РФ», - написал Жданов в
соцсети Фейсбук и прикрепил фотокопию приказа.
По его словам, соревнования в России являются «опасными» для украинских
спортсменов. Он также призвал международные федерации не назначать
соревнования на территории РФ.
Не отстает и глава Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Юрий Артеменко, который во время отчета в профильном комитете Рады заявил, что «российской пропаганде на Украине положен конец». Пан Артеменко рассказал, что за три года в его ведомстве провели проверку иностранных программ на предмет выполнения норм украинского законодательства, и «была остановлена ретрансляция 80 иностранных программ .... Таким образом, мы положили конец распространению в украинских кабельных сетях информации иностранных каналов, направленных на дискредитацию Украины».
Прежде всего, это касается, разумеется, запрета показа фильмов и сериалов производства «страны-агрессора и тех, что пропагандируют коммунистическую идеологию». Государственное агентство шерстит центральные украинские каналы, в частности, «Украина», «Интер», ICTV, «НТН», «СТБ», «1+1». «Успехи» запретительства впечатляют: представлению ведомства пана Артеменко с 4 июня 2015 года по 31 октября 2017 года аннулированы прокатные права демонстрации на территории Украины для шести с половиной сотен фильмов.
Разумеется, это
уводит потребителя из местного телеэфира и кабельного вещания - на
спутниковую «тарелку» и в интернет, где люди тотально смотрят российские
телеканалы.
Контроль интернета не сработал: запрещенные сайты остаются на Украине
самыми популярными, умельцы быстро придумали программные способы обхода
запретов и блокировок.
Украинские надсмотрщики уже сами стали путаться в подходах и критериях:
кого запрещать, а кого все же нет. Тот же Ю. Артеменко уже назвал
неоправданным автоматический запрет на Украине фильмов с участием
российских актеров. «Проблема с так называемыми «черными списками»
существует у нас давно - из-за того что человек внесен в «черный
список», у нас запрещается демонстрация фильма, в котором он снимался.
Но сам фильм не несет пропаганду и имеет международное признание. Однако
чисто по формальным признакам эти фильмы запрещены у нас к показу».
Например, запрет на актеров, скажем, Депардье и Талызину вынуждают
запретить и фильмы, где они сыграли даже эпизодическую роль. Это
абсурдно, по признанию самих же чиновников-надзирателей.
А что делается в сфере, с позволения сказать «инженеров человеческих душ», то есть писателей? Чем, в условиях непущания русских книг, замещаются вакансии у украинских издателей?
Аналитики, взявшие критерием заработок украинских авторов, утверждают, что в условиях раздолья, возникшего для местных авторов из-за запрета на конкурентную - по языку и уровню - русскую литературу, рейтинг теперь возглавляет Симона Вилар (псевдоним харьковчанки Натальи Гавриленко), работающая в жанрах фэнтезийных и исторических мелодрам. Ею отодвинут с первого на пятое место киевский украиномовный детективщик и сценарист Андрий Кокотюха, автор публицистической книги «Покоління сміливих. Україна: 25 років незалежності». Про Вилар сообщают также, что по итогам 2014 года она уже занимала первое место в топе успешных украинских писателей. Ей 52 года, а в литературе она почти четверть века, печататься начинала в России, является обладательницей престижных премий в области фантастики и фэнтези. Симона Вилар, что называется, в тренде: будучи специалистом-историком по Средневековью, она создает полотна на основе реальных исторических событий. И удобно: вне всяческой политики, вне современности!
На второе место в рейтинге вывели сумчанку Светлану Талан, пишущую «о любви», многие ее романы на украинском языке, и написаны в расчете на женскую аудиторию, о современности, но тоже каким-то чудом вне политики и актуальной реальности. Ее произведения продавцы в шутку называют «сахарными».
Киевляне Андрей Курков и Ирэн Роздобудько пока отошли с первых мест в сторону, их потеснил живущий в Харькове украиномовный писатель Сергий Жадан с романом «Интернат», выпущенным самым большим и редким для украинских писателей тиражом - 20 тыс. экз. Пан Жадан не только отметился в новейшее время активной поддержкой неонацистов, но и нередкими гастролями с украинскими поп-музыкантами. Это всё - тоже «удобно», «в тренде».
С третьего на четвертое место по сравнению с прошлым годом сместился Генри Лайон Олди (псевдоним известного харьковского дуэта фантастов - Дмитрия Громова и Олега Ладыженского).
Шестое место в топ-десятке минувшего года заняла еще один новичок рейтинга - харьковчанка Наталья Костина, архитектор, работавшая в жанре детективов, свою первую книгу «Все будет хорошо» (2011) выпустившая в 50 лет. Теперь она пишет романтические истории.
Называют также обратившего на себя внимание 63-летнего Сергея Пономаренко, работающего в жанрах фантастики и интеллектуального детектива.
Занятна на ниве новой коммерческой литературы впечатляющая роль харьковских литераторов. Понять это можно: Харьков по-прежнему - чуть ли не самый образованный и культурный город бывшей УССР.
Инерция накопленного культурно-образовательного потенциала еще с советских лет - пока действует, интересно, насколько она продлится в условиях продолжающейся и нарастающей замкнутости Украины от классической, да и современной русской культуры, при росте пропаганды ненависти, милитаристическом угаре, зомбирования молодых поколений, вытеснения и замещения общерусской культурной памяти. Ведь, как ни крути, а «культурное гетто» на Украине уже создано и действует.
Камертон