Представляем вниманию наших читателей интервью, которое митрополит Ловчанский Гавриил (Динев) из Болгарской Православной Церкви дал Аналитическому центру свт. Василия Великого по поводу 100-летней годовщины мученической кончины последнего русского императора Николая II и его святой семьи. Владыка Гавриил учился в Московской духовной академии и жил в России, общался со многими русскими людьми, известными подвижниками благочестия, благодаря чему у него была возможность узнать русский народный дух и церковную жизнь.
- Ваше Высокопреосвященство! Благословите! Сотрудники Аналитического центра святителя Василия Великого благодарят Вас за возможность этой беседы. Мы хотим посвятить её столетию трагического события русской, а ещё шире - общеславянской и православной истории XX столетия - мученической смерти святого страстотерпца императора Николая II, его августейшей семьи и их верных слуг в 1918 году. Это событие известно почти всем, однако есть ощущение, что оно ещё не вполне осмыслено большинством наших современников. Как Вы считаете, в чём религиозный смысл екатеринбургской трагедии? Мировая история, увы, знает многие примеры цареубийств, но почему именно гибель последнего российского царя вызывает столько споров по сей день, как в России, так и на Балканах?
- Екатеринбургская трагедия не вполне осмыслена большей частью наших современников, потому что личность православного царя-мученика на протяжении десятилетий была запятнана атеистической и антирусской пропагандой. Воспитание нового советского человека ставило целью показать в монархии символический пример тирании, жестокости, алчности и прочего, чтобы внушить отвращение к православной монархии и к её последнему великому святому представителю в России - царю-мученику. Это основная причина многих споров вокруг его личности, потому что последствия безбожной пропаганды остаются и по сей день.
Митрополит Ловчанский Гавриил.Религиозный смысл этого трагического события в том, что царь предпочёл для себя и своего любимого семейства остаться в России, чтобы быть вместе со своим страдающим православным народом и принять мученическую кончину вместо возможности покинуть Россию и жить богато и роскошно в любой стране мира. Более того, царь знал о своём мученическом конце: в своё время было открыто предсказание одного православного подвижника, в котором был предсказан его мученический подвиг. И он принял с покорностью и смирением Божью волю о себе.
Религиозный смысл этого трагического события в том, что царь предпочёл для себя и своего любимого семейства остаться в России, чтобы быть вместе со своим страдающим православным народом.
Кроме того, как истинный мученик он не поддался злобе и ненависти к своим мучителям, многим людям, которые совершили предательство и измену в те смутные времена. А он относился к ним с Христовой любовью и сожалением за их тяжкие грехи богоборчества, цареубийства и другие.
- Владыка, почитание царственных мучеников в России крайне велико: каждый год 17 июля у Ганиной ямы под Екатеринбургом собираются многотысячные крестные ходы. В Сербии традиционно отношение к последнему русскому Царю-мученику имеет особое значение - как к своему святому. Как относятся к Царской семье болгарские верующие?
- Для сербов естественно отношение к нему как своему святому, потому что Россия вступила в Первую Мировую войну, чтобы помочь и спасти Сербию. С другой стороны, это поспособствовало наступлению и победе Октябрьской революции. Православные христиане в Болгарии относятся с большой любовью к царственным страстотерпцам. В нашей епархии скоро будет издана детская книга о преподобном Серафиме Саровском, в которой упоминается и чудо с царской семьёй, произошедшее по молитвам к преподобному Серафиму.
Старец Иоанн (Крестьянкин) и митрополит Гавриил.- В истории Церкви есть православные государи, которые особо послужили на благо Христовой Церкви. Является ли монархическая форма правления единственно нормативной, с точки зрения православных канонов, или, по крайней мере, наиболее правильной и желательной?
- В истории далеко не каждая монархия была православной, поскольку она во многом зависит от личности монарха. Не могу сказать, что только монархическая форма правления является единственно каноничной, правильной и желательной. Но более важно, чтобы люди, которые управляют государством, были хорошими православными христианами.
- Владыка, Вы немало времени провели в России и учились в Московской духовной академии. Могли бы Вы поделиться каким-либо воспоминанием о Вашей жизни в России. Что особенно дорого для Вас в России?
- Несмотря на колоссальную борьбу и старания уничтожить Православие в России после Октябрьской революции, в 1970-е годы моя духовная наставница схиигумения Мария[1] сказала, что вера в России победила. А она знала правду, потому что была прозорливым человеком.
Важно, чтобы люди, которые управляют государством, были хорошими православными христианами.
С годами моего пребывания как студента и священнослужителя Болгарского подворья в Москве сохранились драгоценные воспоминания о встречах со многими настоящими православными христианами (и духовенством, и мирянами), о возможности общения с истинно духовными старцами[2], которые относились с большой любовью к нам, православным болгарам. В этот период имел возможности посещать многие святыни Русской Православной Церкви. Это мои самые дорогие воспоминания о России.
Схиигумения Мария (Дохторова).- В Болгарии после русской революции оказалось много эмигрантов из России, в том числе и значительная часть русского духовенства и монашества. Особо известны на болгарской земле святитель Серафим (Соболев), недавно канонизированный нашими Церквями, и Ваша духовная мать схиигумения Мария-Магдалина (Дохторова), о которой Вы, владыка, написали жизнеописательную книгу. В чём значение подвига этих людей?
- Во время революции большая часть цвета русского общества - духовенство, учёные, писатели, люди искусства - были вынуждены покинуть Россию. Они распространили по всему миру дух истинного Православия и оказали влияние на многие другие народы. Болгария также имела эту благодать принять многих достойных сынов России.
Не забывайте, что как православные болгары любят преподобного Сергия Радонежского, святого Серафима Саровского, святого Иоанна Кронштадтского, святую Елизавету Фёдоровну, святых царственных мучеников, так мы любим и народ, в котором эти святые люди просияли.
Некоторые из них - недавно канонизированный святитель Серафим Софийский[3], архиепископ Феофан Полтавский и великая подвижница благочестия схиигумения Мария (Дохторова). Они помогали своими святыми молитвами, и по сей день они помогают многим болгарам найти путь к христианской жизни, путь к Царствию Божьему. Кроме того, они оставили в сердцах многих болгар любовь и к христианскому подвижничеству, и к русскому народу.
Обитель святой Параскевы Петки (Пятницы) в Болгарии, где подвизалась схиигумения Мария.- Владыка, напоследок просим Вас дать духовный совет людям, нашим братьям и сёстрам, которые прочтут это интервью.
- Дорогие братья и сёстры, православные христиане в России, не забывайте, что как православные болгары любят преподобного Сергия Радонежского, святого Серафима Саровского, святого Иоанна Кронштадтского, святую Елизавету Фёдоровну, святых царственных мучеников, так мы любим и народ, в котором эти святые люди просияли. Надеюсь, что вы не позволите никому и ничему омрачить вашу любовь к православному болгарскому братскому народу - народу святого Иоанна Рыльского, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, святого патриарха Евфимия и всех святых, в земле Болгарской просиявших.
- Высокопреосвященнейший владыка Гавриил, мы от всего сердца благодарим Вас за интервью и желаем Божьей помощи в Вашем архипастырском служении, а также мира и добра всему братскому болгарскому народу!
Поздравляем Вас, владыка, с наступающим днём рождения! Пусть дни Вашего архиерейского служения будут благодатными, долгими и радостно благовестническими, под омофором Вашего духовного покровителя - святого архангела Гавриила! Многая и благая Вам лета!
Интервью подготовлено диаконом Ильёй Масловым и Евгением Ивановым.
[1] Дохторова.
[2] Схимитрополит Питирим (Нечаев), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и Кирилл (Павлов), епископ Василий (Родзянко), митрополит Антоний (Блум), отец Николай Гурьянов и др.
[3] Соболев.