Что бы сделала каждая из нас, современных женщин, оказавшись на Ее месте? Наверно, отчаивалась бы, рыдала и рвала на себе волосы? Великая княгиня вела себя иначе. Она поступила, как истинная христианка! Елисавета Феодоровна нашла в себе силы не только не падать духом, но на третий день после гибели супруга приехать в тюрьму к его убийце, принести ему прощение от Сергия Александровича и призывать к покаянию. Не срываясь в ропот и отчаяние, она на деле показала свою силу любви к Богу, смиренно склоняясь перед Его святой Волей.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна родилась 20 октября/1 ноября 1864 года и была вторым ребенком в большой семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Родители были во всем главным примером для своих детей. Они раздали большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, принося с собой большие букеты цветов, и разносили их по палатам, утешая больных.
На двадцатом году жизни Елисавета Феодоровна вышла замуж за Великого Князя Сергия Александровича, пятого сына Императора Александра II. Их брак был духовным: оба, давшие обет Богу хранить жизнь девственную, они жили, как брат с сестрой.
Он сам, его любовь и его личный пример святой жизни подвигли чуткую душу Елисаветы Феодоровны к приятию Православия - новой для нее веры, в которой ей суждено было прославиться у Бога и за которую она отдала свою жизнь.
1891 год стал судьбоносным для Великой Княгини: она не только обрела духовное единство с любимым супругом, но по назначении его генерал-губернатором Москвы переехала туда вместе с ним.
Елисавета Феодоровна во всем брала пример со своего мужа, всецело отдавшего свои силы на служение Богу, Царю и Отечеству. «Дай мне Бог быть достойной водительства такого супруга, как Сергий», - писала она после его убийства.
Во время Русско-японской войны Великая Княгиня возглавила патриотическое движение, охватившее все общество: организовала швейные мастерские для нужд армии, где работали женщины всех сословий; на свои средства отлично оборудовала несколько санитарных поездов; ежедневно посещала госпитали; заботилась о вдовах и сиротах погибших.
Бомба, брошенная в карету великого князя Сергия Александровича в 1905 году, разорвала надвое и жизнь Елисаветы Феодоровны. Трагедия, пережитая ею, подвела черту под всей ее прежней жизнью: ее быт стал по-монашески аскетическим, а жизнь ее ни в чем больше не походила на жизнь великосветской дамы.
Свое состояние она разделила на три части: в казну, наследникам покойного супруга и самую большую - всецело на благотворительные нужды. На эти средства Великая Княгиня основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, начавшую свою деятельность 10/23 февраля 1909 года. Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елисавету Феодоровну возвели в сан настоятельницы.
Знаменательно посвящение созданной обители святым женам-мироносицам Марфе и Марии. Обитель должна была стать как бы домом святого Лазаря - друга Божия, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы - служение Господу через своего ближнего.
Великая Княгиня стала жить, как монахиня-подвижница. Она тайно носила власяницу и вериги, спала на деревянной кровати без матраца. Строго соблюдала посты, вкушая только растительную пищу. Работала в больнице, завершая обход больных за полночь. Ночью она молилась в молельне или в церкви, ее сон редко продолжался более трех часов.
Елисавета Феодоровна организовывала дома призрения для сирот, инвалидов, тяжелобольных, находила время для их посещения, постоянно поддерживала материально, привозила подарки.
С начала Первой мировой войны Великая Княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Октябрьская революция 1917 года, ввергнувшая страну в хаос, повлияла и на деятельность Марфо-Мариинской обители. На приглашения покинуть Россию, Елисавета Феодоровна неуклонно отвечала: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня».
Гроза над обителью разразилась в начале 1918 года. Сначала чекисты арестовали нескольких больных, затем объявили, что сирот переводят в детский дом, а в апреле 1918 года, на третий день Святой Пасхи, арестовали и увезли из Москвы саму Матушку Великую - Елисавету Феодоровну. С Великой Княгиней поехали две сестры - Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с Великой Княгиней до конца. Последние месяцы своей жизни Елисавета Феодоровна провела в заключении в школе на окраине города Алапаевска вместе со своей келейницей Варварой Алексеевной Яковлевой, с Великим Князем Сергием Михайловичем, его секретарем - Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями - князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палей.
Глубокой ночью 5/18 июля 1918 года, в день памяти святого преподобного Сергия Радонежского, Великую Княгиню вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали Елисавету Феодоровну в черную яму, она только крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают бо что творят» (Лк. 23, 34). Почти все узники, сброшенные в шахту, долгое время оставались живы. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв, звучала Херувимская песнь.
Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Когда с приходом белогвардейцев шахта была раскопана и тела подняты на землю, то оказалось, что Великая Княгиня даже в последние часы своей жизни была верна делу милосердия. Тяжело раненая сама, в полном мраке, она сумела перевязать своим апостольником голову раненого Великого Князя Иоанна. Пальцы правой руки Великой Княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Скончались они в страшных мучениях от жажды, голода и ран.
В духовном подвиге Великой Княгини Елисаветы мы видим соединение путей святости!
Схимонахиня НИКОЛАЯ (Софронова),
Ксения МАСЛЕЕВА