
И вот 6-го декабря 1918 года верный вере
и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси
Господи...» Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из
винтовок и орудий... Из письма патриарха Тихона адмиралу Колчаку. 1918 г».
Nicolaum sanctum inter caeteros divos
praecipue venerantur, eumque Divino fere cultu prosequuntur": Alexandri
Gwagnini Veronensis. Omnium
Regionum Moscoviiae. Descriptio. 1578. (Среди прочих святых они больше всего
чтут Николая Угодника и воздают ему почти божеские почести. Александр Гваньини)
Лет 20 назад купила я, помнится, в храме
монографию М.С. Крутовой «Святитель Николай в древнерусской письменности» («Мартис»,
1997 г.), стала читать и настолько была поражена её содержанием, что, вот,
много лет не могла свести концы с концами.
Да и доселе, признаться, не свела, хотя
сейчас запросто можно ещё и в сети порыться. Архимандрит Антонин (Капустин)
полтораста лет назад написал свою работу «Св. Николай, епископ Пинарский и
архимандрит Сионский», но мне до монографии Крутовой ровным счётом ничего не
было известно про то, что древнерусские жития святителя Николая вслед за
византийскими (поскольку началась эта путаница ещё там) смешивают двух святых
епископов: святителя Николая Мирликийского, жившего при императорах
Диоклетиане, Максимиане и Константине (конец третьего- начало четвёртого века),
со святителем Николаем Пинарским, жившим при императоре Юстиниане (в шестом
веке).
Обстоятельства их жизни и посмертные
чудеса были так основательно перемешаны ещё у Симеона Метафраста (чьё житие
свт. Николая было, кажется, самым популярным из переводов, хотя, как пишут,
сохранилось в более поздних списках, нежели «Иное житие» того же святителя, с
другим текстом, неизвестного автора), что куда уж там было их разделить русским
переписчикам и иконописцам, на житийных иконах святителя Николая та же
путаница, часть эпизодов попали на клейма из жизнеописания святителя Николая
Пинарского.
Нарочно посмотрела, что там висит
сейчас, сегодня, 19 декабря 2018-го года на «Православии. ру». Та же песня.
В обширном труде архимандрита Августина
мне понравилось и запомнилось (перескажу по памяти), такое его замечание: «Наблюдатель,
глядящий на небо в подзорную трубу, удивляется, когда видит при увеличении
двойную звезду вместо одной, то же и в данном случае. Я надеюсь, все, кто
прочитают наш труд (с текстом Жития второго святителя) убедятся в том, что это
два разных святых».
Ну, не знаю. Опубликована работа была в
1869-м году в Трудах Киевской духовной академии (а сейчас висит на Азбуке. ру),
и никогда в жизни, ни в одном храме, ни от одного священника я не слышала об
этом явлении. Двадцать лет назад это смущало меня гораздо больше, чем сегодня.
Тогда интернета у меня дома не было, а я
училась в Свято-Тихоновском богословском институте и страдала от нехватки
учебной литературы и денег на её покупку. Тем более, что на работе нужно было
брать отпуск за свой счёт на время сессии, а за сессии платить, «вносить
пожертвования». Махнула рукой и бросила, недоучилась, нужно было думать, на что
ребёнка учить.
А подруга доучилась, получила второе
высшее. Зато сын ни одного, пока она богословием занималась, он в тюрьму попал,
а когда вышел, не стал в университете доучиваться... Каждому своё.
Так вот что меня сегодня озадачивает.
Крутова пишет, что и мощей двое, одни в Бари, другие в Венеции, а другие пишут,
что один итальянский антрополог и те другие мощи исследовал и пришёл к выводу,
что они одному человеку принадлежат. Скачала себе фотографию этого антрополога
с черепом святителя в руках, но имя не запомнила, да и зачем. Наш Герасимов
тоже таким делами занимался, со школы помню его «реконструкции по черепам» и
как всегда мне это претило.
Главное, я люблю славянские жития, но во
время оно никогда в рукописях метафрастово Житие святителя Николая не читала,
разве что краткое проложное. А Крутова издала его по рукописям из Российской
государственной библиотеки, и как-то ещё больше меня запутала.
Есть у меня и книжка с фототипическим
воспроизведеним рукописи с Житием конца XVI века из круга Курбского, издал В.В.
Калугин. Князь Курбский, как он пишет, в своей переписке с Грозным активно
пользовался образами этого Жития.
Не только Гваньини свидетель тому, что в
то время в Московии Николай Угодник почитался «почти как Бог», но и тот факт,
что вятская Великорецкая икона святителя именно в это время по приказу царя
Иоанна привезена была в Москву в Успенский собор для почитания. Да множество
таких свидетельств, Б. Успенский целую книгу написал про «русского Бога Николая»,
называется она мудрёно как-то, запамятовала.
Никогда не ходила в Великорецкий
крестный ход, хотя святителя Николая почитаю и, было дело, ежедневно читала ему
акафист и помнила наизусть первые кондак и икос. Тогда я в школе целый год
отработала и так уморилась, что не передать. Зарплаты даже на автобус не
хватало, ходила на работу пешком на другой конец города, вела в старших классах
православную культуру.
Самым зримым свидетельством моей нищеты
была даже не одежонка, а то, что в целях экономии я купила какую-то дрянь
вместо лосьона (кожа у меня сухая, стараюсь не умываться водой, а протирать) и
покрылась после её употребления прыщами, это такой был ужас, сразу поняла,
почему мёрли как мухи те, кто эту же дрянь внутрь употребляли.
Спасло меня только то, что по окончании
учебного года я попала на море, кроме общеобразовательной школы, я ещё
воскресную вела у скаутов, у одной моей ученицы мама работала в минобразе и
пожалела меня, пристроила воспитателем в южный выездной лагерь «для одарённых
детей», мне ещё и заплатили там, а не только безплатно на море вывезли, где
прошли все мои болячки.
Помню, в этом лагере я в последний раз
плавала на корабле по морю, просто покатались с детьми, в Одессе, и на этой
пристани, с которой отплывал наш кораблик, стоял храм святителю Николаю. Дети
были хоть и одарённые, но, как и обычные дети, быстро спустили все свои
карманные деньги даже не на фрукты, а на сладости, и пришлось мне своих
подопечных за свои деньги катать, вот только не помню, на всех ли хватило.
Вспомнила потому, что это катание у
морского берега похоже оказалось на историю святителя Николая. Наш кораблик,
может, и мог в тихую погоду подальше заплыть, так, чтобы не видеть берегов, но
мы на нём только вдоль берега поплавали, да и вернулись на пристань.
Кое-кто из моих знакомых бывал в Бари, я
их восторги никогда не могла в полной мере разделить просто потому, что не
чаяла туда попасть, это же не книжки, гораздо дороже - с одной стороны. А с
другой - зачем? Не зная толком латыни с греческим и побываешь, а не
разберёшься, что к чему.
«Никола вешний», празднование «перенесения
мощей» из Мир в Бари, пишут, очень быстро утвердилось на Руси в обход греков,
те это событие отнюдь не праздновали. Запомнила, что Бари почти одновременно с
Мирами отняли у Византии соседушки, а все сложные перипетии того времени как-то
вылетают из головы, вот, запомнила ещё, что особую церковь для мощей построили
в Бари в тот же год, 1089-й, когда освятили в Киеве Успенский собор в лавре.
Может быть потому, что в Бари храм
доселе цел, а Успенский собор в Киеве взорвали «наши» в сентябре 1941-го, а
потом на немцев сваливали... Горе, горе...
Да, так вот про кораблик в море.
Огромном бурном море истории падшего человечества. Чтобы далеко заплыть,
оснащение нужно: паруса или двигатели. Русские не сразу стали мореплавателями,
долго воевали с соседями за выходы к морям. Не сразу, словом, Москва строилась,
первый со вторым Римом почти на полторы тысячи лет раньше, и там тоже, пишут,
святителя Николая знают и чтят, но как-то иначе, а в чём именно разница - не
вем, не бывала.
Вот в Ферапонтово бывала. Там Дионисий в
куполе того придела святителя поместил, где отпевали покойников. И лик у него и
строгий, и милостивый, как-то сразу понимаешь, что благодать хоть и дар, а
чтобы стяжать её, нужен труд. Вот такая простая, но непонятная многим
современникам синергия: зачем, дескать, поститься и часами молиться, Богу это
не нужно. Нужно! Богу нужно, чтобы человек себя понуждал и ограничивал, покорял
свою плоть Духу.
Чтобы не забыть, запишу для себя, что
там этот итальянский антрополог нарыл. По его словам, святитель Николай питался
только растительной пищей, много лет провёл в тюрьме и, видимо, его пытали на
дыбе: косточки об этом свидетельствуют. Мощи-то его - это просто разрозненные
косточки...
Воздержания учителю, моли Бога о нас,
грешных!