itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святитель Николай

Новости Москвы 
0
558
Время на чтение 7 минут
«...Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях.


И вот 6-го декабря 1918 года верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи...» Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий... Из письма патриарха Тихона адмиралу Колчаку.
1918 г».

Nicolaum sanctum inter caeteros divos praecipue venerantur, eumque Divino fere cultu prosequuntur": Alexandri Gwagnini Veronensis. Omnium Regionum Moscoviiae. Descriptio. 1578. (Среди прочих святых они больше всего чтут Николая Угодника и воздают ему почти божеские почести. Александр Гваньини)


Лет 20 назад купила я, помнится, в храме монографию М.С. Крутовой «Святитель Николай в древнерусской письменности» («Мартис», 1997 г.), стала читать и настолько была поражена её содержанием, что, вот, много лет не могла свести концы с концами.

Да и доселе, признаться, не свела, хотя сейчас запросто можно ещё и в сети порыться. Архимандрит Антонин (Капустин) полтораста лет назад написал свою работу «Св. Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский», но мне до монографии Крутовой ровным счётом ничего не было известно про то, что древнерусские жития святителя Николая вслед за византийскими (поскольку началась эта путаница ещё там) смешивают двух святых епископов: святителя Николая Мирликийского, жившего при императорах Диоклетиане, Максимиане и Константине (конец третьего- начало четвёртого века), со святителем Николаем Пинарским, жившим при императоре Юстиниане (в шестом веке).

Обстоятельства их жизни и посмертные чудеса были так основательно перемешаны ещё у Симеона Метафраста (чьё житие свт. Николая было, кажется, самым популярным из переводов, хотя, как пишут, сохранилось в более поздних списках, нежели «Иное житие» того же святителя, с другим текстом, неизвестного автора), что куда уж там было их разделить русским переписчикам и иконописцам, на житийных иконах святителя Николая та же путаница, часть эпизодов попали на клейма из жизнеописания святителя Николая Пинарского.

Нарочно посмотрела, что там висит сейчас, сегодня, 19 декабря 2018-го года на «Православии. ру». Та же песня.

В обширном труде архимандрита Августина мне понравилось и запомнилось (перескажу по памяти), такое его замечание: «Наблюдатель, глядящий на небо в подзорную трубу, удивляется, когда видит при увеличении двойную звезду вместо одной, то же и в данном случае. Я надеюсь, все, кто прочитают наш труд (с текстом Жития второго святителя) убедятся в том, что это два разных святых».

Ну, не знаю. Опубликована работа была в 1869-м году в Трудах Киевской духовной академии (а сейчас висит на Азбуке. ру), и никогда в жизни, ни в одном храме, ни от одного священника я не слышала об этом явлении. Двадцать лет назад это смущало меня гораздо больше, чем сегодня.

Тогда интернета у меня дома не было, а я училась в Свято-Тихоновском богословском институте и страдала от нехватки учебной литературы и денег на её покупку. Тем более, что на работе нужно было брать отпуск за свой счёт на время сессии, а за сессии платить, «вносить пожертвования». Махнула рукой и бросила, недоучилась, нужно было думать, на что ребёнка учить.

А подруга доучилась, получила второе высшее. Зато сын ни одного, пока она богословием занималась, он в тюрьму попал, а когда вышел, не стал в университете доучиваться... Каждому своё.

Так вот что меня сегодня озадачивает. Крутова пишет, что и мощей двое, одни в Бари, другие в Венеции, а другие пишут, что один итальянский антрополог и те другие мощи исследовал и пришёл к выводу, что они одному человеку принадлежат. Скачала себе фотографию этого антрополога с черепом святителя в руках, но имя не запомнила, да и зачем. Наш Герасимов тоже таким делами занимался, со школы помню его «реконструкции по черепам» и как всегда мне это претило.

Главное, я люблю славянские жития, но во время оно никогда в рукописях метафрастово Житие святителя Николая не читала, разве что краткое проложное. А Крутова издала его по рукописям из Российской государственной библиотеки, и как-то ещё больше меня запутала.

Есть у меня и книжка с фототипическим воспроизведеним рукописи с Житием конца XVI века из круга Курбского, издал В.В. Калугин. Князь Курбский, как он пишет, в своей переписке с Грозным активно пользовался образами этого Жития.

Не только Гваньини свидетель тому, что в то время в Московии Николай Угодник почитался «почти как Бог», но и тот факт, что вятская Великорецкая икона святителя именно в это время по приказу царя Иоанна привезена была в Москву в Успенский собор для почитания. Да множество таких свидетельств, Б. Успенский целую книгу написал про «русского Бога Николая», называется она мудрёно как-то, запамятовала.

Никогда не ходила в Великорецкий крестный ход, хотя святителя Николая почитаю и, было дело, ежедневно читала ему акафист и помнила наизусть первые кондак и икос. Тогда я в школе целый год отработала и так уморилась, что не передать. Зарплаты даже на автобус не хватало, ходила на работу пешком на другой конец города, вела в старших классах православную культуру.

Самым зримым свидетельством моей нищеты была даже не одежонка, а то, что в целях экономии я купила какую-то дрянь вместо лосьона (кожа у меня сухая, стараюсь не умываться водой, а протирать) и покрылась после её употребления прыщами, это такой был ужас, сразу поняла, почему мёрли как мухи те, кто эту же дрянь внутрь употребляли.

Спасло меня только то, что по окончании учебного года я попала на море, кроме общеобразовательной школы, я ещё воскресную вела у скаутов, у одной моей ученицы мама работала в минобразе и пожалела меня, пристроила воспитателем в южный выездной лагерь «для одарённых детей», мне ещё и заплатили там, а не только безплатно на море вывезли, где прошли все мои болячки.

Помню, в этом лагере я в последний раз плавала на корабле по морю, просто покатались с детьми, в Одессе, и на этой пристани, с которой отплывал наш кораблик, стоял храм святителю Николаю. Дети были хоть и одарённые, но, как и обычные дети, быстро спустили все свои карманные деньги даже не на фрукты, а на сладости, и пришлось мне своих подопечных за свои деньги катать, вот только не помню, на всех ли хватило.

Вспомнила потому, что это катание у морского берега похоже оказалось на историю святителя Николая. Наш кораблик, может, и мог в тихую погоду подальше заплыть, так, чтобы не видеть берегов, но мы на нём только вдоль берега поплавали, да и вернулись на пристань.

Кое-кто из моих знакомых бывал в Бари, я их восторги никогда не могла в полной мере разделить просто потому, что не чаяла туда попасть, это же не книжки, гораздо дороже - с одной стороны. А с другой - зачем? Не зная толком латыни с греческим и побываешь, а не разберёшься, что к чему.

«Никола вешний», празднование «перенесения мощей» из Мир в Бари, пишут, очень быстро утвердилось на Руси в обход греков, те это событие отнюдь не праздновали. Запомнила, что Бари почти одновременно с Мирами отняли у Византии соседушки, а все сложные перипетии того времени как-то вылетают из головы, вот, запомнила ещё, что особую церковь для мощей построили в Бари в тот же год, 1089-й, когда освятили в Киеве Успенский собор в лавре.

Может быть потому, что в Бари храм доселе цел, а Успенский собор в Киеве взорвали «наши» в сентябре 1941-го, а потом на немцев сваливали... Горе, горе...

Да, так вот про кораблик в море. Огромном бурном море истории падшего человечества. Чтобы далеко заплыть, оснащение нужно: паруса или двигатели. Русские не сразу стали мореплавателями, долго воевали с соседями за выходы к морям. Не сразу, словом, Москва строилась, первый со вторым Римом почти на полторы тысячи лет раньше, и там тоже, пишут, святителя Николая знают и чтят, но как-то иначе, а в чём именно разница - не вем, не бывала.

Вот в Ферапонтово бывала. Там Дионисий в куполе того придела святителя поместил, где отпевали покойников. И лик у него и строгий, и милостивый, как-то сразу понимаешь, что благодать хоть и дар, а чтобы стяжать её, нужен труд. Вот такая простая, но непонятная многим современникам синергия: зачем, дескать, поститься и часами молиться, Богу это не нужно. Нужно! Богу нужно, чтобы человек себя понуждал и ограничивал, покорял свою плоть Духу.


Чтобы не забыть, запишу для себя, что там этот итальянский антрополог нарыл. По его словам, святитель Николай питался только растительной пищей, много лет провёл в тюрьме и, видимо, его пытали на дыбе: косточки об этом свидетельствуют. Мощи-то его - это просто разрозненные косточки...

Воздержания учителю, моли Бога о нас, грешных!

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Гитлер разбудил Оппенгеймера
«О́ппенгеймер»
18.09.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44