Чтобы отменить оценки в школе, нужно быть Сталиным

Министр просвещения России Ольга Васильева положила конец разговорам о переводе школьных оценок на 12-балльную систему. «Пятибалльная система у нас существует уже 75 лет. Она традиционна для нашей страны», - заявила она.

К аргументу можно придраться: мало ли что для нашей страны традиционно, от некоторых традиций иногда не грех и отказываться. Но в целом министр прав: нам не нужна 12-балльная система. И вот почему.

12-балльная система легко сводится к пятибалльной: новые «пятерка» и «шестерка» - это старое «три», ниже - «два» и так далее. А значит, дети по-прежнему будут разделяться на троечников и отличников, и дамоклов меч плохой оценки все так же будет висеть над их макушками. Смысл же многобалльной системы в том, чтобы убрать этот меч, эту угрозу, эту травму для детей и родителей.

Ничто так не мешает учебе и ничто так не противно детской психологии, как страх неудачи, или, говоря современным языком, «синдром выученной беспомощности». Но современной школе (я не имею в виду сверкающую верхушку айсберга - учителей-умниц, мастеров, самоотверженных энтузиастов, талантов, я говорю о подводной, чиновно-бюрократической части) наплевать на выученное бессилие.

Современная школа ориентирована на «успех» и «лидерство», ее интересуют только отличники, победители олимпиад и те, кто к ним поближе. Прочие же дети - «отходы производства». И какая кому разница, что там у них в душе. Это то, за что лично я школу не люблю и, будучи учителем по диплому, в ней не работаю. От учителя требуют «показателей», а не человечности.

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Что же делать, чтобы «выученной беспомощности» и сопутствующего ей «учебного стресса» (тоже официальный термин) избегнуть? Рецепт есть - и кое-где негласно применяется. Это... погодите, не смейтесь - 26-балльная система оценки.

Теоретически 26 баллов так же можно свести к «двойкам» и «пятеркам», но, как показывает практика (я с этой системой сталкивался), ни ученики, ни родители такими множествами оперировать оказываются не в состоянии. Не бывает «четырнадцатищиков» (три с плюсом). Бывает так: «За прошлый диктант Ваня получил 13 баллов. А за сегодняшний - 14! Давайте поздравим его, ребята, поаплодируем». И Ваня доволен, как удав.

А если наоборот - было четырнадцать, а стало тринадцать - Ваня закусит губу: «Эх, елки... чуть-чуть не повезло!» Возникает соревновательный, спортивный азарт, «борьба за показатели» превращается для ребенка в игру. На нем больше нет клейма неудачника, тупицы, троечника. Работает плавающая, динамичная система оценки. Оценки - но не приговора.

Конечно, если 26-балльная система станет обязательной и попадет в жернова бюрократии, изгадить можно и ее. Но вряд ли наш министр просвещения боится именно этого. Я, конечно, не могу залезть к ней в голову, разные у нас масштабы понимания проблемы, но думаю почему-то, что противится она вот какой простой вещи.

На эту тему

Переход с одной системы оценок на другую влечет за собой написание кучи бумажек, издание кучи циркуляров, новых руководств, методичек, пособий, даже учебников. А это - деньги, их нужно выделять и... можно пилить.

А если фантазировать дальше, то следует вспомнить, что деньги (в том числе казенные) - это ресурс, и тот, кому этот ресурс попадает в руки, становится сильнее. Может быть, министр боится, что эти деньги попадут не в те руки?

Отсюда, думается, туманность и обтекаемость аргументов: «Пятибалльная система традиционна». Министр не говорит, что отход от этой системы принесет вред. Она говорит: «пока не время».

Но оставим политику, вернемся к образованию. Закручивать гайки, делая ставку на «китайскую модель» (в Китае средняя школа напоминает детский концлагерь), или идти по условно «финскому» пути (в Финляндии детям вообще не задают домашних заданий)?

Отсеивать тонны «человечьей руды», чтобы выбирать крупицы золота (отличников, которые потом то ли уедут за границу, то ли будут работать на благо своей страны), или делать ставку на создание атмосферы свободы и творчества, в которой и далеко не «лидеры» смогут раскрыться?

Борьба этих двух концепций будет вечной. Я признаю логику и правоту первой - с точки зрения «результата», наверное, отсеивать эффективнее. Но мне жаль отсеянных, выбракованных, приговоренных. И по-человечески, и... м-м-м... рационально. Поэтому я вообще за то, чтобы отменить обязательные оценки.

Ну то есть надо сделать их факультативными. Все приходят в школу «за интерес», чтобы узнавать что-то необычное, удивительное, забавное, новое. (Дети это любят, им это легко дается - узнавать новое.) Так, а теперь попробуем этим знанием пользоваться... Получается или нет? Нравится или нет? Нравится? Тогда попробуем на оценку! Кто хочет попробовать на оценку?

Другие материалы автора

Те, кто хочет получать оценки по каждому конкретному предмету, - получают, а кто не хочет, тот нет. Получает по другим предметам. И тогда Ваня из нашего предыдущего примера, полный балбес в правописании, оказывается отличником по истории или по физкультуре.

Кстати, с физкультурой эта система негласно работает. Принципиальный физкультурник, заваливший прилежную, но толстенькую и неуклюжую отличницу, которая «идет на медаль», - часто мы встречаем такое? Если и встречаем, то считаем такого физкультурника чудаком на букву «м» и уродом.

А что же остальные предметы?..

Поймите, каждый ребенок - «идет на медаль». А мы их заваливаем... Как правило, уже в начальной школе. В погоне за двумя-тремя школьными «гениями» (кстати, настоящие гении из школьных отличников почему-то получаются не так уж часто) выбрасываем еще человек двадцать гениев нераскрывшихся, не верящих в себя и не знающих своих сил, загнобленных и затурканных!

А причина одна - система оценок. Вот ее и надо отменить. Но для этого недостаточно быть министром Васильевой. Для этого надо быть Сталиным, Петром Первым и Иваном Грозным.

Как часто мы понимаем, что нужно делать, но сделать этого не можем! Кому-то надо бросить курить. Кому-то - похудеть. Кому-то (вот как мне) и то и другое. А кому-то - отменить систему школьных оценок или ввести налог «на богатство».

Все мы знаем, как должна быть устроена жизнь. Но между «знаю» и «делаю» дистанция большого размера. Так же как между «делаю» и «получается». Некоторым иногда удается эту дистанцию пройти. Немногим. Но именно они и оплодотворяют жизнь.

Дай Бог сил и здоровья всем участникам забега!

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Лев Пирогов:
Все статьи автора
"Русская школа"
Сотый… чтобы был тысячный, миллионный, стомиллионный…
В Калязинском районе существует добрая традиция чествования каждого сотого ребенка
19.11.2020
Дистанционное обучение как элемент электронного контроля
У детей отобрали возможность нормально учиться, а теперь еще и внедряют электронную слежку за ними
19.11.2020
«Очаги». Владимир Мартышин. Ивановское на Лехте.
Люди стремятся попасть в эту деревенскую школу
13.11.2020
Почему власть не слышит патриотов?
Размышления по поводу одной публикации РИА «Катюша»
13.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Ситуация напоминает мартовскую Ломбардию
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-12-01 17:11
Вечная память
Новый комментарий от Gena
2020-12-01 17:10
Виктор Баранец: Россия способна «выбить зубы» НАТО
Новый комментарий от Александр Уфаев
2020-12-01 16:27
Добровольный мученик и гордец
Новый комментарий от Константин В.
2020-12-01 16:14
К лицу ли патриарху лгать?
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-12-01 16:01
Пандемия атеизма
Новый комментарий от поп Андрей
2020-12-01 15:24