Счастливы ли дети в России?

Что такое счастье сегодня? Изменилось ли наше представление о счастье? Если изменилось, то как, в какую сторону? Спрашивать об этом у взрослых бесполезно. Взрослые известно что скажут. Мы решили спросить у детей.

Давным-давно (то есть по историческим меркам совсем недавно), когда мы с вами были детьми, про счастье было принято говорить так:

«Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». (Аркадий Гайдар, «Чук и Гек».)

Верно это было или неверно, спорить сейчас не будем. Для воспитанных в культуре советских лучезарных фильмов и книжек - верно. Для воспитанных в воспоследовавшей атмосфере разоблачений и покаяния - это пропаганда и лицемерие.

Вопрос в другом. Что такое счастье сегодня? Изменилось ли наше представление о счастье? Если изменилось, то как, в какую сторону?

Спрашивать об этом у взрослых бесполезно. Взрослые известно что скажут. «Счастье - это когда ничего не болит». Или «когда счета оплачены».

Мы решили спросить у детей. Детство - это же счастливая пора, верно? Детям положено разбираться в вопросе.

Итак, мы задали детям 8-12 лет два вопроса: «Что такое счастье? Что тебе нужно для счастья?»

Ответы получили не сказать чтоб очень разнообразные. Цитирую:

- Для счастья нужна семья, друзья и никогда не ссориться...

- Счастье - это когда я радуюсь, веселюсь, когда мои родные и близкие здоровы...

- Счастье - это когда вся семья дома и все родные рядом. Для счастья мне нужно, чтобы никто не болел и все были радостные и счастливые...

И так далее.

Вроде бы всё верно, всё правильно? И в то же время эти ответы вызывают смутное беспокойство. Заставляют насторожиться.

Обратите внимание: в гайдаровском определении счастья нет несчастья. Есть рецепт - что для счастья нужно. Что делать, чтобы стать счастливым. Будь честен. Трудись. Люби.

А в ответах современных детей всюду за счастьем где-то очень близенько стоит... несчастье. За здоровьем прячется возможность болезни; за любовью - опасность нелюбви; за дружными семьями - семьи разбитые и разлучённые... Чувствуете?

Определение счастья даётся по принципу «от противного»: счастье - это когда нет несчастья: нет болезни, разлуки; семейного неблагополучия, нелюбви.

Образ счастья у детей не позитивный, а контрнегативный. Это означает, что они... лучше понимают, что такое несчастье. И прибегают к этому пониманию для определения счастья, которое уже как бы производное от несчастья.

Можно, конечно, отмахнуться от этого опроса тысячью способов, я и сам бы с удовольствием это сделал, да только вот что мне вспомнилось.

Пару лет назад я беседовал с Марьяной Михайловной Безруких - академиком, директором Института возрастной физиологии, и она рассказала мне об одном исследовании, проведённом их институтом.  

Задача была - выяснить, как дети распознают различные эмоции и их оттенки. Радость, удивление, печаль, гнев, азарт - и так далее. Так вот, знаете, какая из эмоций оказалась им лучше всего знакома? Страх.

Никто не ожидал подобного результата. Наша страна не воюет. Не голодает. Не сидит по тюрьмам. А наши дети лучше всего разбираются... в страхе.

Отчасти это детская (и не только детская) поп-культура. Здесь страх в ходу - это одна из самых сильных эмоций, а значит и выразительных. 

Игры-ужастики, типа «Пять ночей с Фредди», мультфильмы, где постоянно случается что-то такое, от чего лица персонажей искажаются гримасами ужаса, индустрия страшных игрушек, типа дьяволоподобных роботов и так далее. Но не только это.

Нельзя сбрасывать со счетов и постоянную невротизированность современного ребёнка комплексом проблем под названием «семья и школа».

Родители боятся, что их ребёнок «не соответствует» требованиям программы, требованиям учителя, «общему уровню» и так далее. А значит, не сдаст как надо ОГЭ-ЕГЭ, не поступит в институт на бюджетное место, а значит, «не устроится в жизни» - «будет гусей пасти». Страх порождает агрессию.

Учителя боятся, что дети (слишком непоседливые и неуправляемые) не соответствуют требованиям «роста показателей» и «отчётности».

Например, комплекс образовательных программ «Школа без стресса» (есть такой, мы с ними соседи, сидим в одном здании) - знаете, на кого рассчитан? Думаете, на детей, на родителей? Нет! На учителей! Это учителям нужна психологическая и методическая помощь для преодоления «учебного стресса». И снова стресс (страх) порождает агрессию.

Родители недовольны учителями, учителя недовольны родителями, и все вместе недовольны детьми. Ребёнок живёт под двойным прессом. Или под тройным, если добавляются проблемы со сверстниками.

Расхожая проблема: не хватает школьных психологов. Их нужно больше, а их, наоборот, сокращают в порядке «оптимизации».

Но помилуйте, когда мы с вами учились в школах, там вообще не было такой штатной единицы - «школьный психолог»! Никому и в голову не приходило, что их не хватает... Что изменилось?

Ещё расхожая проблема: от двадцати до сорока процентов первоклассников демонстрируют «психологическую неготовность к школе».

То есть не способны подчиняться, слушать учителя, концентрироваться в течение определённого времени на одной задаче и так далее. Не способны нормально, без конфликтов, общаться со сверстниками. 

Ещё проблема: дети разучились радоваться удачам друг друга. Чужие успехи вызывают в них ревность и желание переключить внимание на себя: «А вот я; а вот у меня тоже».

Ещё: замыкаются в себе, в своих подростковых субкультурах. Ничем не интересуются, ничего не читают, не идут на контакт с родителями, с ними не о чем поговорить. И так далее.

Кто виноват? Ну, не знаю... Вообще-то дети транслируют поведение взрослых. (Ещё раз: поведение. Не то, что мы им говорим. То, что мы делаем в свободное от решения педагогических задач время.)

Что делать? Хм-м-м... Прежде чем попробовать ответить на этот вопрос, надо задаться другим: а чем мы готовы поступиться для того, чтобы этого не было?

Составить большой-пребольшой список, в котором будет всё - все достижения последних тридцати лет, от относительного изобилия «товаров повседневного спроса» до возможности ругать президента.

И вычёркивать. Что не жалко? Много вычеркнуть получится? Если половину осилим, значит, надежда есть. А если нет, если жалко... Ну, тогда надо расслабиться и получать удовольствие.

Знаете, есть два подхода в коррекционной педагогике, один условно «советский», другой условно «американский». Советский заточен под то, чтобы постараться исправить проблему, а американский - под то, чтобы научиться с ней жить.

Можно ведь и без счастья жить в принципе.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Лев Пирогов:
Все статьи автора
"Проблемы семьи и брака"
Две «ямы» от большого чиновника
По словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, критическую демографическую ситуацию в РФ можно объяснить очень просто: её прошлым, а не настоящим
23.11.2020
Эвтаназия выгодна страховщикам и чиновникам
Или почему на Западе легализуются убийства больных людей
21.11.2020
«Украинская Церковь не уступит Евангельским учением в угоду греху»
Епископ Барышевский Виктор просит украинские власти не продавать исконные национальные ценности содомитам и сохранить традиционную семью
21.11.2020
Семья сильна, когда над ней крыша одна
Даже у пьяниц нельзя отнимать детей, нужно бороться за родную семью до последнего
21.11.2020
О законе об изъятии детей: Власть ищет
дополнительный карательный инструмент
19.11.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Взвешенное, глубоко продуманное, выстраданное мнение
Новый комментарий от Валерий
2020-11-24 22:28
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-24 22:27
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Константин В.
2020-11-24 21:02
Манипуляция и пропаганда
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-11-24 20:41
В России нет места героизации финских фашистов
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-24 14:37
Протоиерей Лепин выступает в роли провокатора
Новый комментарий от Андрей Х.
2020-11-24 14:12
Взвешенное, глубоко продуманное, выстраданное мнение
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-24 11:12